Наступил август и пришла пора рассказать об одном интересном эксперименте. Никакой фитофторы в этом году у нас и в помине нет. Хотя не обрабатывала вообще “химией”.
Очень жаль, что в прошлом году не поверила в этот простейший, но очень эффективный метод. И пришлось картошку выкапывать чуть ли не в июле. Потому что буквально за пару недель она вся “сгорела” от фитофторы.
В этом году по совету из одного научного журнала я раскидала всего 1 горсть. Но сделала это заблаговременно. И метод сработал.
Буквально в 4-5 метрах от моей картошки соседская уже вся стоит черная от фитофторы. А моей хоть бы хны.
Есть фото, где видно одновременно мой участок картошки и соседский, сгоревший от фитофторы. Если сомневаетесь - пишите мне Вконтакте, там покажу. Здесь нельзя выставлять фото чужой территории без разрешения.
Сразу скажу, что за участком я слежу очень внимательно. Я сейчас имею в виду не бесконечные прополки и удаление всей растительности сразу же, как только она начинает пробиваться. Вовсе нет.
Я слежу за природным балансом, структурой почвы, её гумусным наполнением, восстановлением, минерализацией и т.д.
Вот, к примеру, мало кто подозревает, что большинство минеральных удобрений, которые мы вносим, полноценно начинают “работать” только спустя 20 - 30 месяцев. Т.е. это задел на будущее - любое внесение сухих минеральных удобрений. Тоже самое можно сказать и про древесную. золу. Она начинает раскрывать свой потенциал как источник кальция и фосфора только спустя 20 - 24 месяца.
Т.е. вносить золу при посадке томатов и надеяться, что вершинной гнили не будет - глупо. Но вносить нужно ежегодно, чтобы не было “провалов”.
Я это пишу к тому, чтобы вы не рассчитывали, что только один единственный прием поможет в борьбе с фитофторой. Если она у вас уже есть, то сначала создайте ей неприятные условия после уборки урожая.
Я в прошлом году сразу после уборки картофеля, пораженного фитофторой, посеяла на этом поле белую горчицу. Это самый лучший природный фунгицид. К тому же великолепно восстанавливает гумусное наполнение грунта, структурирует его и разрыхляет.
В целом посев белой горчицы и затем заправка доломитовой мукой под зиму вполне могли справиться с заражением участка. Но к сожалению, живем мы не вакууме. И я понимала, что рядом со мной никто с фитофторой бороться не будет. А её споры очень хорошо разлетаются по округе даже от дуновения ветерка.
Соответственно, мне нужна была надежная защита моего картофеля уже на этот сезон. Травиться “химией” не хотелось. На “Фитоспорин” в открытом грунте надежды мало. Поэтому искала информацию и нашла. Ученые выяснили, что фацелия во время своего роста дает корневые выделения, которые делают невозможным размножение патогенной грибковой микрофлоры в грунте.
Эти вещества усваиваются корневой системой картофеля. И его наземная часть надежно защищена от поражения не только фитофторой, но и другими болезнями, вызываемыми грибковой микрофлорой.
Звучит фантастически. Именно так я и подумала, когда прочитала ту заметку. НО попробовать было не сложно. Поэтому, как только мы окучили финально картошку, я раскидала по ней всего 1 горсть семян фацелии.
Это не новый для меня опыт. Обычно я сею фацелию сразу после посадки картошки. Но во время окучивания мы её укладываем под грунт в качестве дополнительного источника питания для почвенной микрофлоры. А тут фацелия растет до сих пор и прекрасно защищает картошку от болезней.