СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ЕВГЕНИЙ ФЁДОРОВИЧ ДРАГУНОВ. Чтобы помнили...
Всегда славились и на весь мир были известны имена русских-советских-российских мастеров оружейного дела. Своё, особое место в этой плеяде конструкторов стрелкового оружия занимает Евгений Драгунов.
4 августа 1991 года ушёл из жизни Евгений Фёдорович Драгунов — советский конструктор-оружейник, создатель многочисленных образцов стрелкового спортивного и боевого оружия. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации.
Евгений Фёдорович родился 20 февраля 1920 года в Ижевске (по другим данным – в Воткинске) в семье потомственных оружейников. Его мать работала учителем, а род деятельности отца, работавшего конструктором, видимо, повлиял на выбор Евгением будущей профессии.
С детства был отличным стрелком, участвовал в соревнованиях по пулевой стрельбе, стал «Ворошиловским стрелком II степени».
После школы в 1934 году Драгунов поступил в Ижевский индустриальный техникум, который окончил спустя 4 года и начал свою трудовую деятельность технологом на Ижмаше. Здесь он работал в цехе, занимавшемся разработкой и изготовлением ложей для стрелкового оружия.
Призванный в Красную Армию в 1939 году, Евгений сначала был направлен на курсы младших командиров, а затем – в школу оружейного мастерства, после которой продолжил службу оружейником (старшим оружейным мастером) на Дальнем Востоке. На фронт он не попал, а в 1945 году демобилизовался, чтобы вернуться к любимому делу на родной Ижмаш.
Первые послевоенные годы Драгунов работал на Ижмаше в составе группы по производству винтовок, однако вскоре получил собственное задание по модернизации винтовки Мосина. Это была первая его послевоенная работа. Было проведено усовершенствование механизма перезарядки снайперской винтовки Мосина М1891/30. Винтовка в боях показала себя как очень надежная, с точным боем, но перезаряжать ее было не совсем удобно, патроны вставлялись в магазин по одному — мешал низко посаженный прицел. Драгунов решил эту задачу разработал кронштейн новой конструкции, позволявший перезарядку производить сразу обоймой.
Дальнейшая его работа на производстве представляла собой руководство конструкторскими группами по разработке того или иного вида стрелкового оружия. В этой роли первым результатом деятельности Драгунова стало создание спортивной винтовки С-49, использовавшейся советскими спортсменами на международных состязаниях и принесшей мировой рекорд в стрельбе.
Венцом славы Драгунова стало, безусловно, руководство работой по созданию новой снайперской винтовки для Советской Армии в 1958-1963 годах.
В 1958 году Драгунову поручается разработка новой полуавтоматической снайперской винтовки. Советской военной наукой была сформулирована концепция боевой тактики снайперской войны: мобильная, с множественными объектами поражения, где требуется точный и скоростной прицельный огонь. Кроме высокой кучности, винтовка должна обладать легкой, компактной конфигурацией, способной вести полуавтоматический огонь в любых боевых и климатических условиях: из укрытия, из кабины наземного и водного транспортного средства, из вертолета, в жару и мороз, в сушь и проливной дождь. На одну цель требовалось расходовать один патрон.
В упорной борьбе с такими мастерами-оружейниками как М. Калашников, А. Константинов и Ф. Баринов конкурс был выигран Драгуновым
Результатом напряжённого труда стала принятая 3 июля 1963 года на вооружение Советской Армии самозарядная снайперская винтовка СВД. Отличные характеристики винтовки позволяют ей до сих пор оставаться востребованной и оставаться на вооружении Российской Армии. Оружие прошло неоднократную проверку в различных уголках земного шара и завоевало признание и любовь во многих странах.
7,62-мм самозарядная снайперская винтовка Драгунова (СВД, Индекс ГРАУ - 6В1) принята на вооружение Советской Армии 3 июля 1963 года вместе с оптическим прицелом ПСО-1. Для стрельбы из СВД применяются винтовочные патроны 7,62×54 мм R с обыкновенными, трассирующими и бронебойно-зажигательными пулями, снайперские патроны 7Н1, снайперские бронебойные 7Н14; может также стрелять патронами с экспансивными пулями JHP и JSP. Огонь из СВД ведется одиночными выстрелами. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью 10 патронов. На дульной части ствола крепится пламегаситель с пятью продольными прорезями, маскирующий выстрел и предохраняющий от загрязнения ствола. Наличие газового регулятора для изменения скоростей отката подвижных частей обеспечивает надежность винтовки в работе.
Когда СВД принимали на вооружение, снайперского патрона к ней еще не было, поэтому в соответствии с «Наставлением по стрелковом делу» кучность боя винтовки проверяется стрельбой обычными патронами с пулями со стальным сердечником и считается нормальной, если при стрельбе четырьмя выстрелами из положения лежа на дальность 100 м все четыре пробоины умещаются в круг диаметром 8 см.
В 1967 году на вооружение был принят снайперский патрон 7Н1. При стрельбе этим патроном на дистанции 300 м, рассеивание составляет (в зависимости от шага нарезов) не более 10-12 см. Прицел ПСО-1 рассчитан на стрельбу до 1300 метров. Обычно считается, что на такой дальности можно эффективно стрелять только по групповой цели, либо вести беспокоящий огонь. Однако в 1985 году в Афганистане снайпер 345-го гвардейского парашютно-десантного полка Владимир Ильин поразил противника с расстояния 1350 метров. Это рекорд не только для СВД, но и вообще для винтовок калибра 7,62 мм.
За создание СВД-63 Евгений Фёдорович Драгунов был удостоен Ленинской премии.
Отличные боевые и эксплуатационные качества снайперской винтовки Драгунова объективно оценены не только советскими, но и зарубежными военными специалистами. Так, в 1989 году в швейцарском военном журнале «Schweizer Waffen-Magazin» была опубликована статья, посвященная этому оружию. В ней говорилось:
«На Западе советская снайперская винтовка Драгунова под классический русский военный патрон с закраиной 7,62х54 относится к редким экспонатам коллекционеров. Одну из них мы подвергли практическому испытанию… Снайперская винтовка Драгунова очень хорошо спроектирована. Вопреки традиционным канонам проектирования точного оружия, бывший стрелок-спортсмен Драгунов сделал свою винтовку легким оружием. С оптическим прицелом и полным магазином она весит 4,55 кг. Цевье, состоящее из двух половин, снабженных большим числом продольных прорезей, служащих для охлаждения, а также приклад рамной конструкции с интегрированной пистолетной рукояткой выполнены из фанерной плиты. Центр тяжести заряженной винтовки располагается почти точно на уровне магазина. Нормы НАТО предписывают для снайперских винтовок максимальный радиус рассеивания на дистанции 600 ярдов (548,6 м) серии в 10 выстрелов 15 дюймов (38,1 см). Советская снайперская винтовка Драгунова уверенно перекрывает эти требования. Отдача, несмотря на относительно мощные патроны, умеренная. Винтовки Драгунова известны тем, что могут надежно функционировать в труднейших условиях без тщательного ухода».
Помимо СВД конструктор создал более 25 образцов систем стрелкового оружия, спортивного, тренировочного, охотничьего, боевого: ТСВ-1, МС-74, ЦВ-55 «Зенит» и ЦВ-56 «Зенит-2», МЦВ-55 «Стрела», МЦВ-56 «Тайга», МЦВ-59 «Стрела-3», «Биатлон-7-2», ПП-91 «Кедр» и др. Некоторые из них удостаивались наград и премий выставок оружия, в том числе, и за рубежом. Многие образцы оружия, созданные Драгуновым, впоследствии модернизировались и служили основой для создания новых моделей.
Евгений Фёдорович - хороший семьянин.
Жена - Лидия Николаевна Драгунова (в девичестве Серебрякова), училась в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, после войны в Ижевске преподавала в 3-м Ремесленном училище. С 1954 года она работала в отделе главного конструктора машзавода, потом в ОГК мотопроизводства с момента его организации. Сначала - копировщицей, а в дальнейшем - конструктором по сопровождению серийных изделий. Л.Н. Драгунова участвовала в создании линейки ижевских мотоциклов, начиная с Иж-56, и ушла на пенсию в 1982 году.
У них родились два сына (Михаил и Алексей) и две дочери (Елена и Людмила).
Сыновья Евгения Фёдоровича пошли по стопам отца, став конструкторами-оружейниками. Старший сын Михаил - доцент, дорабатывал пистолет-пулемет «Кедр». Автор шести изобретений, 20 научных трудов и публикаций, связанных с историей советского оружия и разработками Ижевского мех. завода. Внуки - Евгений и Алексей, также стали оружейниками.
Практически всю свою жизнь, за исключением периода службы в армии, Евгений Фёдорович Драгунов прожил в Ижевске, где и умер 4 августа 1991 года. Похоронен выдающийся конструктор на Хохряковском кладбище Ижевска.
В городе оружейной славы в 1997 году его именем была названа одна из улиц, а в 2011 году его имя было присвоено Ижевскому индустриальному техникуму. В 2019 году в преддверии 100-летиия со дня рождения Евгения Фёдоровича Драгунова в Ижевске был открыт парк, названный его именем.
Вечная Слава выдающемуся конструктору стрелкового оружия!