Пояснение, почему
Как быть, если ходишь пешком трудно и медленно, но не можешь жить без путешествий? Притом путешествий в своём темпе, а не с группой в автобусе и бегом за гидом. Например, я могу ходить лишь опираясь на сумку-тележку и часто «отлёживаясь» на ней, чтобы передохнуть; кто-то — с тросточкой, кто-то, даже здоровый-крепкий, но с ребёнком, с вещами для ребёнка, а кто-то с тяжёлой фото- или видеоаппаратурой. Вот вроде бы мы не инвалиды — передвигаемся на своих ногах, но всё же имеем немалые ограничения в путешествии. Для нас очень важны такие детали, о которых не думают «обычные» туристы. Например, увеличенное время для передвижений; отсутствие лестниц; возможность после дня поездки «отлежаться» хотя бы сутки, а не ездить подряд каждый день.
Казалось бы, решение под рукой: такси? В общем — да. Хоть я не Ротшильд, такси необходимо как подмога. Лишь подмога. По заповедным территориям и по самим объектам возможно ведь только пешком — или никак.
Мой личный опыт научил легко, без сожалений ограничивать свой выбор объекта путешествия и сполна наслаждаться доступным. И быть полностью свободным от проблемы «припарковать машину», «вернуться к машине». (Однажды поехала в Кронштадт с подругой на её автомобиле, так и весь день для меня пропал: у автомобилистов и не-автомобилистов обыкновения разные, подчас полярные)). Если в одном и том же месте есть несколько достопримечательностей (часто так и бывает), я выбираю только одну! Выбираю по её притягательности для меня, а иногда только потому, что маршрут до неё наиболее щадящий. Не стыжусь, что, дескать, слона-то не приметила. Что-то сокращу, а что-то, наоборот, удлиню против общепринятого. В итоге хоть и устала, но не до полусмерти, а красота мира — моя!
Называю такие маршруты силосберегающими. (Попомните словечко, в дальнейших выпусках уже не буду пояснять.) Например, здесь рассказала, как посетить Ново-Иерусалимский монастырь из Москвы. А сейчас — в этом выпуске и в двух следующих — делюсь своим маршрутом к двум красивейшим достопримечательностям Ораниенбаума и Кронштадта. Это Китайский дворец и Морской собор, объединённые в поездку одного дня из Санкт-Петербурга.
Первая половина дня — Китайский дворец в Ораниенбауме
Ораниенбаум возник как резиденция всем известного сподвижника Петра — Александра Даниловича Меншикова; поэтому для любителя исторических путешествий главной приманкой Ораниенбаума является, скорее всего, Большой дворец. Меня же притягивает художественная красота архитектуры и интерьеров, по этому критерию для меня вне конкуренции ораниенбаумские творения Антонио Ринальди. «Весна гения», как их назвали когда-то словами Оноре де Бальзака на профессиональном сайте «Архитектура и строительство». Их, крупных сооружений, всего три: Дворец Петра Третьего, Павильон Катальной горки и так называемый Китайский дворец… который сама владелица, Екатерина Вторая, называла совсем иначе — Малым голландским домиком. :) После прижилось название Китайский дворец, так как одно его крыло оформлено в китайском стиле, да и по всему дворцу немало предметов из Китая.
Эти три постройки расположены, увы, не рядом все вместе. Вот для вас моя схема-памятка по Ораниенбауму и Кронштадту, основанная на силосберегающей стратегии путешествий.
На схеме следовало бы добавить, что Китайский дворец работает вообще только в тёплое время года, уже в начале осени может закрыться. А ещё — в Ораниенбауме, как и во многих других музейных местах, для того чтобы купить билет по льготной цене «для граждан РФ», необходимо иметь при себе российский паспорт или другой подтверждающий документ.
Взаимное расположение объектов показала приблизительно, лишь как ориентир, а вот расстояния старательно измерила. По картам Яндекса, и не по прямой, а по фактическим линиям дорог. Также на схеме показала, как добраться из Петербурга. Балтийский вокзал примыкает к станции метро «Балтийская», нужно по совсем небольшой лестнице выйти из метро прямо в вокзал, а по вокзалу весь проход к поездам ровный. Ехать до станции Ораниенбаум-1. Она, к счастью, небольшая, хочется сказать — «провинциальная», то есть «удобная для пассажиров». ;) Ступенек не много. Цена билета в один конец у меня была полная — 83 рубля, электрички были только простые, а теперь там есть и «Ласточки», и «Экспрессы», и вилка цен от 87 рублей. Время в пути почти час. Чтобы не проехать, ориентируемся по остановке в Новом Петергофе: там сразу много народа выйдет, далее нужно пропустить три остановки и на следующей, то есть четвёртой, выйти. А ещё смешной ориентир: выходить нужно сразу после Мартышкино).
Карты Яндекса и расписание электричек вы, конечно, сами посмотрите, планируя поездку. Между прочим, на rasp.yandex.ru у меня сейчас быстрее нашёлся «Ломоносов» (название города), а не «Ораниенбаум-1» (название станции), но в появившемся списке электричек фигурирует везде «Ораниенбаум-1». Да ладно… :)
Интернет-адрес заповедника начинается со слова peterhofmuseum, а не oranienbaum, как было бы ожидаемо! https://peterhofmuseum.ru Не знаю, огорчаться или радоваться, что Ораниенбаумский заповедник включили в состав Петергофского, но это случилось уже давно и надо принимать как факт.
- - -
Подъехала в такси к самым воротам, согласно схеме-памятке. Мне в Китайский дворец. Он наиболее подходящий и по близости к входу — около 300 метров пешком от такси, и по красоте, спрятанной внутри розового «домика».
На фотографии от travelstar_ushka вид ещё лучше — ещё вернее виден замысел архитектора, только нужно мысленно удалить надстройку XIX века — трубы и верха крыш справа и слева от центрального фронтона. (Три «античные» скульптуры с вереницей печных труб — незабываемая инсталляция). Адрес фото. Адрес публикации «Ораниенбаум. Практические советы» от 16 августа 2023.
Внешне «домик» красивый, но не настолько, чтобы ожидать внутри чего-то исключительного… и этот контраст был продуман! Сюда Екатерина Вторая привозила иностранных гостей, словно невзначай, по пути: «Здесь есть домик в лесу, заедем отдохнём», — и вот, миновав густые зелёные боскеты и террасу (по которой разгуливали переливающиеся красками павлины, ручные большеглазые олени и другая трогательная живность, от которой невольно растаивает сердце человека… и даже иностранного дипломата)), гости попадали в круглую Переднюю. Здесь-то их и сражала внезапная красота, переносящая как бы в райское царство.
Из Передней — в другие залы, один краше другого.
Листайте галерею.
Цель была — настолько ошеломить зарубежных посланцев (а то и самих августейших персон), порушить чувство реальности, очаровать, закружить голову, — чтобы они стали податливей и уступчивей на переговорах. Дипломатия, как-никак. А впечатления о невиданном блеске и великолепии русского двора?! Ценнейший нематериальный актив!.. Не просто ради красоты дальновидная Екатерина тратила деньги на баснословно дорогую для любой казны драгоценную «игрушку». «Подлинное чудо полного чудес восемнадцатого века» — так назвал Китайский дворец академик Грабарь.
Пока писала, от этой статьи «отпочковалось» дополнение: «Я в гостях у Ринальди. Очень личные записки». Туда переехала немалая часть фото, в том числе Стеклярусный кабинет. Весь Стеклярусный кабинет смотрите, пожалуйста, там.
Особой гордостью Китайского дворца считается коллекция плафонов. Их расписывали тоже итальянцы, художники Стефано Торелли и Серафино Бароцци. Вот небольшая галерея, посвящённая плафону и паркету Зала Муз. Листайте.
- - -
Павильон Катальной горки обладает не меньшей, а может даже большей красотой и изысканностью.
В Павильоне Катальной горки на втором (? третьем ?) этаже находится большой Круглый Зал и два маленьких Кабинета: Белый и Фарфоровый. И по этим всего лишь трём помещениям я, бывало, ходила часами, из одного в другое и обратно, потому что с каждым переходом казалось: «Вот, прекраснее именно этого ничего на свете нет!», и так и не могла выбрать, какой же самый красивый.
Это почти цитата из мемуаров GenuineLera (автора).
Но после многолетней реставрации в помещениях Павильона наставили ограждений. В Китайском дворце тоже есть, вы, наверное, заметили на фотоснимках. Но во дворце ограждения хотя бы красивые, из мягко свисающих декоративных шнуров, деликатные, почти не мешают. (Или я привыкла? При мне они, кажется, всегда там были). А в Павильоне ограждения — металлические. Наверное, необходимость, понять-то можно… но вид шедевра стал не тот. Совсем не тот! Сужу по фотографиям на официальном сайте. Вживую не видела, так как в последний раз была в Ораниенбауме в 2021 году, когда реставрация Павильона ещё продолжалась. Даже не хочется вновь побывать в нём. Чтобы не омрачить прежних многолетних впечатлений.
В Белом кабинете в «мои времена» разнообразную белизну предметов обстановки и стен, покрытых рельефными лепными узорами, расцвечивали красками лишь виды в окнах — летом зелёные кроны деревьев и, по погоде, цвета неба. В самом же Белом кабинете других красок не было. Там царил Его Величество Белый Цвет! В невероятном многообразии. 37 или 38 оттенков белого!! (Сколько в точности — не помню, рассказывали об этом на экскурсиях. Я никогда и не знала до того, что бывает столько оттенков у белого и столько может воспроизвести в материалах полновластный Мастер, и, главное, столько может уловить/почувствовать обычный глаз обычного зрителя, потому что Мастер так ясно и так щедро показал ему это!) Единственная и очень тонкая полоска золота шла по круглому верху небольшой белой вазы, установленной сразу направо от входа. Ваза была выполнена в пористой, матовой технике «снежный комочек», а верх помнится мне гладким. И эта золотая каёмочка отражалась (или там правда стояла такая же ваза?) в серебрящемся зеркале напротив. Это было… божественно! Тончайшая переливчатость белого, гладкое сияние серебряного и удивительно сильно заметные два крохотных проблеска золотого. Как будто ты в присутствии святыни. А теперь, после реставрации (вижу на официальном фото), по кабинету простирается длинное ограждение из металлических труб как бы «золотого» цвета. Представляете, столько «золота», и всё блестит. :( Сделано аккуратно и, наверное, в правильных целях, только ансамбль уже не тот… до отчаяния не тот!..
Вот это другая ваза, не из Павильона Катальной Горки, а из Китайского дворца. Золото рядом не мешает: контекст иной, да и сама ваза иная. Просто хочу показать технику «снежный комочек» (ведь такие произведения в музеях довольно редки, да?).
Увидев вокруг вазы защитный футляр, заслоняющий, бликующий и даже слегка преломляющий, моя «фотоаппаратура в кавычках» возмутилась: «Простите, я не тяжеловоз!» — и всыпала горячих всем невиновным, особенно птичкам и листикам. Но уж что есть, то и выкладываю.
Переходим в Фарфоровый кабинет. Здесь, по замыслу, стены должны быть именно… из фарфора! То есть они (были) густо покрыты установленными на фигурных подставочках-раковинах фарфоровыми скульптурными группами (которые изготовили на Мейсенской фарфоровой мануфактуре специально для этого кабинета), каждая подставочка, плавно изменяясь в форме и массе, сливается со стеной, точнее — «перетекает» в лепные узоры из листьев и стеблей, тоже разной толщины и высоты, густо бегущие по стене, переплетаясь и разветвляясь. Полное впечатление (было), будто стена вся из фарфора. С любезного разрешения автора Солнце светит всем (красивый ник!), цитирую её фото из интереснейшей статьи «Самое изящное строение парка Ораниенбаум. Павильон Катальная горка - настоящая сокровищница». Зайдите туда — там полноценная текстовая экскурсия и целая россыпь фотографий, есть даже парадная лестница, одна из красивейших лестниц, какие я только видела.
Рассудком понимаешь, что скульптурки просто поставлены и могут быть сняты, а видишь их как цельные со стеной. В нарядах фарфоровых человечков плескалось разноцветье, изысканная и насыщенная гамма красок моря (тематически оформление Фарфорового кабинета, как и других двух помещений, посвящено победе русского оружия над Османской империей). И некоторые скульптурки были чисто-белыми. Рельефная лепная сетка — золотая с белым. Одно переходило в другое, каждое было соединено с каждым, «бесконечно» и не повторяясь, ведь всё по детальнейшему индивидуальному плану. И таких стен — четыре… На современном фото с сайта не увидела подобного.
Про саму Катальную горку мне рассказать нечего, так как она уже несколько веков не существует. На неё выходили вверху из Павильона и лихо катились вниз на фигурных «саночках» по деревянным рельсам. Развлечение довольно опасное — настоящие русские горки со взлётами и спусками. Макет Катальной горки показывают в цокольном этаже Павильона. Там вообще музейная экспозиция, возможность посмотреть немало интересного, если (внимание!) если выдержим примерно час на ногах в цокольном этаже, прежде чем подниматься (по обворожительно прекрасной винтовой лестнице!) для осмотра Круглого зала и Кабинетов.
Большой Круглый зал (это к нему непосредственно примыкают два маленьких Кабинета) — действительно велик по размерам; здесь устраивались и танцевальные вечера, и праздничные банкеты. Зал с первого дыхания захватывает простором и своей собственной ликующе-торжественной красотой. Иначе и быть не могло — это Ринальди. Неиссякаемый Ринальди.
Белый пол с цветным кругом в середине (птичка в нём поёт) сделан из искусственного мрамора. Единственный такой пол в России. В Великую Отечественную войну в этом дивном Зале, который располагается на очень выгодной для ведения боёв высоте, вынуждены были разместиться наши войска, артиллерия, и отсюда вести стрельбу. Увы, повреждения Зала и Павильона — не единственная плата… и не самая высокая… за то, что наши войска героически удержали «Ораниенбаумский пятачок», и в том числе предотвратили разрушение дворцов Ораниенбаума. В отличие от судьбы других наших культурных сокровищ в Петергофе, в Пушкине и так далее. Для всех — и посетителей, и специалистов — бесконечно важно, что дворцы в Верхнем парке Ораниенбаума в целом подлинные, а не восстановленные, как говорится, из пепла.
В ходе реставраций пришлось стесать искусственный мрамор очень сильно, на несколько сантиметров… в центре остался совсем тоненький слой. И вот теперь — стоят ограждения. Ах, посчастливилось мне застать Зал и Кабинеты свободными для ходьбы по ним. И даже продолжительность посещений никак не ограничивалась… Звучит как сказка. Но это правда. В «Дополнении» рассказываю.
- - -
Если всё же выбрать для посещения Павильон Катальной горки, то нужно быть готовым преодолевать, напомню, винтовую лестницу внутри, а вдобавок и многочисленные каменные ступеньки снаружи. И расстояние пешком до Павильона — вдвое-втрое дальше, чем до Китайского дворца (смотря от каких ворот). Конечно же, если ноги и время позволяют, вы сходите обязательно. Особенно если никогда ещё там не бывали. Но это будет другой маршрут, а не наш специальный силосберегающий для тихоходов — в Ораниенбаум и Кронштадт за один день.
Есть ещё Дворец Петра Третьего. Он тоже далеко и на другом конце парка. И, к сожалению, там лестницы и очень тесно для посетителей. Дворец построен тоже не для жилья, а для возможности Петру Фёдоровичу пообедать и отдохнуть после муштры его «потешной» армии. Колоритный в историческом плане объект, но слушать подробную биографию этого Петра мне, признаться, уныло. :) А вглядеться в красоты дворца не спеша, как я люблю, просто не дают! Толпа, раз-два, вперёд и только вперёд, сзади другая толпа валом валит. В стиле, вот именно, Петра Третьего. Не знаю, может и не всегда такие толпы. Я редко там бывала.
По сравнению с Китайским дворцом и Павильоном Катальной горки, Дворец Петра Третьего за все годы почему-то не удостоился моего повышенного внимания. :) Хотя считается тоже шедевром, а его архитектором является тот же самый Антонио Ринальди. Но вообще да, мои впечатления — субъективные, человека из публики. Не владею и не могу разобрать со стороны профессионального языка архитектуры. Специалисты отмечают в созданиях Ринальди не только красоту, но и новаторство, смелость, оригинальность и так далее.
Конечно, замечаю, что в этом Дворце тоже есть особо выдающиеся красоты. Разве можно промолчать про изумительные лаковые росписи панно в китайском духе, фамилию художника экскурсоводы называли, но сейчас её не помню… Вдобавок из публикаций в Интернете следует, что не только авторство, но даже и датировка этих росписей в рамках плюс-минус целого века — вопрос проблемный и запутанный. Перескажу то, что говорили об этом на экскурсиях по Дворцу. Этот художник был очень известен и востребован благодаря своим «китайским» произведениям, после Дворца Петра Третьего он работал и в Китайском дворце. Не с тех ли дверей началось для неугомонного Ринальди увлечение искусством Китая и стилизациями под китайское? (Серьёзно, я иногда так думаю. Но не знаю. Может, причина просто в повальной моде той эпохи на «китайщину», а Ринальди был всегда внимателен к запросам, как теперь сказали бы, рынка.)
Дворец был частью «потешной» крепости Петерштадт. О самой крепости теперь напоминают лишь так называемые Почётные ворота. Вместе с дворцом Петра Третьего это первая работа Ринальди в Ораниенбауме. На кончике шпиля есть флюгер в виде флага, на котором написан (прорезан насквозь по металлу) год. Такие же флюгеры есть на «башнях» Меншиковского дворца. В моём кадре флюгер не поместился. Своих снимков дворца Петра Третьего пока не нашла, где-то они есть.
Большой (Меншиковский) дворец, сам огромный и с огромным, ярко-декоративным парком тоже красив, к его созданию «причастно» большое количество архитекторов различных направлений, отчасти и Ринальди тоже. Было много переделок, разрушений, восстановлений; внутри я побывала один раз после открытия. Виды снаружи — очень эффектны, но необъятны, требуется много ходить, в том числе по ступенькам.
Так что мой выбор в плане сбережения сил является единственным — Китайский дворец.
- - -
Уже упомянула, что за последние годы лишь однажды побывала в Ораниенбауме (живу теперь не на два города, а только в одной Москве). Поэтому не в курсе, каков сейчас типичный поток и пиковые часы наплыва посетителей в Китайском дворце. В августе 2021 года, готовясь к поездке, безумно боялась, что в очереди не достоюсь — музей закроется, а очередь останется на улице. Даже заказала заранее индивидуальную экскурсию, чтобы попасть во Дворец наверняка (если не будет дождя, конечно. Ох, уж погода в Ленинградской области!.. Напомню, что во время дождя и даже «просто» при повышенной влажности дворец закрывается. Но мне везло нередко). Обошлось это удовольствие — индивидуальная экскурсия — по тогдашним ценам в 2000 рублей (сейчас, кажется, дороже) и… не вполне принесло именно удовольствия. Время было назначено в первой половине дня, ближе к 11, посетителей — как сельдей в бочке, группа на группе, и среди разноголосия гидов со всех сторон «моя» экскурсовод, бедняжка, в панике от того, что я хочу чего-то другого, старательно рассказывала то же, что и они! Я просила не об истории дворца и поколений его владельцев, а об эстетике, о том, из каких больших и малых подробностей формируется такое художественное впечатление. — Бесполезно.
Зато с огромным счастьем услышала, что теперь [2021-й год] в Китайском дворце разрешено фотографировать! И даже бесплатно. Конечно, без вспышки, штатива и селфи-палки. Но прежде ведь бывали годы, когда фотографировать совсем не разрешали. По-разному бывало с этим вопросом. (В Павловске мне, простите, даже ярлык на фотоаппарат наклеили, огромный такой, в знак того, что у меня оплачен билет на фотосъёмку. Да и оставила его наклеенным. На память!).
Кстати, приношу извинения за качество моей фото- и видеосъёмки. Фотограф из меня ещё тот, телефон и туристская мыльница с зумом — тоже так себе, а интерьеры в музеях, да при живой толпе, которую всё время торопят, сложно фотографировать даже профессионалам с мощной техникой.
…Когда заказанное время истекло и мы вышли наружу, я посидела ещё сколько-то и… решила попытаться пройти второй раз, уже в составе обычной группы. По новому билету, ну что ж делать.
И вот представьте: после 13:00 уже и в кассу за билетами очередь не была длинной, как поутру, и организованных групп во дворце толпилось гораздо меньше. Я очень легко купила билет! Была почти шокирована таким невероятным шансом. :) Может, это случайно и в другой раз больше народа во второй половине дня. Но на всякий случай имейте в виду. Вдруг посетителей всегда становится меньше или даже мало после 13--14:00 ?.. День недели был вторник (и не последний вторник месяца, когда в Китайском дворце санитарный день).
Экскурсия с обычной группой прошла приятно, атмосферно. Вот ведь как! Счастливая, позабыв утреннюю невезушку, я освободилась ближе к 16 часам — самое время ехать в Кронштадт.
Про Кронштадт в следующем выпуске. Точнее, в следующем выложила дополнение («Я в гостях у Ринальди») к этому выпуску, а затем уже Кронштадт.
Спасибо за внимание. Рада буду вашим комментариям. Понравилась ли вам публикация? Может, длинно, лучше разделить выпуски?
Ваша — Лера Сейгина (GenuineLera, Тележка-тревел), Москва
Опубликовано 10 августа 2023 — отмечаю два года с последнего посещения Ораниенбаума.
Ссылки о Стеклярусном кабинете собираю на странице «Я в гостях у Ринальди».
Рекомендуемые ссылки для расширения впечатлений
Ссылка 1: У меня почти не показано «китайское» крыло Дворца, а вот здесь подробно: https://dzen.ru/a/ZMOTZTojuSAJtUJZ
Ссылка 2: Подробно о ходе реставрации Большого Китайского кабинета: https://dzen.ru/a/Y8aKBMO1b0Uf9ytx
Ссылка 3: Рассказ о посещении отреставрированного Павильона Катальной горки, много фото: https://dzen.ru/a/ZLaxt455_nT73ykq
Ссылка 4: Исторические подробности о создании Китайского дворца как бы с точки зрения Екатерины Второй https://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/64d66c324e2a872cc4565fad
Ссылка 5: Того же автора — о Павильоне Катальной горки и подробно о самой Катальной горе https://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/oranienbaum-chto-v-prigorode-tom-64dd1831477cb561d8dec86e
Ссылка 6: Павильон Катальной горки с превосходно подобранными фотографиями: https://dzen.ru/a/ZFTjfypWsHyEYy9w
Ссылка 7: Павильон Катальной горки — полноценная экскурсия, много больших фотографий, подробно и с огромной любовью, особенно о Фарфоровом кабинете и о лестнице, ведущей в залы: https://dzen.ru/a/Y5luFyyYGUeWF29x
Ссылка 8: Лаконично и ёмко про Дворец Петра Третьего и судьбу его незадачливого хозяина: https://dzen.ru/a/ZRBuWMQZ6GkuP3vi . Есть большое фото фирменного знака Ринальди, называемого «Цветком Ринальди».