Найти в Дзене
Старый скрипторий

Не верь глазам своим (лживые камни)

В первой четверти XVIII века в г.Вюрцбург проживал профессор медицины Иоганн Берингер. Профессор был набожным христианином и человеком верующим оставаясь, при этом ученым в полном смысле этого слова. Помимо медицины наш профессор страстно интересовался окаменелостями и артефактами, на которые был богат Баварский Вюрцбург, город с бурной историей. Город, в котором состоялся первый германский рыцарский турнир, свадебная резиденция императора Фридриха Барбароссы, город - оплот контрреформации под властью клерикалов вплоть до XVIII века. Город, в котором заседал рейхстаг, изгнавший Генриха Льва. Наш профессор (судя по отзывам современников) был человеком заносчивым, упорным и самовлюбленным, а также очень уверенным в себе, своих знаниях и талантах. В 1725 году «любимые» студенты преподнесли Берингеру камни с выгравированными на них изображениями зверей, насекомых, пауков, букв древних языков (древнееврейского и латыни) а также прочих различных символов, на некоторых камнях были представл
Изображение "лживых камней"
Изображение "лживых камней"

В первой четверти XVIII века в г.Вюрцбург проживал профессор медицины Иоганн Берингер. Профессор был набожным христианином и человеком верующим оставаясь, при этом ученым в полном смысле этого слова.

Помимо медицины наш профессор страстно интересовался окаменелостями и артефактами, на которые был богат Баварский Вюрцбург, город с бурной историей. Город, в котором состоялся первый германский рыцарский турнир, свадебная резиденция императора Фридриха Барбароссы, город - оплот контрреформации под властью клерикалов вплоть до XVIII века. Город, в котором заседал рейхстаг, изгнавший Генриха Льва.

Наш профессор (судя по отзывам современников) был человеком заносчивым, упорным и самовлюбленным, а также очень уверенным в себе, своих знаниях и талантах.

В 1725 году «любимые» студенты преподнесли Берингеру камни с выгравированными на них изображениями зверей, насекомых, пауков, букв древних языков (древнееврейского и латыни) а также прочих различных символов, на некоторых камнях были представлены целые сюжеты (например улыбающееся солнце). Впоследствии профессор обнаружил такие же камни на горе Айбельштадт, куда часто отправлялся на поиски окаменелостей.

Берингера осенило - он объявил камни доказательством проявления «силы Божией» и написал о них в 1726 году ставший известным в Европе научный труд: «Lithographiæ Wirceburgensis», где описывал более нескольких сотен найденных им камней. Монография профессора стала печально известна с неожиданной стороны, а имя профессора обессмертила.

Необходимо сделать важное важное уточнение профессор считал что камни – результат «божественного промысла» (короче говоря, их господь Бог создал лично, если коротко). Берингер считал их окаменелостями, обозначая при этом, что они принципиально отличаются от всех ранее встречавшихся окаменелостей, назвая их - иконолиты (Iconolithes). Отдавая все силы и время изучению камней профессор приходил в восторг от мысли, что на его долю выпало великое открытие. Коллеги Берингера по Вюрцбургскому университету — географ и математик Игнац Родерик и историк, главный библиотекарь университета Георг фон Экхарт поначалу поддерживали его начинание, разделяли его восторг от открытия, но по мере приближения книги к печати их настроение изменилось, они пытались отговорить профессора от публикации книги, якобы пытались даже сообщить ему что камни вырезаны из известняка ножом. Профессор эпично все предупреждения проигнорировал.

И вот когда книга была напечатана и разослана (в том числе епископу Вюрцбургскому) был найден последний камень (он к сожалению не сохранился) на котором было высечено «Берингер – дурак» (есть вариант текста без ругательства). Разразился скандал. Дело дошло до суда.

Выяснилось, что «шутниками» являлись его коллеги Родерик и Экхарт, решившие отомстить Берингеру за его надменность и самоуверенность. Именно они организовали создание камней и их подбрасывание на Айбельштадт, затем первоначально делали вид, что поддерживают идею Берингера и его «великое» открытие.

Последовавший скандал не только разрушил репутацию Берингера — оба мистификатора тоже были дискредитированы, Родерик покинул город, а Экхарт лишился занимаемого поста.

Эти находки теперь называются «Lügensteine» («лживые камни»), некоторые сохранились и экспонируются в нескольких музеях мира.

«Лживые камни» приводятся как хрестоматийный пример отсутствия критического подхода к обнаруживаемым артефактам, «древностям» и прочим «революционным» находкам.