Долгое время многие процессы, в том числе и политические, объяснялись с точки зрения религии. Сегодняшняя статья посвящена одной из первых, старейших теорий происхождения государства – теологической.
Теологическая теория происхождения государства появляется во времена существования первых государств и религий. Страны Древнего Востока, такие как Китай, Индия, Вавилония, Египет и Израиль, так или иначе, признавали, что государственная власть имеет божественную природу.
Основной идеей теории является то, что возникновение и существование государства есть Промысл Божий. Всякая власть от Бога. Это обстоятельство придавало теории святость и обязательность. Идея существования государств по Божией воле присутствует и в современных мировых религиях. В частности, в христианстве.
Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Посему противящийся власти противится Божию установлению. Начальник есть Божий слуга, тебе на добро».
Августин Блаженный считал, что государства появились по воле Бога. Причиной возникновения стала греховность людей. То есть, если бы люди морально не пали, то инструмент для наказания людей (государство) не возник бы.
Далее, теория получает развитие в трудах «князя философов» - Фомы Аквинского. Он считал, что Божественное происхождение имеет только принцип государственной власти. Конкретное государство и его порядки – дело рук человеческих. Они могут быть и богопротивными. Чтобы этого не происходило, власть светская должна подчиняться власти церковной.
Относительно современный теолог Жак Маритен писал, что Богу принадлежит «первоинициатива» во всех начинаниях людей. Государство имеет право на управление людьми и это право дано Богом. При этом сама государственная власть не должна становиться объектом поклонения, потому что она – инструмент, служащий интересам людей.
В наши дни теологической теории происхождения государства продолжает официально придерживается Ватикан. Исламская теологическая теория главенствует в Саудовской Аравии и Иране.
Каковы достоинства и недостатки христианской теологической теории?
К достоинствам можно отнести:
1) укрепление авторитета правителя;
2) приравнивание посягательства на власть к святотатству;
3) отождествление права и справедливости;
4) объяснение образования государства совместно с единобожием;
5) отражение и объяснение государственного порядка, существовавшего на момент становления теории;
6) простоту для понимания;
7) неопровержимость теории.
К недостаткам теории можно отнести:
1) недоказуемость и неопровержимость теории;
2) однобокое рассмотрение происхождения государства;
3) обоснование отсутствия необходимости преобразований в сфере власти.
Дискуссия о том, какая теория происхождения государства верна, идет по сей день. Хотя теологической теории сейчас не придается столь существенное значение, она важна и интересна как минимум в историческом ключе, а потому пренебрегать ей не стоит.