Молодому итальянскому стекольщику Винченцо Перуджиа невероятно повезло. Он устроился на работу не куда-нибудь, а в сам Лувр! Работать со знаменитыми шедеврами, касаться полотен великих мастеров - великая удача. Пусть он живет в небольшой квартирке в небогатом округе Парижа, где не развернуться, это все мелочи. Лувр - вот его место силы.
Итальянский мастер
Винченцо с 12 лет работал в Милане маляром и стекольщиком. Из-за отсутствия работы он решил эмигрировать во Францию, и в 1908 году, в возрасте 27 лет, он приехал в Париж. Эмигрантская жизнь оказалась нелегкой. Отравление свинцом, содержащимся в красках, антиитальянская ксенофобия, безденежье - по началу Винченцо пришлось очень туго.
В то же время, в начале XX века, несколько картин в Лувре стали жертвами психически больных людей. И руководство музея приняло решение защитить 1600 наиболее значимых произведений с помощью стекла. Эта работа была поручена дому Гобье, который предоставлял свои услуги музею уже в течение семидесяти лет. Эта стекольная компания наняла для этой работы пятерых рабочих, в том числе Винченцо Перуджиа. Известный своими профессиональными качествами, вскоре он стал единственным, кто вырезал и полировал стёкла для итальянских полотен. Конечно, у него появилась уникальная возможность любоваться шедеврами в одиночестве, лицом к лицу. И он научился легко снимать полотна с рам...
Кража Джоконды
Лувр. Он уже знает это место наизусть. Воспользовавшись тем, что музей закрыт для посетителей, в 7 часов утра в понедельник, 21 августа 1911 года, Винченцо Перуджиа беспрепятственно подходит к Джоконде и завороженно смотрит на неё. Через несколько минут он берёт картину, ловко снимает полотно, прячет его под свою рабочую одежду, избавляется от рамы и стекла и спешит домой, в десятый округ Парижа. Дома, в крошечной комнате, он прячет полотно под кровать… Начиная с этого дня, шедевр Леонардо да Винчи будет лежать под кроватью Винченцо более двух лет.
Он приходит домой с картиной никем незамеченный, и затем, с взъерошенным видом, притворяясь, что упал с кровати, говорит консьержу: «Мамма миа, я опаздываю, вчера у нас была вечеринка», и у него есть алиби! (Сильвио Перуджиа, внук Винченцо Перуджиа)
Через несколько часов Луи Беру, художник и завсегдатай музея, приходит в Лувр, чтобы писать Мону Лизу с натуры. Можно представить его изумление, когда, вместо привычной картины, он видит на стене пустое место!.. По тревоге подняты все службы, идёт допрос всех сотрудников и прочесывание всех архивов. В итоге найдены только рама и стекло от картины, но само полотно бесследно исчезло.
На допросе вместе с другими сотрудниками Лувра Винченцо сообщил полиции свое алиби, которое приняли, и его отпустили.
Расследование
Новость о краже шедевра мгновенно разлетается, и весь Париж только об этом и говорит. В расследовании принимают участие 60 инспекторов полиции, но тщетно. Вора и полотно найти невозможно. Рассматривается несколько версий произошедшего, вплоть до того, что в краже подозреваются Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер!
Мона Лиза становится самой разыскиваемой женщиной в мире. Тому, кто вернёт ее в Лувр, обещают награду.
Но проходит два года, и Франция признаёт, что безвозвратно потеряла своё сокровище...
Все это время полотно хранится под кроватью Винченцо. Со временем, когда расследование уже по факту сошло на нет, Винченцо стал спокойно жить обычной жизнью, как будто ничего не произошло. И он начал думать о том, как продать картину.
Раскрытие преступления
Винченцо хочет продать картину не куда-нибудь, он хочет привезти ее домой, в Италию.
В 1913 году он приезжает с картиной во Флоренцию и поселяется в отеле. Там он связывается с торговцем антиквариатом Альфредо Джери. 10 декабря антиквар приезжает в отель к Перуджиа вместе с директором галереи Уффицци. Отметив подлинность картины, они обращаются в полицию. Винченцо Перуджиа арестовывают.
На суде он показал, что действовал чисто из патриотических соображений. Он хотел вернуть Джоконду в Италию. В итоге он получил год тюрьмы.
Джоконда была торжественно возвращена на своё место в Лувр, где ее можно видеть и по сей день.
При написании статьи использовались материалы из французской прессы.