ЧАСТЬ 2. К 50-летию со дня рождения Михаила «Горшка» Горшенева.
В провинциальном городке был праздник в семье майора погранслужбы. На свет появился первенец. Городок Пикалево лежит под Бокситогорском в Ленинградской области. На календаре 7 августа 1973 года. Майора звали Горшеневым Юрием Михайловичем. Его супруга, выпускница консерватории, работала музыкальным педагогом. Сын, которому дали имя Михаил, отчасти пойдет по стопам матери, связав свою жизнь с музыкой, но совсем в другой сфере и жанре. Ему суждено будет стать одним из самых неоднозначных рок и панк-музыкантов в современной культурной истории нашей страны, творцов феномена «Короля и шута», хоррор-панк группы, чьё наследие до сих пор вызывает споры, обретает новых и новых слушателей. «Горшку», как его называли друзья, коллеги и многочисленные поклонники группы, могло бы исполниться 50. Музыканта не стало 19 июля 2013 года. К траурной годовщине на канале «Журнал МУЗилка» стартовал цикл о «Короле и шуте», теперь вниманию читателей предлагается продолжение, приуроченное к 50-летию со дня рождения.
Песни «Короля и Шута», в основном, представляют собой сюжетные истории, притчи или страшные сказки, полные колоритных персонажей. Придумывал их друг и коллега «Горшка», его сокурсник по реставрационному училищу по прозвищу «Князь», он же – Андрей Князев – второй лидер и вокалист «Короля и шута». Он же, обладая художественным талантом, создал визуальное воплощение творческой вселенной «КиШ», занимался оформлением обложек. А Михаил Горшенев придал ей звучание, благо музыкальный талант было от кого унаследовать. Композиторский талант Миши отмечали не только партнеры по группе, коллеги по жанру, но и музыкальные критики. Он сочинял выразительные мелодии, которые под пером Андрея Князева обрастали причудливыми образами и сюжетами.
Помимо этого, и «Горшок», и «Князь» писали песни автономно друг от друга, и в репертуаре «Короля и шута» есть хиты единоличного авторства каждого. Но в статье упор сделан на их совместные произведения и на творчество Горшенева, ведь цикл посвящен его памяти.
В прошлый раз мы побывали в гостях у Лесника, прокатились на Мотоцикле, узнали печальную судьбу Марии, заглянули на застолье, где «Ели мясо мужики», встретились с «Мертвым анархистом», прокатились на «Северном флоте» и увидели «Фокусника». Продолжаем путешествие в мире образов и историй, созданных «Королем и Шутом».
«Камнем по голове»
Муз. М. Горшенев и А. Князев
Первая строчка «сказа» отсылает к хиту, озаглавившему первый официальный альбом «Короля и шута», представленный публике в 1997 году. До этого группа записала два магнитоальбома, которые в официальную дискографию не входят.
В 1993 году «штатного поэта», одного из лидеров группы забрали в советскую армию. Проходя службу, он продолжал проявлять творческую активность, участвовал в деятельности группы, отправляя свои наработки товарищам. Как раз в первый армейский год и появилась история о загадочном путнике, «возникшем» среди толпы во время праздника в провинциальном городке. Написана песня по большей части Андреем Князевым, в первоначальной версии он сочинил и слова, и музыку. Сохранилась раритетная армейская запись 1993 года.
Горшок песню доработал, придав музыкальной составляющей тот вид, в котором мы её знаем. Композиторами зарегистрированы оба.
«Камнем по голове» - одна из визитных карточек группы, которую знают даже рамочно знакомые с творчеством «КиШа» люди. Как и многие песни группы, по сюжету и содержанию она не так проста, как может показаться при первом прослушивании.
Путник «в наряде старинном» - призрак, умерший человек, чью жизнь по дороге на праздник оборвал «сорвавшийся с горных вершин» камень. Так в самом общем виде представляют центральный образ. В тексте много нюансов, культурологических отсылок, композицию называют одной из самых глубоких и философских в творчестве «КиШа.». В сети куча материалов с трактовками смысла и содержания песни, однако, что на самом деле стоит за теми или иными образами и строками, наверняка может сказать только один человек – Андрей Князев.
«Смельчак и ветер»
На альбоме «Камнем по голове» изданы две композиции, объединенные общим мотивом – борьбы человека со стихией. Открывает «диптих» более ранняя композиция, в которой героя гордо именуют «Смельчаком». Автор текста Андрей Князев отмечает, что на тот момент она была нетипична для творчества «КиШ».
«Ничего подобного я раньше не писал. Были брутальный "Мотоцикл", зловещий "Охотник", безумный "Кукольный театр". А чтобы такой вот залихватский рубаха-парень вышел в поле и начал с ветром тягаться, - таких вещей ещё не было, так что текст получился довольно-таки экспериментальный»,
- говорил Князь.
По словам Андрея, он писал текст, полагая, что коллега по группе Горшок его не примет. История о смельчаке, намеревающемся «ветра проучить» придумывалась им уже на готовую мелодию.
Своеобразия музыкальной составляющей придал ход с многоголосьем в начале и яркая басовая партия Балунова. Композиция сочинялась как раз в тот период, когда музыкант сменил позицию, перейдя с гитары на бас. Эта метаморфоза нашла отражение в звучании песни. Окончательная аранжировка была сделана уже во время записи.
«Дурак и молния»
Эксперимент Князя оказался успешна и тема «чудака и погоды» нашла продолжение в творчестве «КиШ». По мотивам «Смельчака и ветра» группа вскоре сочинила другую песню. Её героя обозначали уже более грубо и конкретно – дураком.
А как ещё назвать человека, посреди грозы бегающего по холму в грозу и пытающегося поймать в сумку молнию. «Надо ж выдумать такое - во дурак».
На первый взгляд, с точки зрения общественных устоев, герои обоих песен, ведут себя, мягко говоря, странно. Но «КиШ» не был бы «КиШом», если бы всё было так просто. Песни, чаще всего преподносящиеся как «поучительные притчи от Князя», получили множество трактовок среди меломанов. Так, например, «Дурака и молнию» можно воспринимать метафорически, как человека, который стремится к цели «всей своей жизни» и встречает непонимание окружающих, считающих эту цель максимально странной. Некоторые толкователи «Короля и шута» пошли ещё дальше, усмотрев в песне историческую отсылку к опыту, проведенному одним из отцов американского государства Бенджамином Франклином, чей образ запечатлен на 100-долларовой купюре.
Песня «Дурак и молния» обыграна в сюжете фэнтезийно-сказочной линии сериала «Король и шут». Кинематографический трубадур Князь в исполнении Владислава Коноплева в одном из эпизодов встречает на своём пути персонажа, который купил на базаре волшебную сумку и одержим идеей поймать в неё молнию, чтобы отомстить за брата. Окружающие, дабы уберечь, «сажают» дурака в клетку, но Князь освобождает его и помогает в деле ловли молнии, герои достигают задуманного.
«Охотник»
В мире «Короля и Шута» сюжеты и мотивы порой очевидно или неожиданно переплетаются. Например, как бы Вы ответили на вопрос: «В первых строках какой песни группы поётся о том, как мужики сидят за столом?». Широко известной в массах стала история «сомнительного застолья» у конюха, на котором «ели мясо мужики», её я рассказывал в первой части сказа, но есть и другая, также популярная и более ранняя песня, начинающаяся со слов:
«Темнело за окном и наступала ночь
За кухонными столом сидели мужики»
В припеве, а правильней сказать, перепеве – всего 1 слово «Охотник» - название песни. А вот в куплете «очень много всего происходит». Так выразился киноактер Владислав Коноплев, примеривший на себя образ автора текста этой и большинства других песен коллектива. Исполнитель роли Андрея Князева в сериале «Король и шут» выделил именно «Охотника» как одну из своих любимых и самых удачных с сюжетной точки зрения песен, созданных прототипом его киногероя.
Сам Андрей Князев характеризовал «Охотника» как «микрофильм», источником вдохновения для него послужил фильм «Серебряная пуля».
История охотника Себастьяна становилась предметом исследования культурологов и фольклористов, которых интересовал архетип зверя и мотив оборотничества в тексте песни.
«Охотник» явился на раннем этапе существования коллектива, эта композиция была в числе первых записанных группой в 1991-1992 годах и представленных в радиоэфире. Первоначально она сочинялась для магнитоальбома «Истинный убийца», была представлена на следующем «доисторическом» и официально не изданном альбоме – «Будь как дома путник». Он лег в основу второй в официальной дискографии студийной работы, одноименной группе пластинки «Король и шут».
«Собрание»
Муз. и сл. Михаила Горшенева
«Горшок» писал тексты к песням «КиШа» намного реже, чем Князев музыку, да и то, многие тексты Горшка были доработаны или переделаны соавтором, сам Михаил написал слова лишь к нескольким песням. Впервые такая необходимость возникла как раз тогда, когда Князь служил в армии.
Сочиняя стихи, Горшок опирался на наработки, уже имевшиеся в репертуаре песни и сюжеты. Собрал их всех в одном месте - так получилась песня «Собрание». Первоначальное название – Старинные друзья. Она тем и ценна, что представляет некий «свод» раннего творчества КиШа, объединяет целую вереницу персонажей и типажей, характерных для песен коллектива.
Участники группы неоднократно подчеркивали, что в их коллективе с двумя фронтменами все музыканты на равных правах принимают участие в творческом процессе. Так, есть информация, что в создании «образного ряда» песни «Собрание» принимали участие Александр Балунов и Яков Цвиркунов. В реестре РАО единоличный автор слов и музыки – Горшенев Михаил Юрьевич.
По этой песне будет озаглавлен альбом-сборник хитов группы выпущенный в 2001 году.
«Воспоминания о былой любви»
Ярчайшая иллюстрация композиторского таланта Михаила Горшенева – «Воспоминания о былой любви». В этом произведении именно мелодическая составляющая выходит на первый план. Значимость и особое место произведения в творчестве группы подчеркивают и слушатели, и близкие музыкантов.
Ей посвящена одна из сцен сериала «Король и шут». Кинематографический «Горшок» в исполнении Константина Плотникова играет невероятной красоты мелодию в присутствии своего соавтора и жены Анфисы. (Персонаж восходит к Анфисе Крючковой, первой супруге «Горшка», они состояли в браке с 1997 по 2003 год). Девушка приходит в восторг, говорит
«Это не какой-то с***й шлягер, это будут слушать вечно».
Анфиса извиняется перед Андреем, утверждая, что эту вещь стоит оставить без текста. В действительности, конечно, было не совсем так.
Сцена из фильма – это художественная интерпретация, в ней переплели обстоятельства историй создания двух разных песен группы. Согласно книге Балу, похожую по смыслу фразу Анфиса адресовала мелодии «Невесты палача», когда Горшок показывал её Балунову у себя дома. Связи с реальностью кино-эпизод не лишен. «Воспоминания о былой любви» явилась на суд слушателей как раз в инструментальном варианте, но в реальной истории группы Анфиса здесь не замешана. Андрей Князев рассказывал:
«Редкий случай, когда я не смог написать текст к дате завершения альбома в виду того, что очень кайфовая музыка и боялся её испортить чем-то экспериментальным».
Альбом, о котором говорит музыкант – «Герои и злодеи» - выпущен в 2000 году. На нём был представлен инструментал.
Композицию без текста подписали «Воспоминания о былой любви». Интересно, что название восходит к произведению Андрея Князева, но не стихотворению, а рисунку и подписи к нему, гласившей: «Знаете, лорд, в этом лесу вы снова и снова будете натыкаться на воспоминания о моей былой любви».
Музыканты не исключали, что Князь напишет совсем другие стихи и песню переименуют. Взявшись за перо, Андрей всё же оттолкнулся от собственного художественного творения и уже имевшегося названия, а вдохновил его кинофильм «Музей восковых фигур».
« Я часто вижу страх в смотрящих на меня глазах»,- запел Горшок. Со словами «Воспоминания о былой любви» издали на альбоме «Как в старой сказке» в 2001 году.
Хит «Короля и шута» подхватили другие популярные панки «Наив». Лидер коллектива, Александр «Чача» Иванов со сцены шутил, что «редко пишет нормальные песни», поэтому группа «играет много каверов». Диапазон перепетых произведений широк: от Валерии до «Короля и Шута». «Воспоминания» Чача Иванов запел в программе «Полный контакт», где «Наив» принимал участие в одном выпуске с «КиШом».
«Медведь»
2002 год. «Король и шут» на пике славы. В свет выходит альбом «Жаль, нет ружья». Его флагманом стал жесткий мрачный боевик про «Мертвого анархиста», о котором шла речь в первой части. Широкую популярность снискала совсем иная по эстетике композиция «Медведь», часто преподносящаяся как антипод «Анархиста» на этой пластинке. Песня отражает лирико-мелодическую сторону «Короля и шута». Содержательно «Медведь» дополняет тематическую линию «Охотника» и «Хозяина леса».
Источник вдохновения кому-то может показаться неожиданным для творчества «КиШ». Это классика советской детской литературы – произведение «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца. Сюжет пьесы, написанный в 1954 году, известен многим поколениям советских и российских граждан как в оригинале, так и по экранизации режиссера Марка Захарова 1978 года. В первоначальной авторской версии пьеса называлась «Медведь», как и песня «Короля и Шута» основанная на её мотивах.
Музыкально-эстетически песню сопоставляют с «Воспоминаниями». Обе эти композиции, как свои любимые в творчестве сына, отмечал Юрий Горшенев, долгое время не поддерживавший увлечение Михаила панк-рок музыкой.
На позднем этапе творчества группы композиция была переаранжирована, в обновленной, утяжеленной версии в духе «индастриал-металла» исполнялась с 2008 года.
«Танец злобного гения»
Завершает рассказ о «Короле и Шуте» навеянный творчеством Стивена Кинга «Танец злобного гения». Один из ярких хитов коллектива относится к последнему этапу совместного творчества Горшка и Князя. Песня вышла на альбоме «Театр демона».
В создании текста этой песни переплелись три грани таланта Андрея Князева – художественный, писательский и поэтический.
«Эту песню я иллюстрировал, рисовал на нее комиксы, затем появилась идея написать рассказ, а потом уже это переросло в песню», - рассказывал Князев.
«Театр демона» позиционируется как не типичная для «КиШа» работа в стилистике арт-панка, это последний альбом группы «Король и шут» с участием Князя. Его же можно рассматривать и как последнюю оригинальную пластинку группы в принципе, если не считать изданий зонг-оперы «Тодд». С уходом из группы Князя «Горшок» горел масштабным театрально-музыкальным проектом, основанном на сюжете о маньяке-парикмахере Суини Тодд. Эта постановка стала главным делом последних лет жизни музыканта, яркой и весомой точкой его творческого и жизненного пути.
Песенное наследие «Короля и шута» – это особая вселенная, с колоритными персонажами, интересными сюжетами, множеством культурных перекличек и отсылок. Группу одни превозносили, другие не понимали, считая музыкой не для всех. За десятилетие, прошедшее «без Горшка», интерес к группе не угас и не ослабел, их творчество осмысляется всё глубже и глубже, раскрывается с новых сторон, обрастает интерпретации.
Созданный «Королем и Шутом» сказочный фэнтези-мир достоин воплощения в сериях книг и экранизаций, что лишь в малой части было реализовано Рустамом Мосафиром – режиссером нашумевшего сериала. Путешествовать по миру «КиШа» можно долго, его не охватить даже в двух объемных публикациях, поэтому многие знаменитые песни мне пришлось оставить в стороне. Свой «сказ» я завел о тех композициях, которые когда то слушал сам и которые наиболее узнаваемы в массах. Если Ваша любимая песня упущена, прошу отнестись с пониманием. На сем свой сказ завершаю. Тех, кто не читал первую часть, приглашаю ознакомиться: Сказ о "Короле и шуте". 8 хитов легендарной группы.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.
Читайте также: Два хита авторства Андрея Князева из репертуара группы "Король и шут" (истории песен "Кукла колдуна" и "Прыгну со скалы")