17 сентября 1943 г. Красная Армия освободила город Брянск. В ходе Брянской наступательной операции были разгромлены 95-я, 110-я, 134-я, 299-я, 339-я, 707-я германские пехотные дивизии.
Затем настала очередь советских правоохранительных органов и органов госбезопасности расследовать многочисленные злодеяния оккупантов и их пособников на брянской земле и осуществить законное возмездие.
В декабре 1945 г. в Брянске проходил процесс над германскими военными преступниками, который получил неофициальное название «Брянский Нюрнберг».
В массовых расправах над мирным населением, в истреблении и истязании граждан, в грабежах и разрушении городов и других населенных пунктов обвинялись четверо военнослужащих германской армии:
- генерал-лейтенант Фридрих Густав Бернгард бывший командующий тылового округа 2-й танковой армии, а затем 9-й армии Вермахта;
- генерал-майор Адольф Гаман, бывший комендант Орла, Брянска и Бобруйска. Этот генерал был взят в плен с 20.000 германских солдат и офицеров в Бобруйском «котле». 17 июля 1944 г. бывший комендант Орла, Брянска и Бобруйска принял участие в марше пленных германских солдат и офицеров по Москве, а затем был отправлен в Брянск;
- обер-ефрейтор 529-го пехотного полка 299-ой пехотной дивизии Карл Теодор Штайн;
- ефрейтор 134-го пехотного полка 211-ой пехотной дивизии Мартин Адольф Лемлер.
По вине этих людей были повешены и расстреляны или доведены до голодной смерти 96.000 советских военнопленных и 130.000 гражданских лиц, 218.000 человек были угнаны на работы в Германию, а десятки городов на оккупированных территориях подверглись разорению и разрушению.
Дело рассматривалось Военным трибуналом под председательством генерал-майора юстиции А. М. Микляева и членов трибунала – полковника юстиции П. К. Хрякова и подполковника юстиции А. М. Кипарисова.
Государственное обвинение поддерживал гвардии подполковник юстиции И. М. Максимов. Защитниками подсудимых по назначению суда выступали адвокаты Н. Н. Миловидов, В. Н. Долгополов, Я. П. Коваленко. Ход слушаний подробно освещался в газете «Брянский рабочий», короткие сообщения печатались в центральной «Правде».
Суд вынес приговор 30 декабря 1945 г. в 11 часов утра.
Руководствуясь статьей 4 УК РСФСР и статьями 319 и 320 УПК РСФСР и учитывая степень виновности каждого, Военный трибунал приговорил Фридриха Густава Бернгарда, Адольфа Гамана и Мартина Адольфа Лемлера к смертной казни через повешение, Карла Теодора Штайна к 20 годам каторжных работ.
В тот же день в 15 часов 00 минут приговор был приведен в исполнение на Театральной площади г. Брянска.
Казнь проводили публично при большом скоплении народа. На пустыре построили одну виселицу с тремя петлями, под которой стоял грузовик «трехтонка» с откинутыми бортами. Осужденных привезли к месту казни в закрытом фургоне.
Фридрих Густав Бернгард и Мартин Адольф Лемлер внешне выглядели спокойно, а с Адольфом Гаманом после оглашения приговора случилась истерика. Он начал что-то громко и нервно говорить по-немецки. Среди сказанного присутствующие смогли разобрать фамилию Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина и знакомое многим немецкое слово «папир», т. е «бумага». Осужденный генерал, вероятно, выказывал просьбу написать прошение о помиловании. Но его, естественно, никто не слушал.
После приведения приговора в исполнение тела на пустыре провисели всю последующую новогоднюю неделю.
Борьба с германскими и венгерскими военными преступниками и их пособниками продолжалась многие годы и после войны.
Вот статистика работы Управления НКГБ/МГБ СССР по Брянской области:
- 1945 год – 1.082 арестованных
- 1946 год – 450 арестованных
- 1947 год – 607 арестованных
- 1948 год – 530 арестованных
- 1949 год – 622 арестованных
- 1950 год – 441 арестованный
- 1951 год – 330 арестованных
- 1952 год – 104 арестованных
- 1953 год – 95 арестованных
В 1949 г. к 25 годам лишения свободы был приговорен комендант военного аэродрома в Брянске подполковник Эрих Брайер, причастный к гибели сотен советских военнопленных. В 1953 г. такой же приговор вынес трибунал Брянского гарнизона в отношении Альфреда Шлинге (за Холокост в Почепе), Отто Лингера (расстрелы в Клетне и Погаре), Эрвина Тойерера (расстрелы в Сураже).
Не избежали возмездия и многие предатели. Так, в Комаричском районе Брянской области за участие в расстрелах были осуждены и повешены бургомистр района С. М. Яншин, начальник районной полиции А. Н. Масленников, следователи полиции В. М. Третьяков и Ф. И. Гладков. Полицейские Н. С. Минаков, Г. Д. Бакаев, М. А. Семенов, А. Д. Костюков были расстреляны. А в 1979 г. Брянский областной суд приговорил к расстрелу Антонину Макарову-Гинзбург (она же «Тонька-пулеметчица»).