В большой политике осмотрительность должна быть на первом месте. Даже самое горячее побуждение следует тщательно отмерять и оценивать последствия. Только затем — бросаться выполнять задуманное. Иначе велик риск налететь на суровые неприятности. Многократно случались попытки нарушить этот принцип. И ни разу они не принесли никакого успеха своим инициаторам.
Скандинавская непочтительность вышла боком
Руководители страны тысячи озёр переоценили собственные возможности по раскусыванию России. В действительности они от нас зависят даже в большей степени, нежели мы от своенравного Хельсинки. Каковой ступил на накатанную дорожку.
В прошлый раз она дважды привела финское государство на грань разгрома. И только нежелание возиться с этим сомнительным призом, класть ради обладания им дополнительные тысячи солдат и миллионы снарядов, позволила сохраниться. Более того, именно позитивное отношение нашей страны превратило Финляндию в спокойный благополучный уголок. Ряд совместно реализованных проектов во второй половине 20 века, активная торговля создали иллюзию мягкого, мирного сообщества. Каковая рухнула с совершенной неизбежностью...
Началось всё с намерения присоединиться к НАТО. Власти наперебой щебетали о новых открывающихся перспективах противоборства «восточному соседу». Пресса восторженно описывала очередные санкционные пакеты. Политологи рьяно шумели, восхищаясь грядущим золотым дождём, который непременно прольётся на Суоми благодаря НАТО-угодническому курсу. Но не прошло и пары лет, как блаженные иллюзии растворились в тумане. Вместо шикарных перспектив замаячили вещи крайне неприглядные.
«Давай вот так сделаем»
Подлинно выглядит финляндское поведение подобным образом. Хорохорились, старательно придумывая, как побольнее ущипнуть Москву, её граждан и коммерсантов. Вводили ограничения въезда российских туристов, заблокировали проезд наших граждан без предъявления веской причины. Потом стали строить пограничный забор, вышвыривать дипломатов.
Расплата грянула — и ещё грядёт
Экономика северной республики испытала тяжёлый удар. Сворачивание бизнесов, завязанных на туризм и трансграничный грузопоток — печальная реальность последнего времени. Грузовики, вагоны, самолёты, суда не просто так пересекали рубежи. Они оставляли щедрый денежный след, поддерживавший местное население, наполнявший бюджеты всех уровней.
Кремль оказался не беззубым. Подлая пакость после десятков лет уверенного сотрудничества получила суровый ответ. Теперь по сторону границы горько жалуются, пытаясь убедить Москву поскорее в инициативном порядке снять ограничения. Теперь нельзя выехать из условного Тампере, наполнить бак в Ленобласти или Карелии, получив изрядную выгоду благодаря разнице стоимости на АЗС.
А 1 октября 2023 года закроется генконсульство в Петербурге. Тем редким финским гражданам, кто всё же поедет в нашу страну, придётся решать все вопросы через московское представительство. Пусть платят, закладывают лишнее время на дорогу. Нам денежка, им морока — чудесно звучит!
Газ перестали подавать, опять же. Сейчас приходится завозить мусор из Италии, а с учётом роста стоимости перевозок это откровенно нерентабельная замена. Итальянская экономика тоже под ударом, так что отходов скоро физически станет меньше. Никакие расходы не позволят получать их в достаточном объёме.
Но пусть даже сохранится это (включим на минутку оптимистичные нотки). Значит, надо покупать. А на какие деньги? Сбыт сельхозпродуктов перекрыт. Теперь и краска «Тиккурила» не будет наноситься на стены домов в Томске, Саратове, Нальчике, Якутске. Шины «Нокиан» оказались вполне заменимы.
Изготовитель лифтов, эскалаторов и подъёмных кранов «Коне», расставшись с РФ, потерял около 45 миллионов евро. Ведущая авиакомпания недосчиталась втрое большей суммы.
Наивно думать, впрочем, что эти последствия вызовут скорое «отрезвление», как рассчитывают многие. Достаточно вспомнить пример одной соседней с нами страны — где именно антироссийскость стала ключевой отраслью экономики.
Исчезновение реального производства, рост цен, деградация инфраструктуры не подрывают её. Наоборот, растёт количество людей, вынужденно связывающих свою жизнь именно с такой пропагандистской истерией. ЕС в целом шагает по той же кривой дорожке.
Да, неизбежно настанет момент, когда такое искривлённое состояние накопит критическую массу внутренних напряжений. Моментально оно будет отброшено и забыто как страшный сон. Сами недавние свирепые крикуны не смогут ответить на вопрос, что они делали и для чего. Но это произойдёт не так скоро, как хотелось бы.
Впереди годы упорного противостояния. Осознав такой факт, легче признать адекватность стратегии постепенных действий и то, что время работает на нас...