Жостово: история и современность.
Возникновение промысла лаковой росписи металлических подносов под Москвой официально датируется 1825 годом. Но дата весьма условна. Создание мастерских свидетельствует не о начале промысла, а о том, что уже существует определённый уровень развития.
Возникновение лакового дела под Москвой связано с именем купца первой гильдии П.П. Коробова, основавшего в 1795 году в сельце Данилково Марфинской волости, первое в этих местах производство лакированных изделий из папье-маше с миниатюрной лаковой росписью. Изделия продавались в Москве, а также допускалась продажа скупщикам. Таким скупщиком был местный лавочник, торговец, крестьянин сельца Жостово Филлип Никитич Вишняков. Он закупал товар большими партиями, в связи с этим имел доступ на производство. Он изучил и понял тайны лакового дела. Дело было весьма прибыльным. Табакерки и иные изделия пользовались большим спросом и приносили немалый доход. Вдохновившись прибыльностью дела Вишняков открывает такую же мастерскую у себя в Жостово. В 1825 году к делу приобщился сын Осип. Мастерская разрослась и стала самой крупной на промысле.
Параллельно с Вишняковыми производством изделий из папье-маше с лаковой росписью стали заниматься и другие крестьяне из окрестных деревень. Подносное дело стало развиваться значительно под воздействием моды на чаепития.
Невозможно установить кому первому пришла идея приспособить под роспись железо. Очевидно, что в связи с развитием трактирного дела возникла необходимость в более прочном материале для подносов, чем папье-маше. Технология обработки и росписи изделий из папье-маше была перенесена на железо. Для трактиров требовались прочные подносы с устойчивым к воздействию покрытием. Лак для подносов варили мастера-лаковары. Не всякий лак мог быть использован для подносов. Поднос покрывали лаком, просушивали, а затем обливали его кипятком. Если лак выдерживал и не тускнел, то его можно было использовать для покрытия изделий. У каждого мастера-лаковара были свои хитрости и методы варки лака.
Самые первые из дошедших до нас изделий жостовского промысла датируются 1870-1880 годами. К этому времени на промысле работало три крупных и несколько мелких мастерских. Крупные мастерские поглощали мелкие. Их стали называть фабриками или фабричками.
К концу девятнадцатого века спрос на подносы значительно упал. Мастерские закрывались, мастера уходили от дела в сельское хозяйство и отхожие промыслы. Меньше стало кузнецов ковавших подносы вручную. Этому способствовало появление прессов по штамповке подносных форм. Поднос ковался одним ударом пресса, заменяя сложный долгий ручной труд коваля.
В 1922-1925 годах стали образовываться артели по росписи подносов в деревне Жостово. В 1925 году артели слились в одну - "Металлоподнос". В 1930 году строится каменное здание артели, которое сохранилось до сих пор.
В 1960 году артель была реорганизована в Жостовскую ордена "Знак Почёта" фабрику декоративной росписи.
Советское время явилось временем расцвета жостовского промысла. Было отстроено современное здание фабрики. На производстве трудилось более 250 художников. В создании подносов были задействованы практически все жители деревни Жостово и окрестных деревень. В каждой семье жостовцев был минимум один художник. Возникали династии художников: Беляевы, Леонтьевы, Гогины, Клёдовы и другие знаменитые династии.
1990-2000 года отрицательно сказались на промысле. Это были тяжёлые года упадка и разорения промысла. В 2004 году перестала существовать Жостовская ордена "Знак почёта" фабрика декоративной росписи. На смену ей было организовано предприятие с частным капиталом ООО "Жостовская фабрика декоративной росписи". На промысле осталось 30 художников. Остальные ушли в другие отрасли. Многие из оставшихся художников стали работать частным образом.
На данный момент на промысле работают художники - энтузиасты своего дела. Средний возраст художников - 50 лет. Молодые люди неохотно идут на промысел, потому что чтобы стать настоящим жостовским художником, необходимо достаточно много и терпеливо учиться. Как говорят жостовские художники: "Сначала год учишься "под рукой у мастера", а потом сам всю оставшуюся жизнь".
#Жостово #промысел #историяпромысла