Власти вновь собираются ввести штрафы за так называемую среднюю скорость — время прохождения того или иного участка дороги между двумя камерами. Готовятся соответствующие поправки в Кодекс административных правонарушений (КоАП), однако в МВД очень скептически относятся к данным нововведениям.
Полицейские гораздо лучше чиновников знают, какова в России сейчас ситуация, и чем могут обернуться новые поборы. На дорогах всё и так уже на грани…
Нет конкретного места и времени совершения правонарушения — именно по этой банальной причине выписывать штрафы за среднюю скорость резко прекратили. Юристы подняли бучу, и власти вынуждены были признать, что облажались. Но чиновники не успокоились и предприняли попытку № 2.
Если на пальцах, то в ПДД хотят ввести понятие «средней скорости», пока в них отсутствующее. А в КоАП прописать, что появится некая «зона контроля» из цепочки камер. Она типа и будет местом совершения правонарушения.
- «Методику фиксации средней скорости и вынесения на этом основании санкций опишут в трех документах, поправки к ПДД — лишь один из них. К примеру, местом совершения правонарушения будет являться зона контроля последней камеры из цепочки устройств, участвующих в фиксации.
- Если камера зафиксировала одновременно превышение мгновенной и средней скорости, штраф должен выноситься за какое-то одно нарушение», — вещает замдиректора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Антон Козлов.
Гражданин Козлов, конечно, специалист в своём политическом деле, однако мгновенно выяснилось, что если прописать всё, как он хочет, на въезде в Российскую Федерацию можно вешать плакат «Законов тут нет».
- «Можно написать в кодексе, что место и время нарушения не имеют значения. Главное — отметить, что где-то когда-то вы нарушили пункт правил, и получаете за это штраф. Такое можно прописать в законе, но это будет выход за нормы юридической морали и этики.
- Потому, что это фактически нарушение права на защиту. Если обвинение носит не конкретный характер, а где-то там, в каком-то месте, в какое-то время вы нарушили, то это откровенный уклон в сторону монетизации штрафной системы. Такое категорически нельзя делать.
- Тем более Верховный суд отмечал в постановлениях по подобным делам, что выявление средней скорости не отвечает и требованиям профилактики нарушений. Если установлено, что машина проехала с некой средней скоростью данный участок, это не означает, что она двигалась именно с этой скоростью.
- Она могла ехать на этом участке в два раза быстрее, потом резко снизить ее. Возможно, здесь должно быть более строгое наказание за превышение на величину не 20 километров в час, а, например, 40 километров в час. Но при вычислении средней скорости определяется лишь предположительное нарушение, а это недопустимо", — объясняет автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.
За 2022 год ГИБДД выписало рекордное количество штрафов за нарушения ПДД — более 200 млн на общую сумму 137 млрд рублей. Более трети из них приходится на Москву и Подмосковье, где теперь всё утыкано камерами.
Причём фиксируется малейшее нарушение, даже формальное, вроде наезда на линию разметки между рядами в одном направлении движения. Власти пополняют бюджеты, точнее, пытаются. За 2021 год число неплательщиков выросло на 10%, в 2022-м — уже на 13%.
Динамика роста неплатежей — данные судебных Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которым отдают давно просроченные долги. И отнюдь не все, так как с рядом требований те работать отказываются.
- «Мы не берём в работу долги ГИБДД по жителям ряда регионов, каких — сами догадайтесь. Равно как не работаем и с штрафами „новых россиян“, кто это такие — объяснять, думаю, тоже не стоит. У них у всех и ОСАГО нет, да и „права“, по большей части, „национальные“ — российское законодательство это допускает», — рассказывает сотрудник ФССП Сергей (имя изменено).
Какова реальная задолженность по штрафам ГИБДД, никто не знает, ровно как неизвестна и фактическая динамика роста просроченной задолженности. Цифры, как несложно догадаться, совершенно секретные, так как их обнародование может стать очень сильным раздражающим фактором. По типу «все не платят — я тоже не буду».
- «Ежегодный рост выносимых постановлений — абсолютно нездоровая история. Сохраняется и проблема с камерами, установленными в местах необоснованных ограничений скорости или в местах с организацией движения, из-за которой водители путаются и нарушают случайно», — говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
При этом запрет регистрационных действий при невыплате штрафов на ТС никого уже не пугает, функционирует целый рынок подобных машин. Их так и продают — со штрафами. Зато недорого. Достаточно зайти на «Авито», auto.ru или иной подобный ресурс — самые дешёвые варианты авто на ходу (то есть не битые) именно такие. В ПТС там вписаны те, с кого ФССП взять нечего. А особенно ценятся машины «мёртвых душ», на таком аппарате можно и вовсе творить всё, что угодно.
Увеличился и процент авто без номеров, в столичном регионе таковых немного, но достаточно отъехать на 200−250 километров от МКАД, и нужно смотреть в оба. В противном случае возможен инцидент с «неустановленным транспортным средством без государственных регистрационных знаков, скрывшимся с места ДТП» (цитата из реального протокола ГИБДД).
Собственно, в МВД всё это прекрасно известно, именно поэтому и отношение к инициативе Минтранса настолько отрицательное. Кстати, в последнее время — около года, а то и более — экипажи ДПС стали на удивление вежливы и предупредительны. А в последнее время вообще просто душки и зайки. На фоне новостей об участившихся перестрелках между водителями тут нет ничего удивительного.
Иными словами, ГИБДД против наполнения бюджетов за счёт новых штрафов. Ибо это чревато. Тем более, что с поборами на дорогах уже творится сущий беспредел. Так, водители-дальнобойщики жалуются на непомерные штрафы, выписанные на пустом месте. Типа «по ошибке» пустым фурам выкатывают сотни тысяч рублей за перегруз или за нарушение габаритов. И потом доказывай, что ты не верблюд.
Но порой штрафуют и не по ошибке — как это было в середине 90-х, когда недавно созданная РФ балансировала на грани развала на «удельные княжества», регионы снова устанавливают собственные правила проезда. Пока только для грузовиков, но именно что пока… Транспортники жалуются, чиновники отбрёхиваются.
- «Каждый орган власти, который владеет автомобильной дорогой, вправе ввести временное ограничение. Под эти ограничения попадают некоторые виды товаров, которые можно было перевозить при прежних допустимых нагрузках, в частности к ним относятся продукты питания, животные.
- Информацию об этих ограничениях, исключениях, размещают на официальных сайтах органов власти, которые их и вводят. За месяц до введения ограничений на их официальном сайте появилась эта информация.
- Что касается данных на некоторых ресурсах, в частности на «Госуслугах», в личных кабинетах, что штраф не отменили, это зависит от служб, сопровождающих работу этих сайтов. Каждый может написать обращение, мы будем его рассматривать и просить техподдержку удалить эту информацию", — говорит исполняющий обязанности начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора Ярослав Асташов.
Обращения рассматриваются месяцами, и сроки обжалования штрафов истекают. Но тут хотя бы есть теоретический шанс что-то отменить. А в случае со «средней скоростью» его нет в принципе. По сути, чиновники планируют ещё один дорожный налог. Будем надеяться, что ГИБДД их остановит.