Любопытно, что даже незначительный сравнительный анализ экранизации детективного романа, действие которого происходит в Египте, привёл меня к египетской загадке! Казалось бы, и детектив “Смерть на Ниле” написан всего лишь в прошлом веке и две из трёх громких его экранизаций сняты не так уж давно, а всё это уже успело обрасти легендами. Вот, например: случись вам побывать в Асуане, во время одного из наших путешествий и отель “Old Cataract”- гордость туристической империи Томаса Кука, построенный в 1899-м году, непременно станет одним из фантастических, незабываемых мест посещения. И всякий уважаемый гид, с почти настоящей лицензией, и лодочник на белокрылой фелуке и услужливый носильщик чемоданов, непременно расскажут вам о том, что именно здесь, в этом отеле знаменитая королева детектива написала этот бестселлер! Подозреваю, что мало, кто из них его читал и даже бывал внутри, но и портье и официанты в лобби, как один будут утверждать – “Да-да! Именно здесь в 1937-м году Агата Кристи писала “Смерть на Ниле! И фильм о знаменитом сыщике снимали тоже здесь!”. Они будут правы..,но не совсем. В 1977-м году легендарный “Old Cataract” действительно стал превосходной декорацией для экранизации фильма, с Питером Устиновым в роли Пуаро. Об этом фильме я упоминала на прошлой неделе. Но в 2004-м году на мировые экраны выходит новая экранизация “Смерти на Ниле”, с блистательным Дэвидом Суше в главной роли. И здесь случается небольшая замена декорации. Вместо асуанского “Old Cataract”, клубочек роковых страстей начинает запутываться в другом отеле – не менее фешенебельном и легендарном луксорском “Winter Palace”, открытом для состоятельных постояльцев в 1907-м году! И всякий гид, с дипломом и без, всякий торговец сувенирами или редкими книгами, и лодочный зазывала с отельной пристани, решительно будет утверждать, что книга написана именно здесь и даже точно укажут, в каком из великолепных номеров! Не берусь сравнивать между собой эти образцы британской колониальной архитектуры и образа жизни, оба они – легенды, овеянные духом великих открытий и романтикой путешествий!
Постоянным гостем “Winter Palace” с 1907 года был Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, более известный просто, как лорд Карнарвон. Карнарвон был покровителем египтолога Говарда Картера, который в 1922 году обнаружил неповрежденную гробницу Тутанхамона. После объявления об открытии, отель предоставил возможность представителям международной прессы и иностранным гостям следить за ходом событий. Картер использовал доску объявлений отеля, чтобы время от времени сообщать новости и информацию о находке. Номер, в котором некоторое время жил Говард Картер, до сих пор можно осмотреть и даже снять, за баснословные деньги! В разное время в роскошных номерах отеля предпочитали останавливаться августейшие постояльцы – французская императрица Евгения, представители бельгийского королевского дома, а египетский хедив Фарук и вовсе сделал “Winter Palace” зимней резиденцией для официальных приёмов. Зато “Old Cataract” посещали сэр Уинстон Черчилль, принцесса Диана и даже наследник Российского Императорского дома Николай Александрович, во время его круиза по Нилу, в рамках кругосветного путешествия. А вот Агатой Кристи, видимо оба отеля были облюбованы в равной степени, и любой из них гордится её мемориальным номером, любимым креслом или письменным столом, за которым она начинала или заканчивала свой нетленный труд, любезничая с супругом – археологом Максом Маллоуэном или обсуждая исторические детали с другом их супружеской четы – египтологом, специалистом по амарнскому периоду, Стивеном Глэнвиллом. Именно при его профессиональном участии, Агата написала два своих рассказа с детективным сюжетом, перенесённым во времена фараонов – «Смерть приходит в конце» и пьесу «Эхнатон». Так, что два люксовых исторических отеля напрасно конкурируют за роль в литературном творчестве королевы детектива.
Всё равно, источником вдохновения для неё стал не один из них, а те фантастической красоты виды на Нил, которые открываются из их окон и террас! Мимо луксорского «Winter Palace» он медленно и плавно несёт свои воды, в обрамлении берегов, с их величественными храмами и Великой вершиной Запада – горой Дехенет, возвышающейся над древним фиванским некрополем. А мимо асуанского «Old Cataract», его течение стремительно несётся навстречу порогам возле всё ещё прекрасной Элефантины, разливаясь широкой синевой, обнимая островки и рыжие отмели. И здесь и там, будто диковинные птицы, снуют фелуки под треугольным парусом, шумят высокие тростники из которых выпархивают птицы, навствечу утреннему азану. И если у меня будет много времени и денег, я снова поднимусь на теплоход, который повезёт меня от Луксора до Асуана или обратно, а я буду счастливо улыбаться навстречу ветру на просторе и любоваться Нилом с его вечными берегами и, может быть когда-нибудь тоже напишу удивительную историю, рождённую и поведанную рекой!