Невесёлой была эта история. Вспоминать её как-то не очень хочется. Но всё-таки я её расскажу.
Дело было в 2008 году. В тот год я нашёл работу у одной частной предпринимательницы. Не буду называть её имя, хотя человеком она была хорошим, если не сказать больше. С ней мне работалось легко и комфортно. У нас никогда не было какой-либо конфронтации или недопонимания. Побольше бы таких людей.
Но к делу. У моей работодательницы во владении был автопоезд. Тягач Volvo и полуприцеп. К сожалению, забыл его марку. Вроде как Schmitz, но не факт. Сцепка не новая, но в ходовом состоянии. Полуприцеп был тентовый, самый обычный «мешок».
Принцип моей работы можно было назвать бродяжническим. Заключался он в следующем – диспетчер давал задание загрузиться, скажем, в пункте А для перевозки груза в пункт Б. Из пункта Б находилась загрузка в пункт В, из В в Г и так далее, покуда не появлялась необходимость приехать домой. Можно было бродяжничать по месяцу и больше. Но меня такая работа устраивала. Начальница моя проживала в городе Луганске, как и я в то время, а диспетчер был запорожским. Он хорошо водил, вовремя обеспечивал загрузками и подбирал неплохие фрахты. Иногда даже помогал подыскать какую-нибудь мастерскую, чтобы подремонтироваться по мелочам. Саша, если ты это читаешь – привет тебе! Добрый привет!
А в тот злополучный день диспетчер нашёл мне загрузку из города Мелитополь в город Запорожье. Расстояние не ахти какое, но ставка за перевозку была неплохой. А оно и мне нормально, ведь моя зарплата составляла определённый процент от фрахта. Грузом были пустые бутылки. Бывшие в употреблении бутылки. В Мелитополе был большой бутылочный склад, куда свозили стеклопосуду со всей округи, а в Запорожье находилось предприятие, которое эту стеклянную тару готовило ко вторичному использованию.
Бутылки возить нелегко. Несмотря на то, что вся стеклотара перевозилась в ящиках, болталась она в них весьма ощутимо. А их инерция, складываясь в своих мелких колебаниях, могла натворить делов. Ящики грузили под потолок, поэтому центр тяжести автопоезда получался высоким. Все эти факторы призывали соблюдать осторожность при таких перевозках, на поворотах крутых манёвров не совершать и резко не тормозить. А ещё нужно было связывать ремнями каждую пару стоек полуприцепа Х-образным способом.
Это делалось для того, чтобы раскачивающиеся ящики не завалились на одну из боковин полуприцепа. Каждый ящик ведь не привяжешь, чтобы его не колыхало.
Так вот, приехал я на загрузку, приготовил ремни, подъехал к рампе и погрузка началась. Всё происходило штатно. В процессе загрузки, когда очередной ряд стопок с ящиками подходил к паре стоек полуприцепа, я эти стойки связывал ремнями вышеупомянутым способом. Через какое-то время погрузка окончилась. Полуприцеп был забит под завязку. Сзади даже не было места для того, чтобы хотя бы одной ногой встать на пол между грузом и задним бортом. Да, забыл упомянуть, что на моём полуприцепе сзади были не ворота, а обычный борт, состоящий из двух половинок. Одна открывалась влево, словно калитка, другая вправо. А сверху опускался задний клапан тента, который фиксировался люверсами, надевающимися на петли таможенного троса. После чего этот трос продевался в петли и пломбировался при надобности. Или просто подвязывался, если надобности в пломбировании не было.
Все вышеописанные манипуляции я произвёл, оформил документы и выехал, намереваясь поздним вечером прибыть на выгрузку в Запорожье.
Но не суждено мне было добраться в Запорожье в тот день… Случилось непредвиденное. В районе села Высокое, расположенного рядом с трассой, прямо у меня под носом, справа, со второстепенной дороги, вылетела серая «Копейка», ВАЗ-2101. Вылетела, не уступая мне дороги, хотя я имел преимущество. Инстинктивно, чтобы избежать столкновения, я резко тормознул и крутанул руль влево, забыв от стресса об особенностях своего груза. Как меня колыхнуло! Я думал, что завалюсь вправо. Но повезло. Устоял на колёсах. А «Копейка» дала по газам, только её и видели.
Но тут к моему стрессу добавился ещё один. Я глянул в правое зеркало и ужаснулся. Задняя часть полуприцепа была жутко перекошена в правую сторону. Весь груз завалился на правый бок, согнув и переломав стойки полуприцепа. Так как я ещё двигался, то решил очень осторожно остановиться, не съезжая на обочину. Побоялся, честно говоря, съезжать на неё из-за риска опрокидывания. Включил аварийку, извлёк знак аварийной остановки и, отойдя назад метров тридцать, установил его. Вернулся к машине. Глазам было больно смотреть на всё это «великолепие».
Но что-то надо делать. Ехать в таком состоянии я не рискнул. Да и никто не рискнул бы. Поразмыслив над ситуацией, я решил выгружать ящики прямо здесь на обочину. Нужно было добраться к стойкам и оценить их состояние. Но перед этим я позвонил своей хозяйке и диспетчеру, чтобы сообщить о происшествии. В результате общего мозгового штурма было решено, что я выгружаю ящики на обочину, как и намеревался ранее. После оценки ущерба я, или пытаюсь что-то предпринять на месте для устранения поломок, либо, если это невозможно, то буду ожидать подменную машину для перегруза стеклотары в неё. Потом ехать в паре с этой машиной к грузополучателю и сдавать груз. Таким был предварительный расклад.
Выгружать… Выгружать целую фуру ящиков с бутылками… Одному… Жесть!..
Но, как не крути, надо приступать. Переоделся в робу и начал. Для начала вытянул трос из петель и открыл задний клапан тента, с трудом сняв люверсы с петель. До этого действия тент придерживал каркас прицепа. Теперь он перестал придерживать каркас и груз ещё немного потянуло вправо. Сердце ёкнуло.
Забрался на задний борт, закинул клапан тента на крышу. Увидел порвавшийся ремень, один из двух, соединявших Х-образным способом задние стойки. Удивился. Какой же силы был рывок, что ремень не выдержал? Увидел потрескавшиеся каркасные доски заднего клапана тента. Да уж…
Но нужно работать. Я взобрался на задний борт. Взявшись одной рукой за левую стойку, другой рукой вытянул первый ящик. А что дальше? Ящик переставить куда-то вниз нет возможности, крайний рядок стоял практически вплотную к заднему борту. Поразмыслив малость, я решил бросить ящик на обочину прямо со своего места наверху, целясь на траву. Получилось. Ящик упал удачно, на дно, бутылки остались целыми. Решил также и дальше действовать. Работа пошла. Сняв первый верхний ряд, я спустился вниз и составил на обочине первую стопку ящиков, освободив место для бросания следующей партии тары. Продолжил. Когда задний ряд ящиков сравнялся по высоте с задним бортом, я открыл калитки этого борта для лучшего доступа к грузу. С натугой открыл, так как геометрия покосившихся стоек не позволяла сделать это легко. При этом прицеп снова качнуло вправо, заставив моё сердце ёкнуть ещё раз.
Но надо продолжать работу. Я выгрузил самый задний ряд. Стало чуток полегче. Я уже мог не швырять ящики на обочину, а складывать их на пол полуприцепа. Сначала понемногу, так как места ещё маловато было. Со временем выгрузил и второй ряд. И пошло-поехало. Когда я выгрузил примерно шестую часть груза, начало темнеть. Я достал налобный фонарик, водрузил его на голову и продолжил работу.
Дойдя до четверти прицепа, решил сделать перерыв и испить чайку. Вскипятил воду и заварил напиток. Ожидая, пока чай остынет, понял, как я к этому моменту устал. Все мышцы гудели, руки дрожали, пот ел глаза. На дворе было начало августа и, несмотря на вечер, стояла жара. Кошмар.
Но – хочешь, не хочешь, а работу продолжать надо, так как нужно было опустошить прицеп хотя бы до первого борта. Первого по ходу движения. Эта часть полуприцепа практически не пострадала, лишь чуть-чуть наклонилась вправо. Некритично наклонилась.
Эх, вперёд и с песней!
Напрыгался я с прицепа на прицеп вдоволь. Натаскался ящиков на всю свою оставшуюся жизнь…
Но хочу особо выделить один момент. Часа в два ночи возле меня остановилась тентованная Газелька с крымскими номерами. Из неё вышли три человека южной национальности. Одному было около пятидесяти, а двое других парней были гораздо моложе.
- Эй, брат, что случилось? – с характерным акцентом произнёс старший.
- Да вот такая беда, - я рассказал своим случайным знакомым о своей проблеме.
А потом произошло то, за что я буду благодарен этим парням до конца своей жизни.
- Иди, брат, отдохни маленько, - сказал старший, - мы тебе поможем с выгрузкой.
Мягко сказать, я был ошарашен. Парни по собственной инициативе, без каких-либо моих просьб, взялись мне помочь! Они принялись за дело и за сравнительно короткое время выгрузили примерно четверть ящиков с бутылками. А после этого угостили меня прекрасной дыней. Они дыни из Крыма везли на продажу в Харьков. Но так как им нужно было двигаться дальше, ребята, после того, как оказали мне посильную помощь, уехали.
Парни, если вдруг вы сейчас читаете этот рассказ, знайте – я по сей день вам благодарен! Земной вам поклон от меня! И дынька была чудесной!
Но надо продолжать работу. К тому часу я ходил по прицепу словно зомби. Опасность опрокидывания миновала, сердечко успокоилось, но усталость… Усталость была бешеной. Меня мотало по грузовому пространству полуприцепа, словно моряка по палубе в шторм. Но я, сцепив зубы, всё таскал и таскал ящики, каждую секунду проклиная водителя злополучной «Копейки».
…К пяти часам утра работа была закончена. В полуприцепе осталось около пятидесяти ящиков, которые стояли в районе первого по ходу движения борта полуприцепа в стопках по два ящика и погоды не делали. Не стоило их трогать.
Настало время оценить ущерб, благо уже светало.
Оценил. Почти все стойки требовали сварки. Ремонтом в поле не обойтись. Нужно вызывать другой автопоезд и перегружать бутылки в него, а мне искать мастерскую для ремонта. Но в шестом часу утра диспетчеру не позвонишь, человек ещё спит. Надо ждать.
А мой автопоезд всё ещё стоял на проезжей части, мешая движению. Хоть ночью оно было не особо оживлённым, но моя машина всё-таки была помехой для транспорта. Нужно было съехать на обочину.
Я забрался в кабину, ключ на старт… Очередная засада! Так как автопоезд всю ночь простоял на аварийке со включенными габаритами, аккумуляторы мои подсели и не смогли запустить мотор. Вот я чайник! Моя спешка и стресс сыграли со мной злую шутку. Нужно было время от времени заводить мотор, давая аккумуляторам подзарядиться. Но я напрочь выпустил это из внимания. Час от часу не легче.
Ну да ладно, нужно отдохнуть пока есть время. Не получилось. Зуммер аварийки пищал в кабине, абсолютно не давая мне расслабиться. А аварийку не выключишь, всё же на проезжей части стою. Мой знак аварийной остановки разнесли в клочья ещё ночью.
Ладно, тогда надо хотя бы перекусить. Перекусил. И в сон тянет, и зуммер не даёт. Эх…
Через некоторое время возле меня нарисовалась патрульная машина ГАИ. Два инспектора вышли из неё и направились ко мне.
- Доброе утро! Что тут произошло? – поинтересовался один.
Я рассказал.
- На бок не падали?
- Нет.
Один из инспекторов обошёл мой автопоезд со всех сторон и убедился, что тот не имеет характерных признаков падения машины.
- А почему не уберёте машину с проезжей части? – спросил инспектор.
- Аккумуляторы сдохли.
- Так надо «прикурить» от кого-нибудь, да освободить проезжую часть, - порекомендовал гаишник.
- Я бы с удовольствием, но утро раннее, мало пока грузовиков на дороге.
- Сейчас поможем. «Концы» есть?
«Концы» - провода для «прикуривания» от аккумуляторов другого автомобиля, если кто не знает.
- Есть «концы»!
- Доставай!
Я достал. На горизонте появился DAF. Вроде DAF, точно не помню. Большегруз, тягач с полуприцепом.
Инспектор остановил его, поговорил, водитель согласился помочь. Гаишники перекрыли движение, а большегруз подъехал ко мне вплотную. Я прокинул провода, соединил их с клеммами аккумуляторов и полез в кабину. Ключ на старт – моя Вольвочка замурчала. Ура!
Я вылез, отсоединил провода и поблагодарил водителя DAFа. Тот уехал. Гаишники открыли движение, дождались, пока я накачаю воздух в систему и съеду на обочину. После этого, пожелав мне удачи, патрульные уехали.
Ну, теперь полегче. И стоять безопаснее и аварийку можно выключить, и отдохнуть, в конце концов. Но сначала нужно отзвониться хозяйке и диспетчеру. Как раз и время к восьми подобралось.
Отзвонился, сообщил, что нужна машина для перегруза. Диспетчер принял информацию и сказал, что позвонит, когда найдёт подмену.
Ну, вот и хорошо. Теперь можно отдыхать. Тем более, что мой организм прямо умолял меня об отдыхе. Долго с этим делом я тянуть не стал и тут же завалился на спальник. Вырубился в момент.
Около десяти утра меня разбудил телефонный звонок. Звонил Саша, диспетчер.
- Жди МАЗ, номер такой-то. Приедут двое парней, Саня и Ваня, перегрузитесь и поедете на выгрузку.
- Понял, жду!
Я снова рухнул на спальник и опять уснул.
Около двух часов дня подъехали мои подменные. Мы познакомились, я рассказал о своей беде. Парни прониклись и тут же приступили к погрузке. Я хотел помочь, но они, видя моё разбитое состояние, прогнали меня, мол, ты за ночь натаскался, лица на тебе нет.
Что ж, спасибо! Но я решил привести в порядок свой полуприцеп. Убрав порванные стяжные ремни, а их оказалось аж три штуки, я взял другие и стянул перекошенные стойки настолько, насколько это было возможно. Полностью восстановить прямоугольную геометрию кузова не удалось, но прицеп приобрёл более-менее приличный вид.
Саня и Ваня – парни молодые, энергичные, весьма оперативно загрузили все стоявшие на обочине ящики. Можно было выдвигаться.
Ехали в паре. Парни впереди, я за ними. Такой порядок мы выбрали потому, что документы на груз были оформлены на меня и на мой автопоезд. И, если бы моих подменных остановил инспектор, то у них могли бы возникнуть проблемы. А я, едущий сзади, в таком случае тоже бы остановился и разъяснил инспектору, что к чему. Но нам повезло, нас никто не тормознул.
Уже в Запорожье мы парой остановились недалеко от офиса диспетчера. Так было договорено, нужно было выполнить некоторые формальности.
Вышел Саша. Первым словом, которое он произнёс, почесав затылок, было «Красапета!» Да, именно так Саша оценил внешний вид моего полуприцепа. По сей день помню это его словечко.
Но, «красапета» «красапетой», а нужно дальше работать. Свои формальности мы выполнили, после чего я попросил диспетчера найти какую-нибудь ремонтную мастерскую, чтобы вылечить мой прицеп. Саша пообещал помочь.
А мы двинулись на выгрузку. На ней проблем не возникло, разгрузка прошла штатно. Тут и вечер наступил. Я попрощался со своими новыми знакомыми, они уехали, а я остался на ночёвку возле фирмы грузополучателя.
Долго не рассусоливая, приготовил ужин, поел и завалился отдыхать. Пустые бутылки снились всю ночь…
Утром позвонил диспетчер и дал координаты ремонтной мастерской. Я отправился по указанному адресу. Нашёл, разъяснил задачу, и мы приступили к ремонту. На это ушёл почти весь день. После окончания работ полуприцеп приобрёл нормальный вид. Я расплатился с мастерами и выехал с территории. Позвонил диспетчеру и хозяйке, доложил обо всём.
На следующее утро получил новое задание, и с головой окунулся в дальнейшую работу.
К сожалению, долго я не проработал у своей работодательницы. Были на то причины, которые я не хочу озвучивать. Нет, моя хозяйка, как работодатель тут абсолютно не при чём. Я бы с удовольствием остался работать у неё и дальше. Просто так сложились обстоятельства, поэтому мне пришлось уйти.
Но эта история мне запомнилась надолго. Как и моя усталость. Как и стресс, испытанный при всём этом. Как и помощь, оказанная мне всеми теми, кто мне её оказал. Ребята, спасибо вам за всё!
К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!