Найти в Дзене
Толстяк на связи

Загадка одной картины: Петр или Потёмкин в лагере на реке Прут?

Недавно мы уже касались отражения Прутского похода Петра в живописи, и рассказывали о современном изображении, но оказывается есть живописные полотна, изображающие Прутский поход, которые вызывают вопросы, встречаются и на более раннем этапе.
Бывает, что когда подбираешь иллюстративный материал по определенной тематике, много раз используешь иллюстрации не замечая несуразностей, но вот иногда замыленный глаз открывается. Так получилось с картиной художника Михаила Матвеевича Иванова 1804 года "Петр на реке Прут". На акварели, подаренной Третьяковке князем Аргутинским-Долгоруковым в 1916, представлен эпизод из Прутского похода Петра I. Иванов представил панораму укрепленного военного лагеря, расположившегося на берегу реки Прут. На переднем плане в палатке на возвышении изображен Пётр I. Под рисунком авторская надпись: «Местоположение при Пруте снято с натуры». Эта надпись указывает, что, создавая станковую акварель в 1804 году в Санкт-Петербурге, Иванов использовал более ранние зарисов

Недавно мы уже касались отражения Прутского похода Петра в живописи, и рассказывали о современном изображении, но оказывается есть живописные полотна, изображающие Прутский поход, которые вызывают вопросы, встречаются и на более раннем этапе.
Бывает, что когда подбираешь иллюстративный материал по определенной тематике, много раз используешь иллюстрации не замечая несуразностей, но вот иногда замыленный глаз открывается. Так получилось с картиной художника Михаила Матвеевича Иванова 1804 года "Петр на реке Прут". На акварели, подаренной Третьяковке князем Аргутинским-Долгоруковым в 1916, представлен эпизод из Прутского похода Петра I. Иванов представил панораму укрепленного военного лагеря, расположившегося на берегу реки Прут. На переднем плане в палатке на возвышении изображен Пётр I. Под рисунком авторская надпись: «Местоположение при Пруте снято с натуры».

Эта надпись указывает, что, создавая станковую акварель в 1804 году в Санкт-Петербурге, Иванов использовал более ранние зарисовки 1780-х годов. Находясь при штабе князя Потёмкина, художник изображал места, связанные с некогда происходившими здесь историческими событиями. Натурный пейзаж Иванов соединил с батальной картиной с участием Петра I, что придавало бы достоверность изображенной сцене. Вариант акварели «Местоположение при Пруте» находится в собрании Государственного Русского музея.
Однако, когда внимательно смотришь на картину, то находишь некоторые несоответствия, и главное это обмундирование! Солдаты одеты отнюдь не в фому петровской эпохи, на них мундиры 1770-х - 1790-х годов.

-2

Для сравнения можете взглянуть на изображения пехоты перовой четверти и второй половины 18 века на иллюстрациях из книги Олега Леонова и Ильи Ульянова "Регулярная пехота 1698-1801" (М., 1995), то различия на лицо.

-3

Но почему так, если изображения войнов петровской эпохи уже давно существовали, и с ними можно было ознакомиться? Ответ возможно кроется в биографии художника, и его взаимоотношениях с Потёмкиным. Михаил Матвеевич сын солдата Семёновского полка, родился 16 (28) августа 1748 года, был тесно связан с екатерининской эпохой. 3 августа 1762 года, вместе с братом Архипом был принят в Академию художеств в Петербурге, был учеником И. Ф. Гроота. В 1769 году получил 2-ю серебряную медаль, 30 июля 1770 года — 2-ю золотую медаль за написанный по программе пейзаж «Оливковое дерево, на котором повешены кирасы, сумы и другие военные знаки с именем на оных ея величества, а под оными — несколько военных людей и пастухов с пастушками, играющих на их инструментах и веселящихся, украшенное солнечным сиянием, лесом, полями и ручьями», получил право на пенсионерскую поездку в Европу.

Михаил Матвеевич Иванов
Михаил Матвеевич Иванов

В Париже (1770—73) учился у Жана-Батиста Лепренса, по указанию которого занялся копированием пейзажей с известных мастеров и писанием эскизов для большой картины (ноябрь 1771 года). В 1772 году пишет композиции «Пастух с пастушкой» (в Третьяковской галерее сохранилось два подготовительных рисунка, выполненных в мягкой живописной манере) и «Домашнее упражнение во дворе» («Доение коровы», 9 × 12 см, Русский музей). Из Парижа 19 июня 1773 года, вместе с братом Архипом, отправляется в Рим, где рисует с натуры пейзажи, изучает и копирует произведения признанных мастеров пейзажной живописи. В последние годы своего пребывания за границей Иванов много путешествует, побывав в Сицилии, Испании, Швейцарии, пишет пейзажи с натуры. По возвращении в Россию в августе 1779 года был признан «назначенным», то есть кандидатом в академики. В 1780 г. он был прикомандирован к князю Г. А. Потёмкину, и должен был изображать по указанию князя «все местности и события, чем либо замечательные». Иванов сделал многочисленные рисунки Кавказа, Крыма и других мест России.

"Русский военный лагерь вблизи Карасу-Базара в Крыму" (1783)
"Русский военный лагерь вблизи Карасу-Базара в Крыму" (1783)

Работал в батальном жанре (изображения штурмов Очакова и Измаила).

"Вид крепости в Бендерах" (1790)
"Вид крепости в Бендерах" (1790)

20 июля 1785 года был произведён в академики. Франсиско Миранда, бывший в Крыму в свите Г. А. Потёмкина в январе 1787 года во время подготовки к Таврическому вояжу Екатерины II, писал:

"мы немного полюбезничали с князем [Потёмкиным], который показал мне крупномасштабные карты этой страны и четырех ее губерний, исполненные недавно русскими умельцами, а также картину г-на Иванова, превосходного российского художника-пейзажиста, с изображением того места, куда, как полагают, была перенесена Ифигения".

Что важно последней работой Иванова на юге была, скорее всего, «Смерть Потемкина в Молдавии 5 октября 1791 года», гравированная с его рисунка Г. И. Скородумовым (Иванов был женат на его вдове) и — в меньшем размере — Н. Соколовым.

-7

После смерти Г. А. Потемкина вернулся в Санкт-Петербург, был хранителем рисунков императорской коллекции в Эрмитаже, с 1800 года преподавал в Академии художеств в классе батальной живописи, с 1804 года — также и в классе ландшафтной живописи. Его брат тоже сделал карьеру в это же время: он оставил художественное поприще и определился переводчиком в Коллегию иностранных дел, по азиатскому департаменту, где и дослужился до чина статского советника.

"Развод на Царицыном лугу" (1799)
"Развод на Царицыном лугу" (1799)

Так что же с картиной? Как кажется, художник писал её весте с другими в 1780-1790-х годах, можете сравнить: "Русский военный лагерь вблизи Карасу-Базара в Крыму" (1783), "Вид крепости в Бендерах" (1790), более поздняя "Развод на Царицыном лугу" (1799), и, на картине, возможно, должен был быть покровитель автора Г. А. Потёмкин, но время ушло, а при Павле и Александре Павловиче Григория Александровича не особо жаловали, вот и был вписан Петр в уже готовую картину.

Владислав Семенов

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438

#живопись #искусство #униформа