Найти тему
Порцелиновый фан

Братья Корниловы. РУССКИЙ МОДЕРН. Орнаменты.

Здравствуйте, друзья. К периоду позднего РУССКОГО МОДЕРНА (1910-е годы) различных готовых орнаментов для декора фарфоровых предметов на фирме Братьев Корниловых было разработано более четырёх сотен! При этом это были именно орнаменты, которые, к примеру, наносились на борта тарелок, блюд и подносов, а не основной рисунок. Декор борта мог меняться при неизменном основном рисунке или отсутствии такового - таким образом на фирме достигалось невероятное разнообразие выпускаемой продукции.

С конца XIX-го века с фирмой сотрудничает заведующий библиотекой Училища технического рисования барона фон Штиглица, преподаватель того же училища, опытный дизайнер, архитектор, разносторонний мастер прикладного искусства Иван Андреевич Гальнбек (1855-1934). Он разработал для фирмы ряд новых фарфоровых форм с аксессуарами (ручками, носиками чайников и кофейников) в виде лошадей и медведей. О нём и о его творчестве подробнее можно ознакомиться в соответствующей статье из рубрики "Фарфор Братьев Корниловых" (см. здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/bratia-kornilovy-i-russkii-modern-ia-galnbek-serii-ryby-pticy-plody-medvedi-64c11870de34a847bca33f36 ).

Также он разработал для фирмы множество узоров и орнаментов. Одни стилистически повторяют декоры дворцовых сервизов периода ИСТОРИЗМА (1830-е-1840-е), другие делают акцент на характерный для ЗРЕЛОГО МОДЕРНА мотив решетки и геометрические узоры. Отдельно были созданы декоры под графические работы И.Я. Билибина, соответственно, эстетические мотивы были взяты исключительно билибинские.

Декор наборов тарелок, из представленных в галерее ниже, откровенно копирует русские дворцовые сервизы периода ИСТОРИЗМА, прежде всего Кремлёвский сервиз 1837-1838 гг. (о нем более подробно можно прочесть здесь https://dzen.ru/a/YxyYRuHmFVpFOF1V ), который, в свою очередь, стилистически повторяет металлическую посуду, которой пользовались в богатых домах и во дворцах по всей Европе и Азии до изобретения европейского фарфора.

А данный декор борта (см. фото ниже) напоминает узоры ещё одного дворцового сервиза периода ИСТОРИЗМА - Константиновского сервиза 1848-го года ( о нём можно узнать здесь https://dzen.ru/a/YwOQ89esCQlLxKYp ). Но тот, безусловно, шикарнее.

Очень многие декоры были созданы на основе обращения к "национальным корням" - культурной архаике, и вовсю эксплуатировали тему простонародной деревенской вышивки. Эта тема стала модной ещё до МОДЕРНА, и оказалась востребованной на пике интереса общества к археологии и попытки переосмысления понятия НАЦИЯ. Кстати, в Европе всплеск интереса к такого рода изысканиям в конце концов привели многие страны к идеологическому тупику в виде ультранационализма и НАЦИЗМА (а ответила в XX-м веке за всех одна Германия!), а некоторые несостоявшиеся страны, потерявшие все смыслы после "освобождения из-под гнёта СССР" балуются этими штучками до сих пор. К чему приводит такая "перепрошивка мозгов" населения стран, назначенных "жертвами режима" (особенно, если использовать современнейшие методы пропаганды) все мы прекрасно теперь наблюдаем.

Ещё один "вышиваночный" декор смотрим в следующей галерее. Узор мельчит, поэтому представляет всё-таки не период РУССКОГО МОДЕРНА, а чуть более ранний период РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКИ. Но тоже интересно и фантастически красиво...

Отдельно стоит рассказать о декоре с гербами городов. В определённый период было решено познакомить зарубежных покупателей с важнейшими русскими городами. В целом поставку такой посуды за рубеж можно назвать русской культурологической экспансией. Нового ничего в этом нету - точно также действовали в разные периоды разные страны, в том числе и в отношении к нашей стране в течении веков. Всё наносное ушло, всё нужное осталось и закрепилось в культуре. В галерее ниже представлен набор из 12 тарелок с основным рисунком в виде герба одного из городов России. В эти ключевые русские города вошли Астрахань, Чернигов, Казань, Харьков, Киев, Москва, Нижний Новгород, Полтава, Псков, Санкт-Петербург, Владимир и Ярославль. Наиболее популярный декор борта (№ 218) включает чередование растительного узора с 12-ю гербами тех же городов.

Тот же декор использовался и в чайных сервизах - как на блюдцах, так и на корпусных предметах.

А здесь герба всё тех же городов помещены в щитки одного - зелёного - цвета. И вот что получилось...

Стилистически очень похожий на декор "Города", однако без всякой патетики, узор с изображением разной живности в красных и синих шестигранниках, чередующихся с деревьями создан в период РУССКОГО МОДЕРНА. На некоторых сайтах клянутся и божатся, что этот узор создал И.Я. Билибин. Не буду горячиться, и скажу - под Билибина (в любом случае - после 1902-го года, когда Корниловы с Билибиным подписали контракт). Основного рисунка на зеркале при этом могло и не быть. Этот изъян намекал на то, что тарелки созданы не для любования, а для пользования.

Таким же декором были украшены и борта серии тарелок с рисунками Н.Н. Каразина...

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

А ещё были и такие узоры...

Декор от И.А. Гальнбека, рисунок - Н.Н. Каразина. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Декор от И.А. Гальнбека, рисунок - Н.Н. Каразина. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё один псевдославянский узор. Любители рун бросятся искать "корни"... Но даже любимую ими свастику ("солнцеворотушку") не обнаружат. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё один псевдославянский узор. Любители рун бросятся искать "корни"... Но даже любимую ими свастику ("солнцеворотушку") не обнаружат. Фото взято из свободного доступа в интернете.

И такой вот даже...

На многих тарелках и блюдах от Корниловых периода РУССКОГО МОДЕРНА можно видеть различные стилизованные изображения герба Российской империи. От правительства по этому поводу, как видно, не поступало никаких цензурных ограничений. На одном из форумов было представлено чудом сохранившееся панно (внутризаводское?) от Братьев Корниловых. Есть предположение, что оно было сделано специально для крупных заказчиков, которые могли бы выбрать изображение герба для декора заказанных наборов из представленных видов...

Прошу прощения за то, что что-то наверняка упустил. Все декоры от Братьев Корнилов в одной статье представить невозможно как из-за их многочисленности, так и из-за неполноты информации о фирме. Статья обзорная.

Друзья, это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.