Даже такой неразговорчивый человек, как Джон Дикон, в силу специфики своей профессии, периодически давал интервью, которые теперь можно считать по-настоящему бесценными материалами. Всегда интересно проследить за «живой» мыслью Джона, даже если в таком материале не найти много нового. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться со статьей 1975 года из британского журнала «Beat Instrumental & International Recording Studio», где было опубликовано интервью с бас-гитаристом Queen. Статья под названием «Запись нелегка» была приурочена к выходу альбома «Sheer Heart Attack», но в ней были затронуты и другие темы. Одним из ярких моментов здесь является эпизод о знакомстве группы с Полом Маккартни, о том, как экс-участник The Beatles отнесся к своим молодым коллегам. Непонятно, правда, где произошла эта встреча – тогда Queen готовились к новому туру в Америке, в то время как Маккартни вместе со своей группой Wings записывал в США альбом «Venus And Mars». Поэтому, возможно, эта встреча состоялась именно в Соединенных Штатах. Однако Джон Дикон ничего не говорит об этом.
Итак, статья «Запись нелегка» из музыкального журнала «Beat Instrumental».
«Обложка нового альбома Queen "Sheer Heart Attack" встречает вас весьма характерной фразой: «"Sheer Heart Attack", сочиненный, спродюсированный и исполненный исключительно Queen». И это стало их визитной карточкой в качестве группы – полная забота, обязательства и вовлеченность в каждый аспект записи. Такое отношение существовало для Queen с самого начала, в том числе во времена, когда некоторые из нас оставались равнодушными к их творчеству, считая, что композициям группы не хватает "свежести". Но благодаря последнему альбому к Queen присоединились даже самые стойкие циники. "Sheer Heart Attack" довольно быстро попал в британский чарт лучших альбомов, составленный бюро маркетинговых исследований. Похвала стала сыпаться на них со всех сторон.
О записи этого диска, с упоминанием основной черты Queen – «делать все по-своему», нам рассказал Джон Дикон. По его словам, группа использовала несколько студий во время работы над альбомом, и на это были свои причины. "Sheer Heart Attack" начал свою жизнь в "Rockfield", но Дэйв Эдмундс (валлийский певец и музыкальный продюсер, который долгое время записывался в студии "Rockfield". – Прим. пер.) не участвовал в этом. В студии было записано 24 трека, но Дикон говорит, что группа не избежала некоторых технических проблем. Тогда у Брайана обострилась язвенная болезнь, и он обратился за хирургической помощью. Что было делать трем остальным? Возможно, решить то, что можно создать без Брайана…
Около 80% бэк-вокала было записано в "Rockfield", а оставшаяся неделя ушла на запись основного вокала в Wessex Sound Studios. И, конечно, они потратили много времени на наложения в студии.
Около недели они работали в студии №4, небольшой комнате, где обычно записывают дубляж к фильмам. Затем они переместились в Wessex, но сведение проходило в Trident. В отдельные моменты работа шла одновременно в различных студиях.
Queen оказали некоторую помощь Рой Томас Бейкер, ставший сопродюсером, и инженер Майк Стоун. О работе с последним упоминает и Джон Дикон: «Он много работал над нашим вторым альбомом "Queen II", и был настолько хорош, что участвовал повсюду. Trident отдала его нам в аренду».
Дикон описывает миксы, сделанные в Trident, как «прекрасные», хотя отдельные из них остались «сыроватыми». Последнее связано с тем, что «во время микширования в Trident в нашем распоряжении были не все 24 трека. На самом деле мы использовали несколько совершенно разных устройств. Благодаря этому звучание стало разнообразнее и лучше».
Queen считают, что 24 трека вполне достаточно, поэтому на данный момент они совсем не думают о создании новых песен. «Нам хватит 24 песен, но и это потребует определенных усилий. В любой момент запись может усложниться, и тогда вы рискуете долгое время топтаться на месте. Я думаю, что всегда важно соблюдать пределы разумного!»
На создание "Sheer Heart Attack" ушло три месяца, и «было потрачено много сил и решено множество наших личных споров. Но это ведь так весело!» Далее он добавляет: «Затем мы сосредоточились на американской версии, которую мы впоследствии использовали для американского релиза. Вот почему альбом вышел с опозданием на неделю. Но в итоге мы были очень довольны результатом».
Упоминая профессиональные подходы группы, Дикон говорит: «Мы совсем не чувствуем давления перед звукозаписывающей компанией, поэтому делаем то, что нам действительно нравится. Нам ни в чем не нужно сдерживать себя. И мы думаем, что один альбом в год – оптимально для нас».
нынешнего состояния Queen. Поскольку они намерены активно гастролировать по Штатам и другим странам мира, включая Японию, их присутствие в Британии будет меньшим, чем необходимо.
«Считается, что мы должны постоянно напоминать людям о своем присутствии, - откликается на наши слова Джон Дикон. – Но мы не ищем легких путей. Мы не собираемся выпускать концертный альбом, чтобы заполнить все время своим присутствием. Я думаю, что это было бы своего рода повторением, причем не самым качественным, поскольку наш материал уже есть на студийных альбомах и исполняется на сцене».
Затем он продолжает: «У нас есть материал на два студийных альбома, но мы еще не определились со студиями. На самом деле мы только начинаем избавляться от всех связанных с этим расходов. Например, наш последний альбом "Sheer Heart Attack" обошелся нам в 25 000 фунтов стерлингов».
Складывается ощущение, что Queen действительно сосредотачивают в своих руках всю работу – от записи до живых концертов. По словам Дикона, им нравится подобная организация, и сейчас дела в группе идут лучше, чем когда-либо. Достаточно высоко он оценивает и последний тур, который Queen закончили в ноябре прошлого года.
«Мы были очень довольны, поскольку все прошло хорошо, хотя определенные проблемы были в лондонском "Rainbow", когда нарушилась линия электропередач. Мы никогда не идем ни у кого на поводу. Мы просто играем хорошую музыку для себя и надеемся, что люди оценят нашу работу. К счастью, это случается все чаще.
Сейчас у нас почти нет времени на отдых. Все события следуют одно за другим, и мы едва успеваем приспособиться. Когда турне по Великобритании закончилось, мы сразу же начали паковать чемоданы, чтобы вскоре выступить на континенте».
Дикон улыбается, услышав, как мы хвалим новые достижения Queen, и говорит: «Газетам сейчас уже можно отдохнуть. Мы совсем не думаем о полноценном сотрудничестве с ними. Для нас важнее музыка. Я думаю, что всегда буду заниматься музыкой и звукозаписью. Мне действительно нравится мир, что меня окружает в эти дни».
«На днях мы познакомились с Полом Маккартни, и это было очень здорово. Он даже протянул руку Роджеру и сказал, что у него все в порядке. Маккартни был музыкальным героем Брайана на протяжении многих лет. Однако мне не очень понравился его сингл "Junior's Farm", который звучит немного странно».
«Маккартни проделал так много хорошей работы. Альбом "Band on the Run" его группы Wings выглядит действительно хорошо.
Возвращаясь к сказанному мной выше, могу признаться, что мог бы сейчас работать в какой-нибудь лаборатории или музыкальной студии инженером. Однако мне нравится то, что я делаю сейчас, – это действительно вознаграждает меня».
В конце этого интервью Дикон рассказал нам об энергии и вдохновении, которые Queen находили в своей многосторонней деятельности. По его словам, они получают удовольствие от записи, даже когда работают по 16 часов, как это, например, было во время недавнего микширования "Sheer Heart Attack".
Выступления вживую не позволяют им долго расслабляться, хотя они и постарались, чтобы большие расстояния преодолевались ими плавно и легко и не были просто работой, которая со временем превращается в рутину и становится ненавистной. Во время тура по Великобритании у них даже появился личный концертный менеджер, который, естественно, прибавил группе новые расходы. Между тем в своем последнем замечании Джон Дикон выглядит по-настоящему скромным: «В глубине души я действительно доволен нашим успехом. Всегда очень захватывающее двигаться по пути наверх!»