Многочисленные книги, мемуары и статьи митрополита Антония Сурожского, епископа РПЦ, западноевропейского патриаршего экзарха до сих пор внимательно изучают православные верующие во всем мире, которые также интересуются его проповедями и выступлениями.
Антония Сурожского причисляют к самым популярным православным проповедникам минувшего столетия. Генеалогическое древо семьи митрополита – разветвленное, но его корни произрастают из русской православной духовности.
Семья
Швейцарская Лозанна – место рождения Андрея Блума, который появился на свет 6 (19) июня 1914 года. Семейное древо будущего митрополита имеет различные ответвления. Его мать выросла в семье русского консула, жена которого родилась в итальянском Триесте. Она выучила русский язык и потом жила с мужем в России.
Родословная Антония Сурожского связана с некоторыми известными именами. Выдающийся композитор Александр Скрябин был братом Ксении Николаевны, матери будущего митрополита, которая встретила Бориса Эдуардовича Блума на каникулах в Эрзеруме, куда мужчину отправили служить переводчиком. Молодые люди влюбились друг в друга и впоследствии создали семью.
Через два месяца после рождения сына супруги переехали в Россию. Они жили в Москве. За год до Октябрьской революции Борис Блум с семьей уже находился в Персии, куда его направили на дипломатическую работу. На Востоке прошли детские годы Андрея. Вначале он рос под присмотром русской няни, а потом большую часть времени проводил с мамой и бабушкой.
Через три года после Октябрьской революции в России Ксения Николаевна с сыном и своей матерью уехала из Персии, но Борис Эдуардович вынужденно остался в этой восточной стране. В начале 20-х годов они уже были в Европе, а в 1923 году приехали во Францию, где остались жить.
Родители устроили Андрея в одну из школ на парижской окраине. Учебное заведение располагалось на территории неблагополучного района. Над мальчиком издевались другие ученики, которые его били. Здесь он научился терпению, выживанию и мужеству. Уже во взрослом возрасте с ним произошла интересная история. Антоний ехал в поезде метрополитена и заметил на табличке название станции, расположенной возле его бывшей школы. На мужчину нахлынули воспоминания, от которых он лишился чувств. Дело дошло до обморока.
Семья Андрея вынужденно покинула Россию и трудно жила на Западе, продолжая любить свою Родину, что передалось от родителей к сыну.
Как начиналась христианская, монашеская и пастырская жизнь Антония Сурожского
Борис Эдуардович и Ксения Николаевна зарабатывали недостаточно для содержания семьи. Католики предлагали русским детям стипендию. Андрей пошел с мамой к ним. После собеседования они сказали, что помогут семье материально при условии принятия Андреем католичества, но мальчик сразу же отказался.
Четырнадцатилетний Андрей впервые впустил Спасителя в свою душу. На него сильно повлиял своей проповедью отец Сергий Булгаков. После этого дома подросток уделял много времени вдумчивому чтению Евангелия. Внутри него родилась истинная вера. Он стал усердно молиться.
В начале 30-х годов после получения пастырского благословения Андрей прислуживал в церкви, расположенной на территории Трехсвятительского подворья. В те времена это был единственный парижский храм, которым владела Московская Патриархия.
После окончания школы Андрей начал учиться в Сорбонне, сперва на естественном, а потом на медицинском факультете. Диплом молодой человек получил в конце 30-х годов. После произнесения монашеских обетов Андрей служил хирургом на фронте. Обряд пострижения в монахи он прошел через четыре года. Так молодой человек стал иноком Антонием.
Когда немцы оккупировали Францию, монах вступил в ряды Сопротивления, уделяя внимание больным и раненым. После демобилизации Антоний занялся поисками мамы и бабушки, которые впоследствии жили в Париже.
Молодой монах уделял внимание врачебной деятельности, проявляя живое сочувствие и сострадание к больным людям. Он был чутким человеком, относился к пациентам, как к своим близким родственникам, созданным Творцом по его образу и подобию.
В 1948 году Антония рукоположили в иеродиаконы, а позже посвятили в иеромонахи. В качестве духовного руководителя он возглавил Православно-Англиканское Содружество Св. Албания и Прп. Сергия. Накануне Антоний посетил православно-англиканский съезд, где встретил архимандрита Льва (Жилле), который дал ему совет прекратить медицинскую практику и в качестве священника отправиться служить Господу в Англию.
Служение Антония: от игумена до митрополита
В середине прошлого века герой нашего рассказа стал настоятелем лондонской церкви Св. апостола Филиппа и Прп. Сергия. Через три года Антоний уже был игуменом, чуть позже – архимандритом, а затем настоятелем церкви Успения Божией Матери и Всех Святых в британской столице. Во второй половине 50-х годов он возглавил Сергиевскую епархию, как епископ, через пять лет стал архиепископом, а в 1966 году – митрополитом Сурожским. Восемь лет он служил западноевропейским Патриаршим Экзархом, а затем решил покинуть этот пост, сформировав четкую приходскую структуру и наладив в ней просветительскую работу.
Митрополита Антония уважали христиане, жившие в разных странах. Его горячие проповеди были широко распространены. Он читал лекции и публиковал свои статьи, которые впоследствии вышли на многих языках, выступал на радио и телевидении.
В 1983 году Московская духовная академия собрала свой Совет, чтобы отметить богословские и пасторские труды митрополита Антония присуждением ему докторской богословской степени. Киевская духовная академия, Кембриджский и Абердинский университеты сделали его своим почетным доктором.
2003 год начался для Антония с хирургической операции. В феврале его здоровье ухудшилось, поэтому он решил снять с себя обязанности митрополита Сурожского. В июле Священный Синод РПЦ принял его отставку.
Накануне смерти Антоний попал в лондонский хоспис, где умер 4 августа 2003 года. Через девять дней его отпели в главном зале кафедрального собора Успения Пр. Богородицы и Всех Святых. Могила Антония находится в британской столице на территории Бромптонского кладбища.
Научно-богословское наследие
Русская православная церковь хранит память об Антонии Сурожском, изучая его многочисленные труды. На самом деле далеко не все эти произведения написал сам митрополит. Сохранение памяти о нем является важной задачей РПЦ. Церковь издает работы Антония Сурожского, за основу которых взяты его записанные устные проповеди и беседы. Сегодня этот цифровой памятник наследия митрополита можно найти в интернете и на других носителях информации.
Антоний Сурожский в своих речах иногда отклонялся от заранее объявленной тематики. Нередко во время проповедей он останавливался на вопросах, заданных слушателями, поэтому темы поучений митрополита могли быть самыми разными.
Есть определенные особенности, которые характеризуют наставления Антония Сурожского:
- Следует отметить ясный и доступный язык проповедей, выступлений и статей митрополита, который понимали все люди.
- Тесное единство духовно-нравственных увещеваний и богословского контекста его трудов.
- Многочисленные произведения Антония Сурожского помогают укрепить веру в Господа и в себя, ведь человек создан по образу и подобию Божьему.
- Митрополит подробно объясняет, какой смысл имеет литургическая жизнь и зачем она необходима.
- Антоний Сурожский утверждал, что Церковь имеет свое значение и миссию. Он подталкивал каждого верующего к осознанию личной роли в церковной жизни.
Богословие митрополита Антония Сурожского
Зрелое, глубокое богословие Антония Сурожского выделяется тремя особенностями:
- Евангелизмом. Стилистика его проповедей, учений и бесед помогает связать Евангелие и простых слушателей. Она нужна для сокращения расстояния между живым Христом и современными людьми. Православные верующие сами становятся участниками историй, описанных в Евангелии. Антоний Сурожский так жил и учил этому христиан.
- Литургичностью. У преимущественного безмолвия Церковного Таинства благодаря богословию появляется словесная форма. Этим отличается как определенный обряд или таинство, так и все церковное общение в комплексе. Этого Антоний Сурожский достигает с помощью священнодейственного слова, вводящего верующих в храм. Беседуя с митрополитом, люди ощущали Божью благодать и становились ближе к Всевышнему.
- Антропологичностью. Современная жизнь пугает и оглушает человека, который после слов Антония Сурожского начинает истинно верить в себя. Согласно учению митрополита, каждая личность ценна для Всевышнего. Человек может равноправно общаться со Спасителем. Вера для него становится таким же естественным понятием, как дружба и любовь. Рабство и господство исключаются. Молитва для Антония Сурожского была личным и уникальным общением с Христом, о чем он неоднократно писал и говорил.
Все видевшие Антония Сурожского говорили о тепле, которое распространял вокруг себя этот истинно верующий человек.
Митрополит никогда не отказывался от своих корней и брал лучшее из мирового наследия культуры и религии разных народов. Родословная каждого человека уникальна, а создать свое генеалогическое древо и завести страницу памяти предка каждый из нас может на сайте Код Памяти.