Теории о времени образования церкви
Реформистская – Церковь была начата во времена Ветхого Завета. Основана на аллегорическом истолковании пророчеств и на приравнивании Церкви и Израиля.
Традиционный диспенсационализм – Церковь зародилась в день Пятидесятницы. Данная точка зрения основана на последовательном историко-грамматическом подходе к истолкованию Писания от начала до конца.
Прогрессивный диспенсационализм – Церковь начала свое существование в момент вознесения Христа.
Крайний диспенсационализм – Церковь зародилась, когда Павел стал проповедовать Евангелие язычникам.
Библейский анализ теорий о времени образования Церкви
Так как Церковь была тайной (не явленной) в Ветхом Завете, то она не могла существовать во времена Ветхого Завета. (Еф. 3:3–6; Кол. 1:26–27; Рим. 11:25; Еф. 1:9–10; 6:19).
В Евангелиях ожидали появления Церкви, как будущего события (Мф. 16:18). Из 114 случаев использования слова экклесия только три раза оно используется в Евангелиях (Мф. 16:18;18:17), следовательно, её не было во время служения Христа на земле.
Церковь была основана на том, что совершил Христос (Еф. 1:19–23; 5:25–27), поэтому будет логичным сделать заключение, что Церковь основана после искупительного подвига Христа.
Так как человек становится частью Церкви посредством крещения Духом, и так как Святой Дух особым образом сошел лишь в день Пятидесятницы, Церковь была основана в день Пятидесятницы (1 Кор. 12:13; Деян. 1:4–5; 2:4).
Переходный период книги Деяния апостолов
Книга Деяния апостолов описывает события, имевшие место в уникальный период истории. Это переход от ветхозаветной схемы взаимоотношений Бога с людьми к новозаветной схеме, то есть завершение первой фазы взаимоотношений Бога с Израилем и начало взаимоотношений Бога с Церковью. Таким образом, не все то, что описано в книге Деяния апостолов: наличие апостолов, общинный социальный строй и так далее, обязательно должно продолжаться в жизни церкви всех времен.
Рассмотрим пять неповторимых событий переходного периода.
- Сошествие Святого Духа: ожидание в Ветхом Завете (Иоиль 2:28; Иез. 36:27; Втор. 30:6); пророчество Иоанна Крестителя (Мф. 3:11; Лк. 3:16); обещание Иисуса (Ин. 7:37–39; 14:16–17; 16:7–15); исполнение обетования в день Пятидесятницы (Деян. 2:1–4).
- Переход от однонародной церкви к международной: вначале церковь состоит только из иудеев (Деян. 2:5, 22), а затем произошло включение в церковь самарян (Деян. 8:1, 5, 14–17) и включение в церковь язычников (Деян. 10:1–5, 45–48).
- Окончание периода закона Моисея:язычники стали частью церкви (Деян. 10 гл.); иудейские руководители церкви принимают язычников в церковь (Деян. 11 гл.); Иерусалимский собор, на котором утверждается, что спасение дано язычникам по благодати (Деян. 15 гл.); разрушение Иерусалимского храма (70 год н. э.) ознаменовало окончание системы жертвоприношений; иудействующие в ранней церкви названы лжеучителями (Гал. 1:6–9; 3:1–5; 5:1–4; Флп. 3:2).
- Развитие поместных церквей: миссионерская деятельность и послания апостолов (Тит. 1:5). В начале церкви развивались под властью апостолов. С завершением эры апостолов какой-либо библейски обоснованной надцерковной власти не существует.
- Необходимость временных даров для подтверждения апостольства (чудеса, знамения, исцеления, языки 2 Кор. 12:12), а также необходимость апостолов как особых служителей для руководства церквями в период формирования Нового Завета (Еф. 2:20).