Найти тему
Учёный кот

"Круг" Бернара Миньера - французский остросюжетный детектив с социальным подтекстом.

Всем привет! Сегодня выполняю первое из трёх обещаний, данных моим читателям в начале августа, и мы обсуждаем роман "Круг" живого классика французского остросюжетного детектива Бернара Миньера, являющийся прямым продолжением его дебютного романа "Лёд", принесшего создателю его сегодняшнюю славу. С автором я познакомился два года назад, когда его книги были уже переведены на 20 языков мира и изданы тиражом более трёх миллионов экземпляров, а майор Мартен Сервас уже шествовал по экранам мира в одноимённом мини - сериале от стримингового сервиса Netflix. И хотя сюжет о затерянной в Пиренеях закрытой коммуне показался до боли знакомым, напомнив "Багровые реки" другого живого французского классика, Жана Кристофа Гранже, мне понравился великолепный талант рассказчика, живущий в Миньере. И когда мне в руки попала его книга "Круг", начинающаяся с того самого момента, на котором закончился "Лёд", я не мог не добавить её в список must read.

Бернар Миньер- культовый французский писатель, звезда № 1 французского триллера и живой классик жанра.
Бернар Миньер- культовый французский писатель, звезда № 1 французского триллера и живой классик жанра.
Постер мини-сериала "Лёд" по дебютному роману Бернара Миньера от стримингового сервиса  Netflix
Постер мини-сериала "Лёд" по дебютному роману Бернара Миньера от стримингового сервиса Netflix
Читаемая книга на фоне озера Большое Яровое в Алтайском крае.
Читаемая книга на фоне озера Большое Яровое в Алтайском крае.

Из закрытой клиники для душевнобольных в Пиренеях сбегает опасный серийный убийца Юлиан Гиртман. Полтора года он не даёт о себе знать, но вот в крошечном городке Марсак происходит жестокое убийство молодой преподавательницы античной литературы и древних языков местного колледжа, в котором учатся дети здешней элиты. Все улики указывают на то, что это почерк Гиртмана, но Сервас, возглавляющий расследование, подозревает, что всё не так просто, и улики им подбрасывают намеренно, чтобы сбить следствие с толку...

Миньер остаётся верен себе и не берёт быка за рога с ходу - через первые пятнадцать страниц повествования буквально продираешься, как сквозь дебри, настолько оно плотное и вязкое, настолько много здесь второстепенных персонажей (всех из которых автору удаётся раскрыть). Правда, когда к их обилию привыкаешь и к темпу истории пристраиваешься, она начинает мчаться, как по накатанной. Во многом это происходит благодаря центральному персонажу, майору Мартену Сервису, личности сложной и противоречивой. Когда вы в последний раз видели инспектора полиции, свободно изьясняющегося на латыни? Инспектора, способного без запинки процитировать античных философов и писателей? Инспектора, обожающего классическую музыку, при чем не общеизвестную "попсу", а не всем понятного австрийского композитора Малера? Инспектора, которого события расследования затрагивают настолько лично? Это всё Сервас, выросший в этих местах, в семье профессора местного университета и получивший классическое филологическое образование. Сервас, подававший надежды, как писатель, и пришедший в полицию из-за личной трагедии ( много лет назад неизвестные на глазах отца изнасиловали и убили мать Мартена, и тот, так и не пережив позора, спустя десять лет покончил собой). Сервас, сын бывшей возлюбленной которого, считается главным подозреваемым в нынешнем убийстве. И, наконец, Сервас, дочь которого, Марго, учится в местном колледже, близко знакома как с подозреваемым, так и с убитой, и затевает свое собственное, параллельное официальному, расследование. Сами понимаете, в таких условиях Мартену Сервасу нужно будет очень постараться сохранить хладнокровие и беспристрастность.

Отдать должное Миньеру, ему удаётся и персонаж главного антагониста - Гиртман составляет прекрасную оппозицию главному герою в сложности и противоречивости характера: он бывший прокурор Женевы, член Гаагского международного суда, знакомый со следственной кухней, что называется, изнутри, но при этом социопат, искусный манипулятор и извращенец, устраивавший на своей вилле садомазохистские вечеринки и сдававший собственную жену в аренду людям с такой же извращённой фантазией, как у него самого (правда, впоследствии, уличив жену в измене, Гиртман казнил её вместе с любовником электрическим током, предварительно облив парочку шампанским). Сам Мартен считает, что Гиртману больше подошла бы роль "лицемерного проповедника, посылавашего на костёр ведьм в Салеме, инквизитора или обвинителя на процессах в сталинской России(с)". Гиртман же считает, что в противоречивости они с Сервасом так схожи, что он, глядя на Мартена, как будто созерцает самого себя, но лишённого тёмной стороны, соответсвенно сам Юлиан может считаться "доппельгангером", то есть демоническим двойником Серваса. Одним словом, достойные друг друга противники, недаром ведь противостояние между ними остаётся открытым в финале книги.

Впрочем, если вы внимательный читатель, то быстро поймете, что Гиртман к преступлению (по крайней мере убийству Клер Денье) не имеет никакого отношения уже из эпиграфа, для которого автором взяты слова коллеги по писательскому цеху, Майкла Коннелли: " Цивилизованные личности, те, что прячутся за культурой, искусством, политикой... и даже правосудием, - именно таких и стоит опасаться. Они идеально маскируются, но нет никого более жестокого. Эти люди - самые опасные существа на Земле"(с). Миньер планомерно, как и в романе "Лед", подводит читателя к тому, что в убийстве виноват кто - то из элиты из шикарного предместья, замкнутой на себе. И уж тут претендентов будет хоть отбавляй....Может быть, Клэр убила группа студентов, представителей "золотой молодёжи", принадлежащей к некому тайному сообществу "Круг"? А может быть, к убийству причастен местный депутат, которому пророчат успешное будущее в большой политике, долгое время состоявший с Клэр в интимной связи? А может быть, его влиятельные покровители, не желающие предавать историю огласке? А может быть, обманутая жена? Коллега- преподаватель, о тайных порочных пристрастиях которого прознала Клер? Мать, не желавшая делить сына со зрелой женщиной? Читайте, и возможно одна из ваших догадок подтвердится. А возможно - нет 😉...

На выходе получаем добротный криминальный детектив с социальным подтекстом - Миньер затрагивает такие стороны общественной жизни, как нелегальные мигранты, грязные политтехнологии, сокращение финансирования на медицину и одновременно "пир во время чумы"(действие романа приходится на ЧМ по футболу 2010 года в ЮАР, и Сервас считает верхом цинизма организовать этот шикарный праздник жизни на континенте, большая половина которого живёт на грани нищеты). Впрочем, он лишь дополняет классическую историю о том, что у тяжких преступлений нет срока давности и виновные, рано или поздно, понесут заслуженное наказание, детально продуманную и добротно рассказанную. Миньер всё больше утверждается в моих глазах в титуле живого классика европейского остросюжетного детектива, мимо книг которого я вряд ли смогу пройти, а майор Сервас становится одним из любимых героев детективных циклов.

На этом прощаюсь с вами, друзья! А что вы думаете о творчестве Бернара Миньера, какие из его книг вы читали, какие можете порекомендовать к прочтению? Может быть, читали "Круг" или вышеупомянутый мной "Лёд"? Делитесь мнением и впечатлением о прочитанном в комментариях к этой статье, обсудим, подискутируем! Я же, дабы выполнить второе обещание своим подписчикам, отправляюсь читать нашумевший скандинавский триллер " Каштановый человечек". Подробный обзор на него будет уже в следующей статье. Ну а пока - пока! Всём только хороших впечатлений от книг! И до новых книжных встреч на моём канале!