Найти тему
Дикое поле

Азербайджанские ковры.

Чтобы не говорили про персидские ковры, нельзя не признать того факта, что начало их всемирной славе положили азербайджанские ковроделы из северо-западного Ирана, по сию пору создающие произведения искусства, достойные восхищения. За сотни лет существования ковроткаческого искусства азербайджанские ковроделы серьёзно продвинули вперёд и исконно персидское ковроделие, и иные школы ковроделия Ближнего и Среднего Востока, берущие своё начало в Иране, но не забывали они и о своём национальном ковроделии, которое наравне с персидским внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Азербайджанский ковёр-зили.
Азербайджанский ковёр-зили.

История азербайджанского ковроделия берёт своё начало в Раннем Средневековье и долгие годы существовало параллельно персидскому, многократно с ним пересекаясь. Всё изменилось в 1501 году, когда выходец из преимущественно азербайджанского Ардебиля Исмаил Хатаи стал шаханшахом Персии и получил возможность улучшить традиционное азербайджанское ковроделие, попутно освободив его от армянских элементов. К работе над улучшением азербайджанских ковров по приказу шаха Исмаила I были привлечены лучшие художники и каллиграфы, для их изготовления применялись лучшие материалы, вплоть до нитей из серебра и золота. Подобная работа принесла большие результаты, по сей день без азербайджанских ковров не обходится ни одна приличная государственная резиденция мира, а у современного Азербайджана традиционные ковры ручной работы являются одним из основных продуктов экспорта.

Типичный армянский ковёр.
Типичный армянский ковёр.
Азербайджанка ткет ковёр, фотография начала ХХ века.
Азербайджанка ткет ковёр, фотография начала ХХ века.
Инструменты азербайджанского ковродела.
Инструменты азербайджанского ковродела.

Дизайн азербайджанских ковров всегда был эклектичен и состоял из множества разнообразных элементов, гармонично связанных между собой в единый ансамбль. Типичные азербайджанские ковры украшены и геометрическими фигурами, остатками былого тюркского язычества; и исламские символы Рука Фатимы и бешбармак ("пять пальцев" по числу пяти основных заповедей ислама); и стилизованные изображения растений и животных; и портреты знаменитых личностей и много чего ещё. Всё узоры на азербайджанских коврах расположены в определённом порядке, превращая их в своеобразные книги, суть которых доступна только посвящённым.

Намазлык (коврик для намаза), XVI век.
Намазлык (коврик для намаза), XVI век.
Азербайджанский ковёр с портретом Ленина.
Азербайджанский ковёр с портретом Ленина.

Начав своё бурное развитие 500 лет назад традиционные азербайджанские ковры благополучно продолжают развиваться и по сию пору, радуя глаз и храня тайны Востока, важным элементом культуры которого они являются по сию пору.

Здание Азербайджанского музея ковра в Баку.
Здание Азербайджанского музея ковра в Баку.