Найти тему
Записки актёра

Уголовное наказание за издевательство над классикой или никому не нужный «нафталин»: кто прав - Соломин или Богомолов

Здравствуйте! Юрий Соломин и Константин Богомолов - две яркие противоположности. Один руководит самым классическим театром, а другой прогрессивным театром новых форм и прочтений. Оба театра государственные, оба весьма успешные (по продажам билетов и заполнению залов). Споры о том кто прав и чей театр нужнее зрителю идут давно, оба худрука высказались и мне очень интересно кто же из них прав?

Юрий Мефодиевич Соломин, Константин Юрьевич Богомолов
Юрий Мефодиевич Соломин, Константин Юрьевич Богомолов

Разумеется, сравнивать эти театры нельзя - они совершенно разные. И конечно же у обоих есть свой зритель. Но мне думается, что можно сравнить подход к постановкам и выслушать мнения обоих худруков. Начну с подхода. Юрий Мефодиевич сохраняет традиции русского театра и внимательнейшим образом относится к тексту классических пьес и произведений.

Для него на первом месте автор, и уже вокруг авторского высказывания в Малом театре создаётся спектакль. Конечно же, своих мыслей и идей там тоже хватает, и я не могу назвать постановки Малого «нафталином». Соломин был заведующим кафедрой актёрского мастерства в Щепке, когда я учился. Он смотрел наши отрывки и спектакли и всегда с удовольствием принимал наши эксперименты. Но он выходил из себя, если мы заменяли слова или хоть как-то вмешивались в авторское высказывание.

Я очень люблю Малый театр, я проходил в нём практику, отлично знаю его изнутри. Там очень много замечательных спектаклей, актёров и разнообразие режиссёров. Есть и совсем классические, есть и спектакли Женовача, например. Но что мы видим в спектаклях Богомолова? Полную противоположность подходу Соломина. Там авторская мысль уже не так важна или даже совсем не важна.

-2

Богомолов талантливый режиссёр, он умеет работать с артистами, умеет увлечь их, у него есть неплохие и даже прекрасные режиссёрские решения (да, при всей моей к нему нелюбви, но признаю его талант). Но, при всём при этом, он берёт великие пьесы, меняет в них текст, меняет судьбы и характеристики героев, меняет смысл и посыл автора.

Иногда подменяет всё символизмом и своими фантазиями. Имеет ли право такой подход на существование? Наверное, да. Но он не должен быть основным. Бери и пиши свои пьесы, бери пьесы друзей - современников и меняй в них что хочешь, но нет же - на такое не пойдут.

Спасибо за всё, мастер!
Спасибо за всё, мастер!

А когда в афише указано знакомое всем названием - другое дело. И вот что говорит Соломин про подход Богомолова:

«Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения и превращают Аркадину в шл@ху, Раневскую в наркоманку, а Глумова – в человека, который лезет бабам под юбку. Нельзя подминать классику под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому. Рахманинов, Глинка, Чайковский написали так, как написали, в этом выразилась их личность, их душа. Уважайте их, попробуйте понять, а это не так уж просто! Ставить классику и подминать ее под себя – воля ваша, но это изнасилование, и оно должно караться как уголовное преступление!»

Вот же как отвечает Богомолов:

«Театр должен быть разным, должен быть современным. Нет ничего плохого в том, чтобы классическую пьесу осовременить, выдохнуть в неё новую жизнь и новые, актуальные смыслы. Те пьесы и сейчас актуальны, но мы делаем их ещё злободневнее, помогая даже совсем далёким от искусства людям узнать себя или своё окружение»

У Богомолова много поклонников, а артисты, которые с ним работают и работали отмечают его профессионализм и горящие глаза. Эх, его бы энергию да в культурное русло…
У Богомолова много поклонников, а артисты, которые с ним работают и работали отмечают его профессионализм и горящие глаза. Эх, его бы энергию да в культурное русло…

И вы знаете, я вынужден согласиться с Соломиным. Ну не могу я принять когда над классикой издеваются. Да даже когда её пытаются дополнить. Зачем? В мире столько современных пьес на любой лад и вкус, ну или всегда можно написать свою.

Да даже если ты возьмёшь за основу классическое произведение и укажешь в афише, что твой спектакль лишь по мотивам условного «На всякого мудреца..», уже будет честнее. Но нет же: в рекламе спектакля Богомолова нет ни слова про авторские фантазии, про то, что он переиначил пьесу, а женские роли играют мужчины - ничего этого нет. Зрителю обещают Островского, но его там почти нет. Это же обман? Я правильно понимаю?

Но самое страшное, что такие спектакли получают все награды, критики их хвалят и называют чуть ли не гениальными, они стали модными и стали эталоном культурной жизни. А Соломин вдруг стал «нафталином». Печально. Так кто, по-вашему, прав? Какое искусство вам ближе? Да, театр должен быть разным, но я вижу очевидный кренив сторону Богомолова. Он задаёт тренды, он получает гранты, он диктует моду и на него равняются молодые режиссёры.

Здоровья, сил и творчества!
Здоровья, сил и творчества!

Лично я думаю, что культура свернула куда-то не туда. А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!