Найти тему
Вечерняя Казань

Бывшие татарстанские росгвардейцы считают, что ведомство «кинуло» их с жилищными выплатами

Пресловутый квартирный вопрос испортил отношения между Росгвардией и ее бывшими сотрудниками. Как утверждают силовики, за спиной которых десятки лет службы на страже закона, ведомство вероломно не выплатило им деньги на улучшение жилищных условий. Чем  мотивирован отказ и какие еще в этой истории подводные камни - в материале корреспондента «Вечерней Казани».

Без денег на погашение ипотеки остался пенсионер Росгвардии, служивший в звании капитана, 47-летний Ленар Гарифуллин. Силовик отдал МВД и Росгвардии 27 лет жизни, в органах служил с 1994 года, а на пенсию ушел в должности командира взвода. В очереди на улучшение жилищных условий Гарифуллин стоял с 2012 года и с надеждой ждал, когда настанет его черед получить выплату. В 2022 году Ленара шокировали известием, что никаких выплат не будет.

- В 2013 году я взял социальную ипотеку, мне ее еще чуть меньше 20 лет платить! Квартира даже пока принадлежит не мне, а Госжилфонду при раисе Татарстана. Но до 2022 года всем сотрудникам Росгвардии, у которых была социальная ипотека, выплаты на улучшение социальных условий платили исправно! И они этими деньгами гасили ипотеки. Не знаю, что потом случилось, - удивляется Гарифуллин.

После отказа в выплате Ленар ушел на пенсию - отработал свое, хватит. Мужчина - многодетный отец, старший сын учится в вузе. Гарифуллин убежден, что в выплатах ему отказали незаконно, но обиды на государство он не испытывает.

Еще один пенсионер Росгвардии - 45-летний Александр Атареев - ушел на заслуженный отдых в звании старшего прапорщика. И уже успел пройти все круги судебных инстанций, пытаясь получить выплату на улучшение жилищных условий. Мужчина начинал службу в органах в 2007 году автоинспектором. Позже работал водителем в службе охраны президента Татарстана - сначала в составе МВД, а потом в Росгвардии. Застал даже Минтимера Шаймиева. Но солидный бэкграунд не помог: в 2021 году силовика «выкинули» из очереди на выплаты. Мотивировали это тем, что мужчина уже взял ипотеку. Так он остался без четырех миллионов рублей, которые должны были пойти на закрытие ипотечных платежей.

- После этого многим моим сослуживцам стали отказывать в выплатах. Я стоял в очереди 10 лет, до этого всем сотрудникам давали «жилищные деньги». И когда я в очередь встал, разговор был такой, что жилищными выплатами можно будет погасить ипотеку. И всё до определённого момента было нормально, всем всё платили, - рассказывает Атареев.

Александр обращался с жалобой в Следственный комитет и в мэрию Казани, но везде получал один ответ: если в выплатах отказали, значит, так надо. В судах пока удача тоже не улыбнулась: Вахитовский, татарстанский Верховный и Шестой кассационный суд в Самаре в иске о выплате денег на улучшение жилищных условий отказали. В Верховном суде России победы тоже не удалось добиться, последняя надежда - жалоба на имя заместителя председателя Верховного суда РФ Юрия Глазова. От исхода рассмотрения этой жалобы зависит многое: если Атарееву удастся склонить чашу весов Фемиды в свою сторону, в суд на Росгвардию подаст и Гарифуллин. Пока Ленар не видит смысла в судебных тяжбах, практика складывается не в пользу бывших силовиков, прецедентов победы нет.

- Где справедливость? Говорят, ипотека есть - и все тут. А что я плачу за нее каждый месяц 20 тысяч рублей, так это никого не волнует! - возмущается Атареев.

Юрист Сергей Давлетшин, представляющий интересы нашего собеседника, надеется на вердикт зампреда Верховного суда. Впрочем, специфика российского правосудия такова, что подобные жалобы рассматриваются долго, так что нужно запастись терпением.

- Как ни парадоксально, силовики - самые незащищённые в плане закона. Они служат и защищают нас. Служат мужественно и самоотверженно. Но, несмотря на требования Конституции и других законов, которыми гарантируются социальные права, эти права, к сожалению, не обеспечиваются государством, - считает юрист.

Давлетшин хочет «сломать» практику отказа в предоставлении выплаты на улучшение жилищных условий силовикам. Когда сотрудник МВД, МЧС или Росгвардии встает в очередь на получение «жилищных денег», то комиссия проверяет, нуждается ли вообще сотрудник в улучшении жилищных условий или нет. Ипотеку Атареев взял в 2008 году, в очередь на улучшение жилищных условий встал через три года. А до выплаты ипотеки на квартиру жилье Александру не принадлежит.

В республиканском управлении Росгвардии уверены в своей правоте - раз Атареев взял ипотеку, то право на получение жилищных выплат он потерял. И оснований для улучшения жилищных условий в этом случае нет. Окончательное решение в этом вопросе остается за судом.

Автор: Рамиль АКБЕРОВ

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»