Чем должно подтверждаться право на осуществление деятельности? Достаточно ли записи из реестра?
В соответствии с положениями Федерального закона № 580-ФЗ с 1 сентября 2023 г. в каждом субъекте Российской Федерации должны начать функционировать три реестра – реестр перевозчиков, реестр легковых такси и реестр служб заказа легкового такси.
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие разрешения не приостановлено или не аннулировано. Сведения о разрешениях содержатся в региональных реестрах перевозчиков легковых такси. Запись в региональном реестре перевозчиков легковых такси подтверждает наличие права у перевозчика осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которой при внесении в соответствующий реестр присваивается номер.
2. Право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси подтверждается наличием записи в соответствующем реестре.
3. Право на использование транспортного средства для таксомоторных перевозок также подтверждается наличием записи в соответствующем реестре.
Какой порядок действий для получения разрешения? Сначала надо получить разрешение, а потом внести данные в реестр легковых такси или наоборот?
Уведомление направляется заявителем для внесения или изменения сведений об автомобиле в региональный реестр легковых такси, в то время как Заявление направляется для получения непосредственно самого разрешения и внесения сведений в региональный реестр перевозчиков легковым такси.
Таким образом представляется, что к моменту подачи заявления на получение разрешения, сведения об автомобиле уже должны содержатся в региональном реестре легковых такси.
В связи с изложенным порядок действий следующий:
Первоочередно Заявитель представляет в уполномоченный орган или в МФЦ, уведомление о внесении сведений в региональный реестр легковых такси своего автомобиля с приложением документов, после того как автомобилю будет присвоен номер в реестре легковых такси Заявитель направляет Заявление "о предоставлении разрешения", т.к. в этом Заявлении должен быть указан ранее полученный номер записи автомобиля в региональном реестре легковых такси, принадлежащем заявителю на праве собственности или ином законном основании.
Заключение договора, предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ, «самозанятого» перевозчика со службой заказа такси – это право или обязанность?
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 580-ФЗ физическое лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси после заключения договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Также, для получения разрешения «самозанятым» к заявлению необходимо приложить копию договора со службой заказа легкового такси (пункт 2 части 7 статьи 5 Федерального закона № 580-ФЗ).
Служба заказа легкового такси обязана разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» типовой договор службы заказа легкового такси с перевозчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона № 580-ФЗ договор службы заказа легкового такси с перевозчиком должен быть заключен в простой письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа).
Таким образом, для получения разрешения физическому лицу достаточно представить копию заключенного договора или справку (либо иной документ) от службы заказа легкового такси, подтверждающий факт заключения такого договора.
Кроме того, в случае отсутствия у физического лица предусмотренного Законом договора со службой заказа легкового такси действие разрешения приостанавливается.
На основании изложенного заключение договора, предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ, обязательно для физического лица.
Каков порядок реализации государственного контроля и проведения постоянного рейда при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси?
Согласно статьи 30 Федерального закона № 580-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
С 1 сентября 2023 г. вступают в силу изменения в статью 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в части возможности осуществления постоянного рейда в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Статьей 97.1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определено, что постоянный рейд заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Требования к установлению пунктов контроля, территорий (акваторий) для постоянного рейда определяются положением о виде контроля.
Таким образом, в целях организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо разработать положение об указанном виде контроля, в котором указать порядок и особенности применения специального режима государственного контроля (надзора) (постоянный рейд). Для реализации полномочий регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси путем осуществления постоянного рейда с учетом отсутствующих полномочий по остановке транспортных средств у сотрудников органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, целесообразно осуществлять соответствующие контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с сотрудниками территориальных органов Госавтоинспекции.
Возможно ли использование легкового такси в нерабочее время для собственных нужд?
Положениями Федерального закона № 580-ФЗ не устанавливает запрет на использование для собственных нужд легковых автомобилей, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси. Необходимо отметить, что статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно статье 20 Федерального закона № 196-ФЗ указанные требования не распространяются на перевозки легковыми автомобилями для собственных нужд.
Таким образом, если физическое лицо или индивидуальный предприниматель не использует легковой автомобиль, на который получено разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, действие положений статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ на данный период времени не распространяется.
Нужно ли лицу, осуществляющему деятельность по сдаче в аренду транспортных средств, используемых для таксомоторных перевозок перевозчиками, при каждой новой передаче в аренду транспортного средства перевозчику вносить об этом изменения в региональный реестр легковых такси (на основании положений статьи 13 Федерального закона № 580-ФЗ)?
Не нужно. Региональный реестр легковых такси содержит сведения о владельце транспортного средства (заявителе), который ставит транспортное средство в реестр легкового такси. Дальнейшая передача транспортных средств перевозчикам по договору аренды для целей осуществления таксомоторных перевозок, осуществляется без внесения изменений в реестр легковых такси.
Аналогичный подход применим и к «самозанятым», у которых отсутствует обязанность вносить изменения в реестр перевозчиков, при каждой новой аренде транспортного средства.
Подведём итог, сейчас с помощью реестров в которых зафиксированы все службы приема заказов, владельцы транспортных средств такси, и сами водители (перевозчики) будут, работать по определенной цепочке, а именно так: Заказ поступивший в службу заказа такси (такую как Яндекс.Такси), будет прослеживаться сразу от момента его принятия, от кого поступил, кому из водителей передан на исполнение, на каком автомобиле он выполнен, и за какую стоимость. Все предельно просто и прозрачно.
Рассуждая хорошо это или плохо, наверное со стороны потребителя всё же хорошо, маркировка на товарах уже плотно вошла в нашу жизнь и граждане приобретая бутылку молока или коньяка уверены в том, что это не отравит его жизнь. Угнетение теневого бизнеса помогает не только избавляться от контрафакта, но и выявить и поддержать добропорядочных производителей, а вместе с тем еще и контролировать инфляцию, так как нулевая инфляция это баланс денег в стране ко всем её товарам и услугам, а зная количество товара и услуг можно знать нужное количество денег, думаю что именно к такому построению экономики мы придем уже в ближайшие 7-10 лет.
Всем успехов!!!