Танкостроение в СССР развивалось семимильными шагами, но, к сожалению, далеко не все проекты танков далось довести до ума к началу Великой Отечественной войны, а потом стало не до новых образцов – в основном переключились на производство проверенных образцов. К таким, в сущности, неплохим проектам относится и КВ-220, который должен был стать еще более защищенным и с мощной пушкой танком, чем КВ-1.
КВ-1, при всех своих недостатках, был к 1941 году «королем» поля боя – толстая броня и неплохая пушка позволяла расстреливать немецкие танки с безопасной дистанции. Однако все понимали, что немцы вскоре отправят на фронт не менее защищенные тяжелые танки, и преимущества КВ-1 сведутся к нулю.
В июне 1940 года вышло постановление Совнаркома СССР с задачей создать проекты и произвести четыре тяжелых танка на основе КВ-1, при этом новые танки должны превосходить защиту и огневую мощь танка КВ-1. Почему четыре образца?
Дело в том, что планировалось создать два танка с толщиной брони до 90 мм (обозначение Т-150) и двумя разными пушками – калибра 76мм и 85 мм, два других танка должны были иметь броню в 100 мм (обозначение Т-220 или КВ-220) с такими же пушками. Четыре танка должны были быть готовы к 1 ноября, и из этой четверки планировалось выбрать наиболее идеальные и совершенные. Разработкой танка занимались в СКБ-2 Кировского завода конструктор Ж.Я. Котин, ведущий инженер Л.Е. Сычёв, а затем Б.П. Павлов.
Однако сроки затянулись, и к декабрю были готовы лишь два танка:
1. Т-150 с 90 мм броней и пушкой Ф-32 76 мм;
2. Танк Т-220 или КВ-220, с толщиной брони 100 мм и пушкой Ф-30 85 мм.
КВ-220 хоть и был сработан на базе КВ-1, однако из-за увеличенной толщины брони и условии сохранения внутреннего объема бронекорпуса, сильно изменились массогабаритные характеристики.
Поскольку масса танка должна была возрасти до 62-63 тонн, танку требовался более мощный двигатель, соответственно – более просторный моторный отсек. В КВ-220 установили дизель В-5 700 л.с., вместо 500-сильного у КВ-1 (по другим данным был установлен двигатель В-10 850 л.с.). Это повлияло на длину танка – 8830 мм против 6675 мм у КВ-1, ширина так же увеличилась, но незначительно – 3410 мм против 3320 мм. В высоту КВ-220 также «подрос» 3110 мм против 2710 у КВ-1.
Мощности двигателя хватало разгонять танк до 35 км/ч по шоссе и до 22 км/ч по пересеченной местности. Хотя удельная мощность была весьма скромной 11-12 л.с. на тонну, но и не сильно отставала от того же «Тигра» с 11,9-12,9 л.с.
С внедрением пушки Ф-30 85-мм случились проблемы, в башню КВ-1, которая планировалась использоваться на КВ-220, не влезала казенная часть, так что было принято решение разработать новую башню.
Толщина лобовой брони корпуса составила 100 мм, борта и корма также по 100 мм. Лоб башни – 90 мм, борта и корма – 75 мм, днище 30-40 мм. В корме башни был предусмотрен люк для обслуживания орудия и загрузки боекомплекта.
Боекомплект составлял 91 унитарный снаряд и 4032 патрона в 64 дисках к трем пулеметам ДТ 7,62 мм. Пулеметы: один спаренный с пушкой, второй на турели командирской башенки, третий в шаровой установке в лобовой части корпуса.
Собственно, по характеристикам танк был хорош, однако во время испытаний в конце января 1941 года случилась серьезная поломка двигателя, ремонт и доводка заняли несколько месяцев. К тому же орудие танка, пушка Ф-30 была сырой и требовала доводки. В результате пушку так и не удалось приделать к КВ-220.
А в марте 1941 года ситуация поменялась – на базе КВ-220 решили создать еще более мощный танк – КВ-3, с толщиной брони 115-120 мм, и пушкой ЗИС-6 107-мм.Такое решение было вызвано разведданными, согласно которым стало известно о поступлении на вооружение Вермахта новых тяжелых танков с мощной броней. КВ-220 нагрузили до 70 тонн – предполагаемый вес КВ-3, заменили двигатель на более мощный 850-сильный В-2СН, и начали испытания. Которые прервались началом войны.
Опытные образцы так и остались на Кировском заводе, а в октябре 1941 года было решено переставить на КВ-220 башню от серийного КВ-1 и отправить их на фронт. Так КВ-220 с башней от КВ-1 отправился в 124 танковую бригаду, и о дальнейшей судьбе танка можно узнать из воспоминаний комбрига 124-й бригады Д.И. Осадчего:
Правда, непонятно, почему Осадчий говорит о 100-тонной машине, КВ-220 хоть и был тяжелым, но все же не дотягивал даже до 70-ти тонн. Вероятно, просто ошибался.