Найти тему

Жизнь в автодоме: теория и практика

Оглавление

Эту статью я пишу, сидя с ноутбуком за столом, который стоит прямо на пляже. Прямо передо мной — море. Где-то далеко чуть слышно тарахтит бензиновый генератор, ведь ноутбук нужно чем-то подпитывать. По пустынному пляжу носятся мои собаки — в начале октября на Каспийском море уже не сезон, поэтому они никому не помешают. Погода продолжает радовать, температура воздуха за 20 градусов в тени. Жена готовит обед — баранина уже на мангале, там же запекается картошка, рядом в доме своего часа ждут купленные на местном рынке овощи, а виноград мы приобрели прямо на винограднике.

Вчера ещё мы были в горах Дагестана, и из окна нашего дома открывался совершенно сумасшедший вид на Цолотлинский каньон и его водопады: прямо у стен дома пропасть глубиной более чем в сотню метров! А неделю назад мы были в Калмыкии, и рядом с нашим домом находился буддийский храм Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Нет, я не настолько богат, чтобы иметь дома в разных регионах России или мира. Просто я купил дом, который может перемещаться — автодом. Он же кемпер, он же машина-дача — называйте его как хотите. И сегодня наш рассказ о том, что же такое жизнь в автодоме. И самое главное — насколько наши ожидания при покупке автодома и реальность совпали. Сразу замечу, что все оказалось не так красиво и радужно, как мы предполагали…

-2

Наверняка вам попадались в интернете красивые фотографии с хештегом vanlife. Если нет — загляните в любую соцсеть и посмотрите. На них изображены с виду счастливые мужчины и женщины, которые отдыхают на лоне природы, и объединяет их одно — все они приехали сюда в автодомах.

-3

Так что же получается — вот он, отдых мечты? Так, да не совсем, ведь люди, которые публикуют подобные фотографии, очень многое оставляют за кадром. Сегодня мы расскажем вам всю правду, развеем несколько мифов и даже (скорее всего) разобьем чьи-то мечты.

Например, опытный караванер — так называют людей, которые путешествуют на автодомах — посмотрев на фотографию, заметит сразу несколько важных моментов, которые не лучшим образом скажутся на отдыхе. Корзинки с одеждой, расположенные в нише под кроватью, вылетят оттуда при первом же торможении. Где раковина? Где плитка? Где, в конце концов, душ, туалет и багажник? И еще — если вот так стоять возле водоема с настежь открытыми дверями, то вечером перед сном улыбающиеся парень и девушка будут долго сражаться с комарами и мухами.

-4

По всей видимости, они не видели статей, подобных той, что вы читаете сейчас. И начнем мы с самого простого…

Где взять автодом: приобрести или взять в аренду?

В нашем автомобильном сообществе принято считать, что автодома — штука не из дешевых. При этом используются они не так уж часто, поэтому вроде как покупать их нет никакого смысла. Достаточно взять автодом в прокат, съездить на нем в отпуск, и все. Мы тоже так думали, а потом узнали цены и вопрос аренды отпал.

Судите сами — мы искали автодом достаточно большого размера, с большим багажником и планировали съездить на нем в путешествие на два месяца. Причем в самый горячий сезон — летом. Стоимость аренды машины в среднем составила 20 000 рублей в сутки. Теперь умножьте на 60 дней и у вас получится астрономическая сумма.

Поэтому мы решили машину купить, и обошлась она ненамного дороже того, что нам предлагалось заплатить за аренду. Так что очень внимательно считайте и прикидывайте, какой вариант для вас более оптимален.

-5

Так что если караванинг (так принято называть подобный вид отдыха) это на 100 процентов ваше, то забудьте про аренду и займитесь поиском хорошего варианта на рынке. Если же вы еще до конца не решили, насколько подобный вид отдыха вам подходит, то возьмите автодом в аренду на выходные. Но учтите один важный момент — перед поездкой кемпер нужно подготовить и загрузить вещами. А с арендованной машиной могут возникнуть определенные нюансы. Но об этом мы поговорим в следующем пункте.

Сборы в дорогу

Как вы представляете себе отпуск в автодоме? Сели, поехали — и все? Ох, если бы все было так просто…

Приведу пример того, как мы поехали в нынешний отпуск, в котором я начинал писать этот самый текст. Стартовали мы из Карелии в конце августа. На улице уже не жарко, но еще вполне тепло, +20–25. Наш маршрут пролегал через Москву на юг России — через несколько дней мы добрались до Волгограда, где было под +40. Затем — Калмыкия и Дагестан с температурой +30. Но на обратном пути нас ждала Ленинградская область — мы заехали на один из этапов чемпионата России по трофи-рейдам в лес под Санкт-Петербургом. Дождь, днем +12, а ночью и вовсе +4. Ну а по возвращении в Карелию нас ждали ночные заморозки до минус пяти.

-6

Для чего я это вам рассказываю? Просто представьте себе, сколько одежды и обуви надо взять с собой для такого отдыха — от футболок и шорт до теплых курток и брюк, от шлепанцев-вьетнамок до резиновых сапог. Теперь умножьте все это на количество людей, которые поедут с вами на отдых. Как вам такой объем вещей?

Дальше — больше. Есть важнейший момент, о котором вам раньше, скорее всего, никто не говорил. Я задумался об этом только после приобретения автодома — вы покупаете не автомобиль, в котором можно жить, а квартиру, которая может перемещаться. Соответственно, и подход к этим машинам совершенно иной. Вы только вдумайтесь: автодом — это мой первый автомобиль, в который я купил ершик для унитаза! Смешно? Да, но это абсолютная правда.

Вы тратите пару дней на сборы чемоданов, когда летите в отпуск? Я трачу недели полторы на подготовку к поездке. Прежде всего вам нужно подготовить автомобиль, который должен выдержать достаточно долгий маршрут — в этот раз мы проехали за месяц почти 10 000 километров, причем более чем на треть маршрут поездки проходил в горах, где к двигателю, коробке передач, сцеплению и особенно тормозам тяжелой машины предъявляются особые требования. Так что, во-первых — тщательная подготовка автомобиля: фактически перед поездкой нужно пройти полноценное ТО.

-7

Во-вторых, нужно сделать автодом пригодным для проживания. Для этого необходимо залить чистую воду в специальный бак (как правило, его объем составляет 100–120 литров), подготовить капсулу для биотуалета (в пустую капсулу залить специальную жидкость и пару литров воды), заправить газовые баллоны (два по 24 литра), подготовить канистры с дизельным топливом для автодома и бензином для внешнего генератора. Затем — застелить кровати бельем, занести всю одежду и обувь, загрузить холодильник, не забыть про посуду и столовые приборы…

В общем — фактически вы на время отпуска въезжаете в новую квартиру, поэтому в нее вам нужно умудриться запихать все, что вам может понадобиться. Помимо обязательного длинного шланга для заливки воды, не менее длинного удлинителя, лопаты, топора, складного мангала, складных стульев, кресел и стола — все это достаточно очевидно — задумайтесь о том, что ваша квартира может потребовать ремонта в полевых условиях, где не будет магазинов стройматериалов. Поэтому у меня в багажнике есть несколько ящиков с инструментами — вплоть до шуруповерта.

-8

И еще — обязательно проверьте наличие и состояние запасного колеса. Возможно, вы окажетесь вдалеке от шиномонтажа и вам придется его установить на место проколотого. Вот и в этом путешествии мы столкнулись с такой проблемой — к счастью, до шиномонтажа было не очень далеко и мы доехали, подкачивая лопнувшее колесо.

Есть и совсем неочевидные вещи, которые лично я беру в дорогу. Например — большую упаковку туалетной бумаги, несколько пачек гречневой крупы и скутер. В первом случае вы далеко не всегда будете рядом с магазинами и лучше иметь запас бумаги на борту. Что касается гречки — во многих зарубежных странах ее просто нет в продаже, а я люблю гречневую кашу. Ну а скутер — совершенно гениальное решение! Приезжаете вы куда-нибудь в прибрежный городок, ставите автодом на пляже, достаете из багажника скутер и по достопримечательностям и магазинам ездите на нем, а не на огромном автодоме.

яА теперь вернусь к тому, о чем говорил в конце предыдущего пункта. В мире есть несколько фирм, которые сдают автодома в аренду. От вас требуется лишь прилететь в другую страну и там вам сдадут в пользование автодом — причем намного дешевле, чем в России. Отличное предложение, только каким образом с собой привезти все то, что я перечислил выше? А если это не привозить, то как тогда путешествовать?

И последнее. После завершения путешествия вам предстоит разгрузить кемпер — это тоже займет несколько дней. Так что не расслабляйтесь.

Сон в автодоме

Эта глава посвящена одному из самых главных процессов — я говорю о сне. Сон в автодоме — это нечто особенное. С одной стороны, это нельзя сравнить с попыткой поспать в обычном автомобиле — в кемпере вы спите в полноценной кровати длиной 220 сантиметров и шириной 150 сантиметров, с удобным матрасом и реечным базовым основанием из ортопедических гнутоклееных деревянных ламелей. Но есть один минус, от которого страдают многие. И это слышимость.

Пусть вас не вводит в заблуждение то, что это дом на колесах — слышимость в нем не сравнится с тем, что вы испытываете в собственной квартире. Она не просто хорошая — такое чувство, что ты спишь под открытым небом прямо на улице. Если у вас очень чуткий сон, то при подборе места для ночевки вам придется быть весьма избирательными. Бывает, что ночь застает караванеров в дороге и им приходится останавливаться для ночевки на придорожных стоянках или АЗС.

-9

Но если вы встанете рядом с фурами, то, скорее всего, вам обеспечен не самый приятный ночлег — водители рефрижераторов периодически включают автономную холодильную установку, работающую от дизельного двигателя. Но и это еще не все — дальнобойщики, как правило, просыпаются рано и уезжают на трассу в районе пяти-шести утра.

Есть и еще один нюанс, о котором вы не узнаете, пока не столкнетесь с этим — либо пока не прочитаете данную статью. На правом (в моем случае) борту автодома расположена решетка выхлопа газового холодильника — да-да, бортовой холодильник кемпера в движении работает от бортовой сети напряжением 12В, при наличии внешнего подключения — от сети 220В, а при отсутствии внешнего электричества — от газа. Так вот если вы остановитесь на ночевку таким образом, что в правый борт будет дуть сильный ветер, то этот самый выхлоп будет проникать в жилой отсек. Поверьте, спать в клубах пропан-бутана то еще удовольствие. Так что перед сном не забудьте проверить направление ветра.

Новые параметры контроля

В жизни любого водителя есть ряд обязательных параметров, которые он должен постоянно мониторить. Количество топлива в баке, температура двигателя, уровень масла и так далее. Но в жизни караванера к этим параметрам добавляются сразу несколько новых величин, игнорирование которых может иметь критическое значение.

Простой пример — посмотрите на фотографию:

-10

Это Москва, Красноказарменная набережная реки Яузы. Двухполосная дорога, одностороннее движение. Пробок нет, все замечательно. Но справа стоит скромный знак, на который обладатель легкового автомобиля вообще не обратит никакого внимания, а я увидел и тут же свернул с набережной на съезд.

Почему я это сделал? Ответ на этот вопрос всегда находится у меня перед глазами — обратите внимание на полоску с текстом и цифрами, которая приклеена на панели приборов:

«Длина: 6,64 метра. Ширина: 2,29 метра. Высота: 3,10 метра»
«Длина: 6,64 метра. Ширина: 2,29 метра. Высота: 3,10 метра»

А высота проезда под упомянутым выше мостом составляет всего 2,9 метра, и при попытке проехать под ним мой автомобиль превратился бы в кабриолет…

Как часто вы задумываетесь о ширине, высоте и длине заднего свеса своего автомобиля? А вот при вождении автодома вам категорически нельзя забывать об этом! Во время путешествий мы попадали как в достаточно узкие, так и в низкие проезды, а также на легкое бездорожье.

-12

Следующая группа параметров связана уже не с автомобильной частью, а с жилым отсеком: наполненность баков с чистой и «серой» водой, состояние аккумулятора в жилом отсеке, а также наличие газа в баллонах. Кстати, заправить эти самые баллоны в путешествии не так-то просто — в большинстве случаев АГЗС отказываются это делать! Так что контроль наличия газа чрезвычайно важен.

И едва ли не самое главное — состояние нижней капсулы биотуалета и наличие специальной жидкости для нее. Если вы не будете держать всю эту информацию у себя в голове, то не исключены неприятные сюрпризы.

Туалет и душ

Кстати, о воде и туалете — где же караванеры берут чистую воду, куда сливают «серую» и как справляются с заполнившимся бачком туалета? Это достаточно творческие задачи, и порой вам предстоит проявлять недюжинную смекалку.

Сперва несколько цифр. Бак для чистой воды — 120 литров. Бак для «серой» воды — 90 литров. «Серая» вода — это слив из раковин на кухне и в туалете, а также душевой кабины. Интересный факт — абсолютно все европейские караванеры, с которыми я общался во время наших поездок, не закрывают клапан слива «серой» воды. Он всегда открыт! И на мой вопрос, почему они так делают, мне сказали: «Ну это же просто вода с моющим средством. Что в ней плохого?». Вот так-то.

-13

Что же касается туалета, то в его нижний бачок после очистки и мытья необходимо залить немного специальной жидкости, разбавив ее двумя литрами обычной воды. В результате работы данной смеси отходы превращаются в удобрения, поэтому капсулу можно сливать прямо в кусты. Но мы так не делали и сливали либо в специально отведенных местах, либо в унитазы в общественных туалетах. В среднем капсулы хватает на пять дней.

Езда на кемпере: теперь ты –дальнобойщик!

Основная часть автодомов относится к автомобилям категории B — легковые автомобили полной массой до 3500 килограммов, с количеством пассажирских мест не более восьми. Поэтому вы можете с обычной легковушки или кроссовера спокойно пересесть за руль автодома. Но будьте готовы ко множеству нюансов.

Еще вчера вы мчались по трассе с небольшим превышением скорости, если вы более-менее законопослушный водитель, и с большим превышением — если вы злостный нарушитель. Сегодня вы сели за руль автодома и теперь смиритесь — фактически вы стали дальнобойщиком! Тяжелая машина с не очень мощным мотором — в моем случае, например, при полной массе в 3500 килограммов FIAT оснащен мотором мощностью 146 л.с. — такие вводные данные не сильно-то обрадуют активного водителя.

-14

Отныне ваш удел — правая полоса. А каждый обгон станет приключением. Не забудьте также про длину автодома — даже мой автодом, который входит в категорию B, имеет длину почти семь метров. Поэтому при каждом обгоне приходится тщательно следить за задним габаритом, чтобы не зацепить машину, которую я только что опередил.

Максимальная скорость? Мне удавалось разгоняться до 140 км/ч, но на этом автомобиле ехать в таком темпе некомфортно. И, что даже более важно, очень накладно — расход топлива становится огромным. Поэтому лично я еду не по спидометру, а по тахометру! При 2500 об/мин машина идет со скоростью 100 км/ч, а расход солярки в таком режиме составляет всего 10–11 литров на «сотню». Не так много для такой аэродинамики. Но стоит поднять обороты до 3000 об/мин, и расход сразу же возрастает до 15–17 литров, при этом скорость меняется не так и сильно.

-15

Отдельно отмечу парусность автодома — при длине машины в семь и высоте в три метра боковой ветер становится сильнейшим фактором, который постоянно вмешивается в управление автомобилем. Даже разъезд со встречной фурой приводит как минимум к раскачке автодома. Да что там — даже обгон попутной фуры уже чувствуется! Так что будьте к этому готовы и не пугайтесь.

Но даже с учетом всего того, о чем мы рассказали в этой статье, главное остается неизменным — путешествие на автодоме это один из лучших видов отдыха! Не бойтесь трудностей, ведь в таких поездках вы сможете по-настоящему увидеть и узнать те страны и регионы, в которые направляетесь. Познакомиться с новыми людьми и обрести новых друзей. И если вам интересно, то мы и дальше будет помогать вам как можно комфортнее влиться в мир караванеров.

Продолжение следует…

--------------------------------------

Данную статью я написал для сайта drom.ru

--------------------------------------

Если вам понравился данный материал, поставьте пожалуйста "лайк" и порекомендуйте мой канал своим друзьям.

И не забывайте комментировать мои публикации – задавайте вопросы и я с удовольствием на них отвечу!

Спасибо!