Найти в Дзене
Маша Б-С

Одарённые дети об одарённости. Новое видео Тепляковых. Часть 1.

Кадры из нового видео
Кадры из нового видео

Недавно на ютуб-канале Тепляковых вышло новое, довольно интересное видео. В нём Евгений, Алиса и Хеймдалль обсуждают книгу, посвящённую одарённым детям. Алису и Хемика отец пригласил, чтобы показать взгляд "изнутри", т.е что думают сами дети о написанном, ведь их это непосредственно касается.

Видео стоит того, чтоб его посмотреть, если вас волнует тема образования и развития детей. Но есть проблема...

Сослужил своим "экстравагантным" поведением Евгений Валерьевич себе очень плохую службу. Что бы и сколь правильно он ни говорил, уже невозможно отделаться от мысли, что всё это бред бородатого фрика.

А это, естественно, не способствует тому, чтоб его воспринимали всерьёз. Да и не могут слова существовать отдельно от личности, которая их произносит.

Однако мы попробуем. В первой части, т.е в этой статье, сделаем вид, что не знаем ничего о Теплякове, и обсудим исключительно мысли, прозвучавшие в видео. Как будто мы их встретили где-то в виде текста.

Во второй части (следующей статье) выскажусь по поводу героев ролика - какое впечатление они на меня произвели.

I. Про образование и одарённость.

Саму книгу, которую обсуждают Тепляковы, я не читала, поэтому будем говорить исключительно об их взгляде на эту тему.

Итак, существуют 2 концепции одарённости.

1. Одарённость - это то, с чем человек рождается. Дар божий/ генетический сбой, приведший к ярко-положительному отклонению, когда интеллектуальные или иные способности человека изначально оказываются гораздо выше среднестатистических.

Одарённых детей нужно вычислять, искать как алмазы в горной породе среди обычных, не наделённых такими способностями сверстников.

Для этого создаются тесты, призванные оценить интеллект ребёнка и на ранней стадии понять, что он одарён. После выявления одарённости ребёнка необходимо отправить в особое учебное заведение, специализирующееся на работе с такими детьми. Эти учреждения должны получать лучших учителей, лучшее оснащение и наибольшее финансирование, ведь это вклад в будущее страны/человечества.

Либо, если ребёнок остаётся в обычной школе, он не должен перескакивать через классы, т.к в противном случае ему будет тяжело в коллективе более взрослых ребят, его могут начать травить. Учиться нужно с ровесниками, ведь учёба и социализация неразделимы.

Учитель может давать одарённому ученику чуть более сложные, интересные, углублённые задания, чтобы ему было не скучно в классе. Но обгонять программу они не должны.

Одарённые дети зачастую страдают от своих способностей, т.к остальные сферы жизни у них проседают. Для того чтобы помочь своему ребёнку, родителям нужно следить за тем, чтобы он не очень отличался от других детей, иначе ему будет тяжёло.

Это концепция, с которой Тепляковы категорически не согласны. Они считают её в корне неверной. Но именно она господствует в нашей системе образования.

2. Одарённости не существует, детей просто надо учить.

Изначальные способности, имеющиеся у ребёнка с рождения, не имеют решающего значения. У всех здоровых детей они +-равны.

Развитие ребёнка, его интеллект и образование - это не игра в генетическую лотерею, а плод труда родителей и образовательной системы.

Научить и развить можно любого ребёнка. Только нужно это делать, а не пускать на самотёк.

Для достижения максимального результата необходимо работать в збр (зона ближайшего развития) и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, которая позволит ученику осваивать программу с нужной ему скоростью. Каждый ребёнок должен учиться не по возрасту, а по уровню.

Тяга к знаниям в природе человека. Если ребёнку не мешать, не убивать его самооценку навешиванием ярлыков (Вася - умный, а Петя - дурак), он будет учиться.

Образовательная система должна воспринимать родителей не как врагов, она должна сотрудничать с ними. Это сделает образовательный процесс наиболее эффективным.

Маленькая горстка сверхумных и исключительно образованных людей не даст стране почти ничего. Для реального прогресса умными и образованными должны быть все. Или хотя бы большинство. Необходим не 1 гений, а школа, способная обучать и воспроизводить результат.

Госденьги должны тратиться не на тестирования и отбор уникумов, а на качественное образование для всех.

"Не надо искать природные алмазы, их можно синтезировать" - ключевая идея данного подхода.

Обучение в разновозрастном коллективе не является проблемой, т.к образование не равно социализации, точнее, это не единственная возможность социализации. Учиться можно с кем угодно, а дружить с ровесниками.

Это концепция, которой придерживаются Тепляковы.

Моё мнение⬇️

Я согласна с ними в том, что государство должно стремиться дать максимально возможное качественное образование каждому и что образовательная траектория должна быть индивидуализированной. В т.ч с возможностью обгона или, наоборот, задержки там, где ребёнку это необходимо.

Вопрос в том, возможно ли вообще организовать подобную систему на уровне государства и сколько это будет стоить. Признаюсь, я с трудом себе представляю нечто подобное в масштабах страны. Кажется, что это утопия.

Когда речь идёт не об одном маленьком коллективе, а о большой системе, все процессы стандартизируют, т.к это экономит время и ресурсы. Так делает и государство.

________________________________________

А что вы думаете по этому поводу? Какая концепция вам кажется разумнее?