Найти тему
Старый скрипторий

Песнь богини Кали (кошмар капиталиста и Бхопальская катастрофа)

Емкость с МИЦ (та самая) и Union Carbide
Емкость с МИЦ (та самая) и Union Carbide

В Интернете некоторое время назад распространялся крайне популярный комикс «Сова – эффективный менеджер» который кроме горечи и смеха ничего не вызывал, поскольку вся «эффективность» заключалась в сокращении, обрезании, удалении и создании крайне опасных или невыполнимых условий для решения конкретных задач. Но то что смешно в комиксе, в реальной жизни может обернуться трагедией и катастрофой. В ночь на 3 декабря 1984 года на планете земля произошла самая крупная техногенная катастрофа в истории человечества.

Со второй половины XX века имел место быть устойчивый тренд на вынос производств в страны «третьего мира», к каковым тогда справедливо относилась Индия.

В столице штата Мадхья-Прадеш г. Бхопал (Bhopal) было размещено производство пестицидов для сельского хозяйства американской фирмой Union Carbide. Завод был как это принято построен дочерней компанией Union Carbide India Limited (UCIL). Это важно, что позволяло частично «удешевить» проекты, решения, тех. процессы, связанные с безопасностью.

Кроме того изначально планировалось, что для производства пестицидов завод будет импортировать часть химикатов, произведённых на других предприятиях корпорации, но в условиях обострившейся конкуренции на местном рынке, на заводе было освоено собственное производство необходимых химикатов, требующее более сложных и опасных процессов, нежели проектировалось изначально.

В частности в процессе производства удобрений использовалось вещество под названием метилизоцианат (МИЦ) которое обладало следующими особенностями:

- Смертельно ядовит (предельно допустимая концентрация содержания в воздухе — 0,05 миллиграмм на кубометр, четвертая степень по стандарту NFPA 704 (как синильная кислота)). При контакте моментально сжигает слизистые, вызывает отёк легких и, в самом лучшем случае (при небольшой концентрации) — хроническое отравление. В жидком виде наносит ожоги как серная кислота.

- Закипает при 40С, то есть уже при данной температуре начинает интенсивно испаряться в окружающую среду и проявлять свойства, описанные выше, на обширной местности.

- Малейшая примесь воды приводит к экзотермической реакции, что вызывает разогрев смеси.

- Попадание же, вместе с водой, допустим ржавчины из трубы все усиливает в результате катализа.

- Разогрев выше определенного предела вызывает целую серию новых химических реакций: распад, и полимеризация, выделение тепла. Если избыток температуры и давления не отвести реакция становится цепной выходит из-под контроля. При этом среди продуктов распада присутствуют цианистый водород, угарный газ и оксиды азота.

На случай возникновения опасности утечки в окружающую среду на заводе имелось четыре системы защиты: скруббер (нейтрализатор газа), холодильник с резервной цистерной, куда можно было перекачать плохо себя ведущую реакционную смесь для охлаждения и всяческого успокоения оной, факел для сжигания всего, что выходит в атмосферу, и водяной душ, который должен был смывать МИЦ в резервуары.

Руководство Union Carbide не осуществляло подбор квалифицированных кадров. Экономия ФОТ (фонда оплаты труда) это главное, а то что некоторые работники даже по-английски читать не умеют все равно.

Технический персонал завода с упорством самоубийц игнорировал тот факт, что в рабочей емкости МИЦ скапливалось 42 тонны (в 42 раза!) больше разрешенной технической нормы. Производительность и выработка (премии!) была важнее. Линейный персонал набирался из жителей Бхопала – после часового инструктажа допускали неграмотных бывших крестьян на опасный химический производственный объект.

Местное муниципальное руководство закрывало глаза на нарушения тех. процессов на заводе. Оборудование, смонтированное при строительстве капитальному ремонту не подвергалось. Как выяснилось позже к моменту аварии технический комплекс был изношен настолько, что функционировать по правилам вообще не мог. Ко дню катастрофы ВСЕ степени защиты указанные выше были выведены из эксплуатации и находились на бессрочном тех. обслуживании. А завод корпорация...выставила на продажу, поэтому ничего вкладывать в ремонт не собиралась.

Как в цистерну с МИЦ попала вода так и не было выяснено, возможно что осталась в манифольде после промывки в силу необразованности персонала. Union Carbide придерживается мнения, что это был саботаж, и воду подпустил некий рабочий (незадолго до этого уволенный). При этом ни одного подтверждения этого найдено не было. Позже всплыли интересные подробности. Завод оказывается подвергался перепланировке – функциональность была упрощена (привет неквалифицированный персонал) но это катастрофически сказалось на безопасности тех. процессов. В день предшествующий катастрофе не были закрыты заслонки манифольда ограничивающие ток воды (инженер, следящий за этим был сокращен – оптимизация штата). Запорная задвижка емкости с МИЦ была неисправна и не могла сдерживать воду от попадания в цистерну.

Итак 23 часа 10 минут Дежурный оператор заметил на пульте необычное повышение давления в цистерне с МИЦ (часть датчиков не работает!) Через 10 минут в диспетчерскую сообщили что в цеху подтекает МИЦ. Через минуту скачок давления превышающий допустимый уровень. Далее через минуту рост давления в два раза. Начало трескаться бетонное основание цистерны. Персонал пытается включить нейтрализатор – не работает (выведен из эксплуатации), холодильник не работает (выведен из эксплуатации – изношен, экономили на фреоне). Зажечь факел не получается. Начальник цеха отдает команду поливать емкость из шлангов, рабочие начинают падать прямо в цеху (цех уже загазован). Все приборы и оставшиеся датчики вышли из строя. Через 30 мин. после начала нештатной ситуации в емкости вышибает клапан и 42 тонн смеси уходит в небо Бхопала. Водяной брандспойт не может выдать необходимое давление и также не срабатывает (ведь он тоже выведен из эксплуатации).

Включается аварийная сирена (выброс!) Около 02 часов 00 минут выброс прекращается. Облако метилизоцианатной смеси доходит до центра города, конденсируется и начинает снижение.

Часть людей разбудил вой сирены. Но что он означал, почти никто не знал. Несмотря на наличие химически опасного предприятия, в городе никогда не проводили соответствующих учений по эвакуации и безопасности жизнедеятельности. Высшее руководство (из местных) давно вывезли семьи из города. Представители Union Carbide в Бхопале жили 2-3 недели в год.

Конденсат начал выпадать на землю, тут же испаряться от прогретой почвы и идти вверх и так по кругу. Концентрация снижалась, но в связи с величиной смертельной дозы этот процесс был долгим. Жители Бхопала просыпались от раздирающей боли в груди и кашля. Начиналась кровавая рвота. Глаза выжигал странный туман, просачивающийся сквозь окна. Люди слепли и задыхались. Самые везучие тихо умерли во сне, в основном дети. Выжившие малолетние Бхопальцы все равно погибнут потом практически все, из-за своего роста: газовая смесь достигала наибольшей концентрации у поверхности земли. Низкая точка конденсирования и испарения газовой взвеси убила всех кошек и собак, удушила младенцев на земляных полах. Уровень смертности объясняется еще и спецификой действия МИЦ.

Уцелевшие в панике выбегали на улицы. Бежали почти наугад как правило навстречу облаку и своей смерти. Многих задавила толпа. Самые сообразительные старались залезть как можно выше от тумана но конденсация МИЦ убивала их и там. Под утро туман развеялся. Конденсация газа по утреннему похолоданию (до + 25С) вызвала сильнейший дождь. Чудом уцелевшие индусы выскакивали под него и умирили поначалу также присутствовала сильнейшая концентрация МИЦ. Город был наполнен начинающими разлагаться трупами людей и животных. Спасшиеся жители могли позавидовать мертвым: для них неприятности только начинались. Врачи не знали причин отравления, потому что Union Carbide соблюдала коммерческую тайну (никто не понимал что за вещество выступило ядом). Многие пострадавшие умерли в последующие дни, многие ослепли.

Врачи оказались не готовы к разворачивающейся драме. При попытках обеззараживать раны химических ожогов подручными средствами, зеленкой или спиртом, на выходе получали вскипающую смесь из остатков газовой смеси, крови и гноя. Часть врачей также умерло в день приема первых пациентов - МИЦ был на одежде, на волосах и коже. Медицинские перчатки и респираторы не использовались. Дети беременных матерей, выживших в аварии, рождались с уродствами, поскольку жители Бхопала после аварии жили там же, пили и ели продукты из зараженной почвы. Огромное количество жертв было на 2-3 день после аварии. Жители, пережившие ночь, пили воду из колодцев, спускались в подвалы, умывались водичкой из бочек, куда с крыш смывались килотонны яда. Травились при приеме пищи с огородов. Эвакуировать население, никто не стал. Дезактивировать почву тоже.

Итог катастрофы – 3000 человек в первую ночь, 15 000 тысяч умерли от последствий в течение нескольких лет и 500 000 тысяч приобрели инвалидность в результате катастрофы. В феврале 1989 года Верховным судом Индии было одобрено решение о том, что Union Carbide обязалась выплатить до конца марта правительству Индии 470 млн долларов взамен снятия обвинения в убийстве с директора Уоррена Андерсона и снятия судебных исков против компании. Это и есть цена жизни и здоровья полу миллиона людей. 7 июня 2010 года индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide виновными, в халатности, повлекшей гибель людей. Осуждённые были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тысяч рупий (примерно 2100 $). И самое интересное. В 2004 году акционисты «The Yes Men» устроили мистификацию, дав интервью от имени Union Carbide, в рамках которой по BBC World, было объявлено о продаже Union Carbide и распределении вырученных 12 млрд долларов на ликвидацию последствий катастрофы, медицинскую помощь и исследование возможного вреда от других продуктов компании. Dow Chemical (ранее поглотившая Union Carbide) спустя два часа выпустила опровержение, но итогом этой истории было суммарное падение акций компании на 2 млрд. долларов.