Найти в Дзене

НОКТЮРН В БАГРОВЫХ ТОНАХ

Владимир Маяковский. Величайший поэт ХХ века. Замечательный художник. Бунтарь, хулиган, нарушитель всевозможных традиций и канонов. Тончайший лирик, невероятно ранимый и одинокий внутренне человек. Он покинул этот мир всего в 36 лет, по современным меркам очень рано, но, читая его произведения, создается впечатление, что его жизнь охватывала многие десятилетия - слишком уж мощно, масштабно, вселенски глобально звучат выходившие из-под его пера строки. И по-прежнему творчество Маяковского во всей его фантастической многогранности, жанровой, художественной, смысловой, глубоко волнует, будоражит воображение и, по большому счёту, остается загадкой.

Сцена из спектакля «Маяковский. Городской мюзикл», который показал в ГКД Театр Луны на Малой Ордынке. В роли поэта - Андрей Школдыченко.
Сцена из спектакля «Маяковский. Городской мюзикл», который показал в ГКД Театр Луны на Малой Ордынке. В роли поэта - Андрей Школдыченко.

За окнами август - месяц, не единожды отмеченный биографами поэта. Так, в августе 1906-го, когда семья перебралась в Москву, Владимир поступил в четвёртый класс Пятой московской гимназии. А спустя всего три года, он встретит последние недели лета в заключении - 16-летнего юношу арестуют за революционную деятельность: он был в числе тех, кто помог бежать 13 политкаторжанкам из Новинской тюрьмы. Одиннадцать месяцев проведёт Маяковский в одиночной камере №103 Бутырской тюрьмы. А переведут его туда из Мясницкого полицейского дома аккурат 18 августа.

Родился же Владимир Владимирович тоже летом, 19 июля 1893 года, в Грузии, в селе Багдади, расположенном неподалёку от Кутаиси. Его отец, Владимир Константинович Маяковский, был лесничим - из запорожских казаков. Скончался неожиданно, причиной смерти стала нелепая случайность: уколол палец ржавой иголкой, сшивая бумаги, и в итоге - заражение крови.

Мать Владимира, Александра Алексеевна, была кубанской казачкой. После гибели мужа на её плечи легли все бытовые тяготы: надо было поднимать троих детей, денег практически не осталось.

"После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было", - вспоминал впоследствии поэт.

Собственно, с этого момента и начинается спектакль «Маяковский. Городской мюзикл», который Театр Луны на Малой Ордынке (художественный руководитель - народный артист РФ Евгений Герасимов) показал в Государственном Кремлёвском Дворце в честь 130-летия со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского.

-2

Следуя пунктирно за событиями биографии Маяковского, режиссер-постановщик (он же музыкальный руководитель) Александр Рыхлов, тем не менее, создаёт объёмную и многомерную - в плане хронологии и эмоционально-психологического плана - сценическую композицию, отсылающую к основным вехам в судьбе поэта и людям, с которыми эти вехи так или иначе были связаны. Здесь и знакомство с Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных, и знаменитый бунт против «эстетики старья», которой решили противостоять новоявленные футуристы, они же будетляне (обитатели будущего). В спектакле цитируется манифест новой творческой группы, который называется весьма недвусмысленно: «Пощёчина общественному вкусу». О чём же там говорится?

«Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве…. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.

С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!»

-3
-4
-5

Уже позднее Маяковский так объяснит в своей автобиографии рождение нового литературно-художественного течения:

«У Давида гнев обогнавшего современников мастера, у меня - пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм».

-6

Он с детства тяготел к новым веяниям, еще ребенком, в Грузии, бегал на сходки, участвовал в митингах, посещал занятия в группе, которую вел придерживавшийся новых взглядов студент. И, разумеется, революцию Маяковский принял сразу и безоговорочно, посвятив ей свой талант, всю свою жизнь. Тем мучительнее ему было впоследствии осознавать, что локомотив истории, похоже, начал поворачивать не туда и что он со своей бескомпромиссностью в вопросах построения нового общества уже приходится не ко двору. Замечательно передано в спектакле Театра Луны состояние Маяковского, когда на его выставку «Двадцать лет работы», проходившую в Доме печати в начале февраля 1930 года, не пришёл никто из представителей литературных организаций. Официальных поздравлений Маяковский тоже не удостоился. Крушение идеалов, внутренняя пустота, взрывающее душу одиночество - до рокового выстрела, раздавшегося 14 апреля, оставалось чуть более двух месяцев…

-7
-8
-9

Конечно, дело было не только в политической ситуации, хотя и её роль нельзя недооценивать в судьбе поэта. Но он действительно оказался бесконечно одинок: практически все единомышленники в эмиграции, ни с одной из любимых женщин так и не удалось создать настоящей семьи - никто из них не был готов разделить с ним его мир. В спектакле прочерчивается всего лишь две любовные сюжетные линии: история взаимоотношений с Лилей Брик и с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, последней, кто видел Маяковского живым. И хотя в постановке не упоминается ни о Софье Шамардиной, ни о Марии Денисовой, ни о Татьяне Яковлевой, которым посвящены поистине бессмертные строки, ни о матери единственной дочери поэта Элли Джонс (Елизавете Зиберт), тем не менее, сама суть коллизии, внутренняя драма Маяковского передана достаточно точно.

-10
-11
-12
-13

Особая ценность постановки в том, что она практически целиком базируется на стихах Маяковского и воспоминаниях о нем, оставленных Лилей Брик, ее сестрой Эльзой Триоле, Осипом Бриком и Вероникой Полонской. Ну а жанр мюзикла позволяет «досказать» языком пластики то, что выходит за рамки словесно возможного. Надо отдать должное хореографу-постановщику Жанне Шмаковой: предложенные ею решения оказались ёмкими и психологически точными. Что же до исполнителей главных ролей, то Андрей Школдыченко (Владимир Маяковский) был великолепен и по праву снискал овацию зала. Достойную пару с ним составила Янина Студилина (Лиля Брик), да и весь актёрский ансамбль справился с поставленными задачами вполне достойно.

-14
-15
-16

У большинства наших современников Владимир Маяковский ассоциируется, в первую очередь, с революционными стихами. Например, такими:

"Глаз ли померкнет орлий?

В старое ль станем пялиться?

Крепи

у мира на горле

пролетариата пальцы!

Грудью вперед бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!"

(1918, "Левый марш")

Или такими:

"Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы - наши кисти.

Площади - наши палитры.

Книгой времени

тысячелистой

революции дни не воспеты.

На улицы, футуристы,

барабанщики и поэты!"

(1918, «Приказ по армии искусств»).

-17
-18
-19

Между тем непросто найти в мировой поэзии столь же наполненные энергией боли и отчаянья строки, написанные, что называется, на разрыв аорты:

«Версты улиц взмахами шагов мну.

Куда уйду я, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

Выдумалась ты, проклятая?!»

(1915, «Флейта-позвоночник»)

Спустя тринадцать лет у него вдруг вырвется - посреди, казалось бы, сугубо политического размышления-памфлета:

«Любить -

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

a не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником».

(1928, «Письмо товарищу Кострову»)

-20
-21
-22

Так вот, когда смотришь «Маяковский. Городской мюзикл», начинаешь осознавать - буквально на интуитивном уровне - как в этом невероятном человеке, художнике уживалось столько всего, казалось бы, взаимоисключающего. На самом деле, если вдуматься, звучащее в начале спектакля стихотворение «А вы могли бы?» во многом даёт ответ на этот вопрос. Потому как в нём, словно в фокусе, сошлись одновременно безграничная фантазия, нестандартный взгляд на бытие, бунтарский дух, трепетная ранимость и осознание собственной обречённости на вечное одиночество:

"Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?"

(1913)

Предсмертная записка, оставленная Владимиром Маяковским, была короткой и простой:

"Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо".

Сегодня нам трудно представить, что советская власть, точнее определенные и достаточно многочисленные её представители, фактически наложили запрет на творчество Владимира Маяковского - и в конце его жизни, и в первые годы после его ухода. И только когда в 1935 году Лиля Брик обратилась с письмом к Сталину, в котором просила вождя посодействовать в пропаганде наследия поэта, а тот оставил резолюцию: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», произведения Владимира Маяковского начали издавать миллионными тиражами.

-23

Он, Маяковский, конечно, догадывался, что его стих «дойдёт через хребты веков и через головы поэтов и правительств», но, увы, не застал своего литературного триумфа.

-24

Финал спектакля решён лаконично и неоспоримо: слова предсмертной записки и… разлетающиеся во все стороны над сценой страницы рукописей, подброшенные вверх (или отброшенные от себя?) рукой поэта, решившего, что ему уже пора перешагнуть черту.

-25

«Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!»

(1914, «Послушайте!»)

Звезда Маяковского освещает путь уже не одного поколения. Потому как без нее в симфонии мироздания наметится диссонанс. А ещё потому, что нам всем она совершенно необходима.

P.S. Спектаклю «Маяковский. Городской мюзикл» предшествовала официальная часть, которую вели Ирина Пудова и Родион Газманов.

-26

Выступавшие с главной сцены страны официальные гости - в их числе были директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Александр Хинштейн, третий секретарь посольства Республики Куба в Российской Федерации Адриан Ривас Гуттьерес - делились своими размышлениями о значении поэзии В.В. Маяковского в современном мире и читали его стихи.

С видеоверсией спектакля вы можете ознакомиться на платформе ГКД «Медиакульт»

Смотрите видео Спектакль «Маяковский. Городской мюзикл» в Кремле | Медиакульт

Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца.

Фото: Алла Четверикова.