1918-й — захватывающе интересный год в истории Сибири. Самый интересный год за всю её историю.
Начинается он с того, что в Томске подпольно, буквально на каком-то складе собирается первая и последняя всесибирская областная Дума, прообраз Парламента, наспех избирает правительство, пока захватившие город большевики всех не свинтили. Кое-кого они всё-таки свинчивают.
Это правительство потом делится надвое, потом возникают ещё правительства. Они ведут яростную телеграфную переписку (по «старому» телеграфу, с проводами и телеграфистками), одно во Владивостоке, второе в Омске, ещё одно – правительство -на станции Гродеково в Маньчжурии.
Из ниоткуда возникают политические и военные лидеры, вчерашние беженцы из столицы с аккуратными портфелями становятся министрами – за то, что они вроде знают, как писать правильные деловые письма. Сибирская армия с бело-зелёными кокардами, «парад суверенитетов», яростные споры об автономиях.
В то же время – лекции об устройстве Солнечной системы в Народных университетах. Устойчивые слухи: Ленина арестован Троцким, Троцкий зарезан Свердловым (и теперь всё наладится!). В алтайской Улале – съезд: под руководством художника Гуркина, теперь он Чорос-Гуркин, создаётся республика, которая возродит древнее государство ойратов. На Дальнем Востоке – американский и японский десанты: чья возьмёт? «Придётся японцам отдать Камчатку», говорит вполголоса новониколаевский кооператор кооператору из Камня-на-Оби в поезде на Омск, поезда пока ходят чётко, – тот кивает сочувственно; из газет и не таким можно начитаться.
Чехословацкий корпус ррраз! – и прогоняет красных сто станций вдоль Транссиба, оказывается не так прочно те уселись. "Через автономную Сибирь к возрождению свободной России!" В Маньчжурии – своя атмосфера: «счастливая Хорватия», красные далеко, японцы рядом, всё хорошо. Сентябрь: атаман Семёнов в Чите. Резня? ждём-с. Бело- зелёные флаги. Октябрь: из ниоткуда, то есть из Америки, в столице автономной Сибири возникает некто Колчак («кто такой? -да говорят, какой-то исследователь Севера. Монархист? Социалист? А шут его знает!»): бело-сине-красные начинает посматривать на бело-зелёных со злорадством. Ноябрь: пожалуйста, вот вам и Верховный Правитель!
В Народных университетах новый набор, не хватает преподавателей экономики и астрономии, осенние геологические экскурсии прошли очень спешно Томск: в редакции газеты «Бунтовщик» яростные споры о толстовстве и анархизме.
О, как я хочу снять про это хороший фильм! Споры о политике, шаманисты и ламаисты на улицах Томска и Иркутска, любовь в транссибирских экспрессах, пистолетные выстрелы в темноте, споры о Республике, шпионаж на усыпанных снегом забайкальских станциях, сходки тайных монархистов, перепалки на барнаульском вокале на пяти языках.
Михаил НЕМЦЕВ