Начало этой истории положила наша славная императрица Екатерина II.
В память о заключении успешного для России Ясского мирного договора, положившего конец русско-турецкой войне 1787—1791 годов, Императрица Екатерина II заказала архитектору Джакомо Кваренги проект павильона «Турецкая баня». Но этот проект не был осуществлён по неизвестным мне причинам.
Спустя полвека внук Екатерины II Император Николай I решил осуществить замысел своей Великой бабушки, благо имелся новый прекрасный повод – сравнительно недавнее окончание уже другой, но также победоносной для России, войны с Турцией 1828—1829 годов и заключению по её итогам Адрианопольского мирного договора.
Первоначально проект павильона «Турецкая баня» был подготовлен в 1848 году архитектором Карлом Росси. Он в своём проекте воспользовался зарисовками бани гарема Старого дворца в Адрианополе, сделанными в 1829—1830 годах по распоряжению Николая I его приближёнными. Помимо сделанных зарисовок по желанию «венценосного заказчика» были также привезены в Россию мраморные детали отделки бани гарема, (вероятно в качестве военного трофея). Их предполагалось использовать в интерьере при строительстве нового павильона. Усилия Карла Росси по созданию проекта оказались напрасными – его проект был отклонён Николаем I, а материалы его были переданы победителю негласного конкурса - тогдашнему главному архитектору Императорских Царскосельских дворцов Ипполиту Монигетти.
Монигетти предлагалось составить свой проект, но обязательно задействовать в нём мраморные детали, элементы декора, привезенные из Адрианополя. Монигетти сам бывал в Турции и в качестве прототипа павильона использовал собственное акварельное изображение (но не бани гарема, как у Росси), а Адрианопольской мечети. Место для постройки павильона (на полуострове Большого пруда) 30 апреля 1848 определил император. Уже в середине мая этого же года архитектор представил Николаю I свой вариант будущего павильона.
В своём проекте Ипполит Монигетти предполагал построить турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной (с фонтаном посередине и балконом), Раздевальной, Большой баней в виде круглого зала с куполом и нишей и с переходом из неё в Малую баню и Горячую баню. Заметим, что купол является обязательным элементом бани-хаммам, позволяющий излишнему водяному пару конденсироваться на его прохладной внутренней поверхности и затем, уже в виде капелек влаги, красиво стекать вниз по стенам. Для получения горячей воды и пара в проекте предусматривался резервуар для воды и топка при нём, а также система подачи воды и пара по помещениям бани. Но на амбициозный и дорогой проект действующей бани то ли в казне не нашлось денег, то ли император разочаровался в идее действующей бани-хаммам. Так или иначе, но только спустя два года (в апреле 1850 года) проект Ипполита Монигетти был утверждён в усечённом виде, без отопления и воды. Идея действующей бани – хаммам была отвергнута и, в итоге, был построен павильон – имитация, внешне похожий на мечеть с минаретом, а внутренне – на баню-хаммам. Впрочем, эти несоответствия отнюдь не уменьшают художественные достоинства оригинального павильона и его изысканного внутреннего убранства.
В процессе работы над проектом Монигетти представил на утверждение Николая I собственные эскизы мебели и украшений, которые он предполагал разместить в Турецкой бане. Император утвердил эскизы и смету, после чего металлическая мебель была заказана в «Гальванопластическом заведении» принца Лейхтенбергского, деревянная мебель — у придворного мастера Готлиба Якобса, а мягкая мебель - у французского мастера Филиппо. Часть предметов была приобретена через магазины, а именно: высокохудожественные комод, столик, табуреты из дерева и инкрустированные перламутром, костью и черепаховым панцирем, фарфоровые и медные позолоченные сосуды, кальян, курильница, кокосовые ложки, украшенные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, перламутровый веер. Всё вышеперечисленные предметы говорят о богатстве и изысканности, высокой художественности убранства Турецкой бани.
К осени 1853 года отделка интерьеров и «меблировка» Турецкой бани были закончены. Так уж сложилось, что Турецкая баня оказалась последним по времени создания павильоном, построенным на территории Екатерининского парка.
После Октябрьской революции 1917 года павильон был законсервирован, но в 1941 году открыт в качестве музея. Во время Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал. В ходе реставраций 1949 и 1953 годов был восстановлен фасад здания. После этого Турецкая баня использовалась в качестве подсобных помещений для лодочной станции. По окончании реставрации 2006—2008 годов, во время которой был восстановлен интерьер, уникальный павильон с размещённой в нём экзотической экспозицией, теперь открыт для осмотра посетителями в тёплое время года.
Теперь мы можем любоваться изысканной и экзотической культурой Востока и представлять, как это было бы интересно очутиться в бане - хаммам - в этих роскошных интерьерах, так как и задумывал Ипполит Монигетти. Может ещё когда-нибудь его проект выполнят полностью? А пока простор, свежий воздух, лёгкое дуновение ветерка с пруда, бескрайнее небо над головой! Любуешься незабываемой величественной панорамой Екатерининского парка, широтой и гладью Большого пруда!