Найти тему
Русская и мировая живопись

Светлое и мирное настроение художника Алексея Ивановича Корзухина.

Среди тринадцати молодых художников, отказавшихся в 1863 году участвовать в конкурсе на золотую медаль Академии художеств и демонстративно покинувших Академию, был и Алексей Корзухин.

Воскресный день. 1884                                      Холст, масло                                                Харьковский художественный музей          Корзухин Алексей Иванович1835 - 1894
Воскресный день. 1884 Холст, масло Харьковский художественный музей Корзухин Алексей Иванович1835 - 1894
Девушка, заплетающая косу . 1880                Холст, масло. 63 x 57 см                                    Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Девушка, заплетающая косу . 1880 Холст, масло. 63 x 57 см Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
В красном углу, холст, масло                  Тюменский областной музей изобразительных искусств                                                               Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
В красном углу, холст, масло Тюменский областной музей изобразительных искусств Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

Алексей Иванович родился в 1835 году на Уктусском заводе, г. Екатеринбург. Его родители были горнозаводскими крестьянами, крепостными. И Алексей должен был стать рабочим на руднике. Но в шесть лет от роду он самоучкой выучился писать иконы. Местный иконописец обратил внимание на мальчика и взял его в ученики. Корзухину посчастливилось и позже. Талантливый мальчик случайно попался на глаза начальнику уральских горных заводов С.Ф.Глинке и тот опредилил его в Горное училище. В 1858 году исполнится его заветная мечта. Он становится учеником Академии художеств, его дарование тяготело к бытовому жанру.

Возвращение с сельской ярмарки. 1868          Холст, масло                                          Государственная Третьяковская галерея, Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Возвращение с сельской ярмарки. 1868 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

В начале 1860-х годов в России родились первые образцы реалистической жанровой живописи. Корзухин в 1861 году пишет картину "Пьяный отец семейства".

"Картины этой эпохи, - пишет И.Е.Репин в своих воспоминаниях, - заставляли зрителя краснеть, содрогаться... Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается...в безсознательном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе. Этот сумасшедший станет их бить... Ему ненавистен его собственный род!.. Много появилось картин в ту... пору: они волновали общество и направляли его на путь человечности".

В эти годы Корзухин сближается с молодыми художниками, группировавшимися вокруг И.Н.Крамского: Шустовым, Лемохом, Журавлевым и др.

Автопортрет. 1850, холст, масло         Государственный Русский музей, С.-Петербург           Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Автопортрет. 1850, холст, масло Государственный Русский музей, С.-Петербург Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

Сохранился автопортрет молодого Корзухина той поры. Этот серьёзный, вдумчивый юноша, с прямым, внимательным взглядом темно-серых глаз, с первого взгляда вызывает симпатию.

Именно здесь, в этой среде молодых энтузиастов искусства, обьединившихся вокруг Крамского, и было заложено основание для совершенно нового отношения к искусству, направленное на правдивое воспроизведение окружающей действительности во имя её изменения.

Основным содержанием картин Корзухина является правдивое и бережное изображение современной жизни в её интимных, т.е. глубоко личностных, проявлениях. Это позволяло ему раскрыть добрые и светлые стороны в душах простых, незаметных людей, к которым он относится с глубокой симпатией и сочувствием.

Дар острой наблюдательности, поэтичность картин Корзухина помогают ему осветить внутренним светом даже самый незначительный бытовой эпизод, раскрыть в нем смысл, выявить в образах простых людей человеческие стороны их души.

Канун Рождества. 1869
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Корзухин Алексей Иванович
1835 - 1894
Канун Рождества. 1869 Холст, масло Государственный Русский музей, С.-Петербург Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

Картина "Канун Рождества" изображает бедное жилье мелкого петербургского чиновника. В правом углу, на постели с пологом, разметавшись на подушках, беспокойно спят двое детей. В другом углу, скудно освещенном лампой с бумажным абажуром, виднеется край стола и гладильная доска, с которой свешивается детская рубашонка. Посреди тесной комнаты мы видим женщину в скромном сером платье. На её усталом лице удивление и молчаливое порицание. Она обернулась к входной двери и, мгновенно поняв все, ждёт, бессильно опустив руки. А в дверях только что показался её муж, как видно большой любитель покутить. Это отец семейства. Он в особенно приподнятом настроении и видимо сильно навеселе. Фуражка его съехала набок, воротник потертой куцей шинели залихватски поднят. Он торжествующе поднял над головой свой трофей - поросёнка, а в другой руке держит корзину с разной снедью. Из-за его спины виден извозчик, который с шумом вваливается в тесную дверь, неся рождественскую ёлку. "Будет пир на славу! - так говорит разудалый, сияющий вид чиновника. - Ничего не пожалею ради праздника...". По-видимому это беззаботный и безалаберный по своей натуре человек. Но жена его уже предвидит последствия невеселого кутежа - предстоящие расходы, новые долги и ещё более тяжёлые трудовые будни. И поэтому ее не радует наступающий праздник, она в испуге смотрит на расточительность своего легкомысленного супруга. Но она бессильна изменить его мотовской характер и поэтому только глядит на него с немым упреком. Вся её фигура говорит нам, что она очень одинока, несчастна и страшно устала от жизни.

Большая часть комнаты погружена в полутьму от абажура. Свет керасиновой лампы падает лишь на ближайшие предметы, выхватывая из сумрака комнаты отдельные детали. Этот свет помогает раскрыть смысл происходящей сцены, почувствовать трагедию этой семьи. Умение Корзухина дать яркий поэтический образ скупыми, но выразительными средствами ярко проявилось в фигурах двух главных действующих лиц: в их позах, лицах, движениях. Картина проникнута теплым отношением к изображаемым людям. Художник полон сочувствия к ним. Это сочувствие, снабженное долей печальной иронии, распространяется и на "отрицательный персонаж" - отца семейства, по существу, доброго и щедрого человека и вероятно любящего отца.

Девичник. 1889Холст, масло. 93 x 153 см   Государственный Русский музей, С.-Петербург     Корзухин Алексей Иванович  1835 - 1894
Девичник. 1889Холст, масло. 93 x 153 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Надоел. 1886 Холст, масло                             Пермская государственная художественная галерея                                                                  Корзухин Алексей Иванович1835 - 1894
Надоел. 1886 Холст, масло Пермская государственная художественная галерея Корзухин Алексей Иванович1835 - 1894

В 70-80-е г.г. в творчестве художника происходит отход от прежних тем. Всё большее место начинает занимать изображение идиллических сторон жизни и незначительных сценок из повседневного быта. И хотя материал для своих картин Корзухин берет по-прежнему из жизни простого народа, эти картины не затрагивают острых проблем.

Субъективно Корзухин предпочитает изображать светлые картины жизни.

Единственную возможность найти живое воплощение положительнного идеала в действительности давал ему обаятельный мир детских образов. Корзухин создал целую галерею детских образов и по праву может считаться одним из наиболее чутких детских психологов в русской живописи.

Возвращение из города. 1870
Холст, масло. 63 x 88 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Корзухин Алексей Иванович
1835 - 1894
Возвращение из города. 1870 Холст, масло. 63 x 88 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

Вспомним картину "Возвращение из города", изображающую крестьянина, отца, привезшего по гостинцу каждому из своих трёх малышей.

Разлука. 1872. Холст, масло. 59 x 77 см   Государственная Третьяковская галерея,   Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Разлука. 1872. Холст, масло. 59 x 77 см Государственная Третьяковская галерея, Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

"Разлука (Отправление кадета в корпус)" прекрасно передающей образ мальчика-подростка, под угловатостью и нарочитой грубостью которого скрывается нежная, ещё детская душа.

Крестьянские девочки в лесу. 1878. Холст, масло. 73 x 46 см                                             Пермская государственная художественная галерея                                                                   Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Крестьянские девочки в лесу. 1878. Холст, масло. 73 x 46 см Пермская государственная художественная галерея Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

"Крестьянские девочки в лесу", изображающую трёх сбившихся в тесную кучу малюток, испугавшихся какого-то лесного шороха.

Петрушка идёт!. 1888. Холст, масло     Саратовский государственный художественный музей                                    Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Петрушка идёт!. 1888. Холст, масло Саратовский государственный художественный музей Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

И наконец образы детей в картинах 90-х - "Петрушка идет", "Птичьи враги".

У краюшки хлеба. 1890
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Корзухин Алексей Иванович
1835 - 1894
У краюшки хлеба. 1890 Холст, масло Государственный Русский музей, С.-Петербург Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

В картине "У краюшки хлеба" замысел картины не ограничивается желанием разжалобить зрителя. Искусствовед В П.Толстой так описывает картину:

"Корзухин не боится живописного богатства, что придает картине мажорное звучание. Полнокровно и жизнерадостно написаны дети: мальчик в красно-розовой рубахе, на его щеках играют теплые красноватые рефлексы, словно яркий румянец, что придает его образу ещё большую живость и обаяние. Живописно трактована наволочка на подушке с её нежными зеленовато-розовыми цветами, положенными легкими мазками, а также зеленоватые рефлексы дневного света на одеяле. Свет, падающий сверху, оживляя всю сцену, заставляет вспыхивать краски в освещенных местах и создает золотые ореолы вокруг детских головок".
Птичьи враги. 1887. Холст, масло                 Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Птичьи враги. 1887. Холст, масло Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

Картины "Птичьи враги" и "Бабушкин праздник" свидетельствуют, что Корзухин владел приемами пленэрной живописи, он умел передавать пейзаж или интерьер, залиты солнцем. Эти картины полны бодрости и радостного, безоблачного настроения.

Бабушкин праздник. 1893. Холст, масло         Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894
Бабушкин праздник. 1893. Холст, масло Корзухин Алексей Иванович 1835 - 1894

Картина "Бабушкин праздник" была последней работой художника. "В ней, - по словам его биографа, - он как бы отразил самого себя. Светлое и мирное настроение... всегда было настроением А.И.Корзухина".

(В статье использованы материалы искусствоведа В П.Толстого о творчестве А.И.Корзухина).

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.