Найти тему
Сила в Правде

День железнодорожника. История профессии в фотографиях

Один из наиболее часто используемых маневренных поездов, употреблявшихся на БЖД в послевоенные годы — «ФД» («Феликс Дзержинский») в районе Степянки, 2 октября 1958 г. Первый из «ФД», предназначенных для БССР, заработал на путях, связывающих Гродненскую и Минскую области невдалеке от Ивенца — у родных мест главы ВЧК Феликса Дзержинского.
Один из наиболее часто используемых маневренных поездов, употреблявшихся на БЖД в послевоенные годы — «ФД» («Феликс Дзержинский») в районе Степянки, 2 октября 1958 г. Первый из «ФД», предназначенных для БССР, заработал на путях, связывающих Гродненскую и Минскую области невдалеке от Ивенца — у родных мест главы ВЧК Феликса Дзержинского.

Стук колес железнодорожных составов — пассажирских, грузовых, маневровых, литерных — давно органично вошел в ритм биения транспортного «сердца» области-юбиляра — Минского региона. Без проносящихся вихрем стальных машин поступательное развитие Минщины было бы невозможно. «Железка» пережила разные времена: от погрома Великой Отечественной войны до своего возрождения, подлинного взлета в советское время — этот процесс не прекращается и поныне. Но что они — паровозы и тепловозы, вагоны и депо, стрелки и переезды без людей в форменных тужурках, без железнодорожников массы специальностей?

Сегодня, 6 августа, в День железнодорожника, мы вспоминаем всех тех, чьими трудами живет живой бренд — БЖД, Белорусская железная дорога. А помогает нам в этом другой незаменимый бренд — виртуальный «поезд в прошлое» по имени Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов.

Разрушение железнодорожного пути оккупантами при помощи крюка-шпалореза на участке Орша — Минск при отступлении, лето 1944 г. Сразу за частями Красной Армии, нередко подвергаясь нападениям разрозненных групп врага, налетам авиации, нарываясь на мины шли паровозные колонны особого резерва (ОРКП), чиня пути на живую нитку для скорейшего подвоза рвущимся на запад советским войскам всего необходимого эшелонами.  В них служили тысячи белорусов и сотни уроженцев Минской области.
Разрушение железнодорожного пути оккупантами при помощи крюка-шпалореза на участке Орша — Минск при отступлении, лето 1944 г. Сразу за частями Красной Армии, нередко подвергаясь нападениям разрозненных групп врага, налетам авиации, нарываясь на мины шли паровозные колонны особого резерва (ОРКП), чиня пути на живую нитку для скорейшего подвоза рвущимся на запад советским войскам всего необходимого эшелонами.  В них служили тысячи белорусов и сотни уроженцев Минской области.
Бывшие железнодорожники, теперь партизаны отряда «Разгром», действовавшего на территории Минской области П. Попкович, С. Хацкевич, А. Ворос, И. Верещагин, Логойский район, Минская область, лето 1943 г. Вчерашние машинисты, обходчики и путейцы особенно ценились в стане народных мстителей: они знали уязвимые места своего бывшего хозяйства, без труда находили общий язык с коллегами, оставшимися работать на оккупантов, что помогало результативно проводить диверсии и разведку на коммуникациях врага.
Бывшие железнодорожники, теперь партизаны отряда «Разгром», действовавшего на территории Минской области П. Попкович, С. Хацкевич, А. Ворос, И. Верещагин, Логойский район, Минская область, лето 1943 г. Вчерашние машинисты, обходчики и путейцы особенно ценились в стане народных мстителей: они знали уязвимые места своего бывшего хозяйства, без труда находили общий язык с коллегами, оставшимися работать на оккупантов, что помогало результативно проводить диверсии и разведку на коммуникациях врага.
Старший осмотрщик вагонов Лунинецкого вагонного депо Минской железной дороги, комсомолец В. Молчан проводит занятия в стахановской школе осмотрщиков Минского района, 19 сентября 1951 г.
Старший осмотрщик вагонов Лунинецкого вагонного депо Минской железной дороги, комсомолец В. Молчан проводит занятия в стахановской школе осмотрщиков Минского района, 19 сентября 1951 г.
Механизированная уборка картофеля сразу в вагоны на плодовоовощной базе №2 Слуцкого потребсоюза, Минская область, 20 октября 1956 г.
Механизированная уборка картофеля сразу в вагоны на плодовоовощной базе №2 Слуцкого потребсоюза, Минская область, 20 октября 1956 г.
Токарь механического цеха паровозного депо станции Молодечно комсомолец Г. Цырганович за работой, Минская область, декабрь 1960 г.
Токарь механического цеха паровозного депо станции Молодечно комсомолец Г. Цырганович за работой, Минская область, декабрь 1960 г.
Слесарь паровозного депо станции Молодечно П. Вольшей за работой, Минская область, 24 января 1960 г.
Слесарь паровозного депо станции Молодечно П. Вольшей за работой, Минская область, 24 января 1960 г.
Переездная будка Молодечненской дистанции пути, Минская область, весна 1960 г.
Переездная будка Молодечненской дистанции пути, Минская область, весна 1960 г.
Письменный прибор, подаренный Ф. Э. Дзержинскому гомельскими железнодорожниками, хранящийся в музее главы ВЧК в Ивенце, Воложинский район Гродненская область, 25 мая 1961 г.
Письменный прибор, подаренный Ф. Э. Дзержинскому гомельскими железнодорожниками, хранящийся в музее главы ВЧК в Ивенце, Воложинский район Гродненская область, 25 мая 1961 г.
Раскатка контактного провода на перегоне Ратомка — Беларусь, Минская область, 6 марта 1963 г.
Раскатка контактного провода на перегоне Ратомка — Беларусь, Минская область, 6 марта 1963 г.
Механическая обмывка вагонов перед подачей их в ремонт в Молодечненском вагонном депо, Минская область, 1967 г.
Механическая обмывка вагонов перед подачей их в ремонт в Молодечненском вагонном депо, Минская область, 1967 г.
Накладка колесных пар при ремонте вагонов, Молодечненское депо, Минская область, весна 1968 г.
Накладка колесных пар при ремонте вагонов, Молодечненское депо, Минская область, весна 1968 г.
Строительство здания дежурного по переезду на станции Беларусь, Минская область, 1970 г.
Строительство здания дежурного по переезду на станции Беларусь, Минская область, 1970 г.
Столяр 4-го разряда Молодечненского вагонного депо, Минская область, М.С. Монид за работой, 1972 г.
Столяр 4-го разряда Молодечненского вагонного депо, Минская область, М.С. Монид за работой, 1972 г.
Артисты фольклорного ансамбля Молодечненского ДК железнодорожников — сами путейцы — во время репетиции, Минская область, 1987 г.
Артисты фольклорного ансамбля Молодечненского ДК железнодорожников — сами путейцы — во время репетиции, Минская область, 1987 г.
Вагоны, скопившиеся на подъездных путях 4-го солигорского рудника, Минская область, март 1992 г.
Вагоны, скопившиеся на подъездных путях 4-го солигорского рудника, Минская область, март 1992 г.
Погрузка вагонов на контейнерной площадке Борисовского производственного участка УП «Минскжелдортранс», Борисов, Минская область, февраль 2003 г.
Погрузка вагонов на контейнерной площадке Борисовского производственного участка УП «Минскжелдортранс», Борисов, Минская область, февраль 2003 г.
Сертификационные испытания пятивагонных электропоездов ЭП на пути Минск — Барановичи (участок Минск — Фаниполь). 45 мешков с песком имитируют десятки пассажиров с ручной кладью, 21 января 2014 г.
Сертификационные испытания пятивагонных электропоездов ЭП на пути Минск — Барановичи (участок Минск — Фаниполь). 45 мешков с песком имитируют десятки пассажиров с ручной кладью, 21 января 2014 г.
Машинисты Д. Кондратенко и А. Сидоренко в кабине электропоезда ЭП на пути Минск — +Барановичи (участок Минск — Фаниполь) в дни его сертификационного испытания, 21 января 2014 г.
Машинисты Д. Кондратенко и А. Сидоренко в кабине электропоезда ЭП на пути Минск — +Барановичи (участок Минск — Фаниполь) в дни его сертификационного испытания, 21 января 2014 г.
Инженер-электрик А. Савельев и приборист П. Поршнев обсуждают результаты тестов испытаний пятивагонных электропоездов ЭП на пути Минск — Барановичи (участок Минск — Фаниполь), 21 января 2014 г.
Инженер-электрик А. Савельев и приборист П. Поршнев обсуждают результаты тестов испытаний пятивагонных электропоездов ЭП на пути Минск — Барановичи (участок Минск — Фаниполь), 21 января 2014 г.
Инженер ООО «Балтийский испытательный центр» (Рига, Латвия) Ю.Носков замеряет температуру воздуха в салоне поезда ЭП дистанционным термометром в дни испытаний нового подвижного состава на пути Минск — Барановичи (участок Минск — Фаниполь), 21 января 2014 г.
Инженер ООО «Балтийский испытательный центр» (Рига, Латвия) Ю.Носков замеряет температуру воздуха в салоне поезда ЭП дистанционным термометром в дни испытаний нового подвижного состава на пути Минск — Барановичи (участок Минск — Фаниполь), 21 января 2014 г.
Дефектоскопист по магнитному и ультрозвуковому контролю лаборатории неразрушающего контроля вагонного депо Молодечно РУА «Минское отделение БЖД» А. Писарук за работой, Минская область, 17 августа 2018 г.
Дефектоскопист по магнитному и ультрозвуковому контролю лаборатории неразрушающего контроля вагонного депо Молодечно РУА «Минское отделение БЖД» А. Писарук за работой, Минская область, 17 августа 2018 г.
Поезда «Штадтлер — Минск» в Фаниполе, Дзержинский район, Минская область, — новое слово в пассажироперевозках по магистралям БЖД, лето 2017 г.
Поезда «Штадтлер — Минск» в Фаниполе, Дзержинский район, Минская область, — новое слово в пассажироперевозках по магистралям БЖД, лето 2017 г.

Текст: Андрей Мегас

Фото: из фонда БГАКФФД