Найти тему
Сила в Правде

Перенос Рождества в Украине. Что это — раскол, политика или религиозная необходимость?

Рождество Христово. Любимый всеми православными праздник, который наполнен особой атмосферой — хрустом зимнего снега, смехом колядующих, запахом кутьи и предвкушением чуда — рождения в душе особого чувства под звуки церковного тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Вся православная Украина отмечала этот праздник 7 января. Это была наша традиция, не связанная с политикой, властью. Люди шли пообщаться с Богом и вознести ему хвалу. Приравнять Рождество православное к католическому, как это сделал Зеленский, — значит предать многие поколения православных украинцев.

И нет, это совсем не стирание советского наследия, отнюдь, его здесь попросту нет. Как известно, существует основных два календаря: юлианский (старый стиль) и григорианский (новый стиль). Живем мы все по григорианскому календарю. По нему же католическая церковь отмечает Рождество 25 декабря. Православная же придерживается старого стиля. Разница в календарях — 13 дней. И это же самое 25 декабря по старому стилю, в новом, к которому мы все привыкли, наступает 7 января.

Думаю, для полноты картины стоит обратиться к истории возникновения календарей. Какой старее? Какой придумали русские? И ответ сразу на второй вопрос — а никакой.

Юлианский календарь (старый стиль) был разработан в годы жизни Юлия Цезаря. А именно — в 45 году ДО Рождества Христова. Отсюда делаем логичный вывод, что Иисус Христос родился и жил именно по старому стилю.

Перейдем теперь к вопросу — кем же введен был григорианский календарь? Наверняка же виноват Московский патриархат, без него обойтись не могло… Удивлю вас, может быть, но инициатором перехода на новый стиль был Папа Римский Григорий XIII, и произошло это в 17 веке. Папа Римский, глава католической церкви.

То есть, 17 столетий православные отмечали Рождество 7 января, следующие 3 с хвостиком столетия православные отмечали 7 января, и вдруг… одним росчерком пера этот праздник сравнивается с католическим.

Не имею ничего против католической религии как таковой, но в каждом веровании свои традиции. Думаю, и католиков бы не обрадовало, если бы дату их большого праздника вдруг перенесли бы на 7 января.

Для более обширного понимания ситуации решили узнать мнение белорусского духовенства и пообщались с иереем Андреем Ломакиным, клириком Свято-Духова кафедрального собора Минска.

— Отец Андрей, расскажите о существующих в православии принципах летоисчисления.

— Календарь, с одной стороны, не что-то, являющееся основой веры. С другой стороны — важная часть богослужений. Принято отсчитывать богослужебные круги. И совершается богослужение по юлианскому календарю, он считается традиционным. То, что называем «старый стиль», — подразумевается юлианский календарь. Разница между гражданским и юлианским календарем составляет 13 дней.

— Для чего внедряется новоюлианский календарь и почему по нему Рождество отмечается 25 декабря?

— В некоторых церквях применяется новоюлианский календарь. Зачем он используется. Структурно астрономический год не совпадает с календарным. Чтобы наверстать разницу, в некоторых церквях было принято новоюлианское исчисление. Согласно которому подвижные праздники отмечают по юлианскому календарю, неподвижные — по григорианскому.

Подвижные — это праздники, сопряженные с Пасхой (Вознесение, Троица). Неподвижные — праздники, которые ежегодно отмечаются в один и тот же день. В новоюлианском календаре неподвижные праздники смещены на 13 дней.

— Как устанавливаются посты по новоюлианскому календарю?

— Посты в новоюлианском календаре рассчитываются, исходя из того, подвижный или неподвижный праздник. Если дата Рождества смещается на 13 дней, то и начало поста смещается.

— Как православие относится к переходу на другие календари?

— В Православной Церкви существует однозначное отношение к календарю. Русская Православная Церковь живет по юлианскому календарю. Попытки перейти на новый стиль в православии не приветствуются.

— Для чего необходимы такие переходы, как они отражаются на верующих?

— В повседневной жизни не видится нужды, чтобы менять календарь.

— Как быть прихожанам в такой ситуации?

— Православным христианам, если они находятся в каноническом общении, должно священство объяснить, как быть в новых реалиях, чтоб верующие не ломали голову, как быть.

Таким образом, можно сделать вывод, что Православная Церковь Украины — не первая, которая переходит на использование новоюлианского календаря. Но здесь появляется другой вопрос — а зачем? Ведь церковь всегда была незыблемым символом стойкости, верности традициям, канонам.

Может быть, в Украине много католиков и я зря наговариваю, и это логично — один праздник для большинства сделать? Но за 20 лет своего проживания там, я ни разу не видела костела. Первый увиденный мной костел был в Беларуси.  Возможно, они были и есть на западных территориях страны, не берусь утверждать. Но остальная Украина была и остается православной.

Чтобы не быть голословной, возьму данные статистики за 2022 год. Православных в Украине — 85%, католиков — 9%…

Вы возразите, что ПЦУ говорит о переходе не на григорианский календарь, а на новоюлианский, который был разработан в 1923 году. Но. Он совпадает с новым стилем аж до 2800 года. Вы доживете, чтоб посмотреть — а как там будет дальше, разойдутся календари или нет? Я так вряд ли.

Новый стиль, гражданский, в церкви пытались ввести в 1923 году, но попытка была принята верующими в штыки, так как большевики активно пропагандировали его, а на церковь обрушились гонения. Большевики, Карл! СССР, упоминания о котором Украина активно истребляет из жизни, исторической памяти, поддерживал новый стиль, григорианский календарь, на который, по сути, сейчас и переходит ПЦУ!

Где логика? Затерялась… Видимо, как и уважение Зеленского к собственным гражданам, к традициям своей же украинской земли. Хотя, а чему, собственно, удивляться, если по словам самого пана президента — религия для него вопрос номер один в списке необсуждаемых тем в семье.

Об этом он рассказал в своем первом после выборов интервью РБК-Украина:

— Есть вещи, которые мы никогда не обсуждаем за столом в моей семье. Так меня учил мой отец. Я никогда их ни с кем не обсуждаю. Вопрос религии – номер один. Мы никогда не обсуждаем вещи, которые раскалывают семьи и общество.

Согласна. Такие вот как раз решения, как перенос Рождества, и раскалывают общество и православный мир…

Фото: коллаж МП