Замечательная советская актриса Татьяна Доронина принадлежала к числу театральных небожителей. В очередь за Татьяной Васильевной выстраивались не только поклонники, но и кинорежиссеры. Она же, выбирала только те роли, которые не могли стать проходными по определению. Поэтому к началу 70-х звезда стала дважды подряд лучшей артисткой года по версии журнала "Советский экран".
И вот, Татьяна Васильевна доросла до того, чтобы фактически стать продюсером новой картины. Конечно, в советское время не было такой должности и на этапе создания фильмов киноделам нужно было пройти кучу согласований. В том числе беспощадную цензуру чиновников от Госкино.
Однако у Татьяны Дорониной был большой авторитет, что позволило ей способствовать созданию гениального фильма о жизни простых деревенских людей. Не создать пустышку ради еще одной "удобной" главной роли, а раскрыть многогранный характер русской женщины. Той, которая имеет большое сердце и всеобъемлющее терпение.
Однажды Татьяна Васильевна наткнулась в журнале "Огонек" на повесть "Мачеха", написанную провинциальной писательницей Марией Халфиной. Женщина сама была родом из села и в своих книгах рассказывала о жизни в советской глубинке без прикрас, ничего не выдумывая. История необразованной селянки, которая смогла проявить высокий уровень эмоционального интеллекта, поразила Доронину до глубины души.
Тогда Татьяна Васильевна поняла, что сама сможет сыграть роль Шуры Олеванцевой – женщины с непростой судьбой...
Поначалу в жизни сельской супружеской пары все складывалось отлично. Шура любила своего мужа Павла, и даже могла бы причислить себя к разряду избранных. Пока другие бабы страдали с мужьями-алкоголиками или изнывали от одиночества, дом главной героини был полной чашей. Подрастали двое прекрасных детишек, мужу квартиру от совхоза выделили за хорошую работу. Живи, да радуйся!
Но, как это часто бывает, после белой полосы наступила черная. Счастье Шуры омрачило письмо с Севера, в котором говорилось о внебрачной дочери Павла. Было дело, нагулял по молодости. А теперь мать восьмилетней Светы скончалась от тяжелой болезни.
Конечно, новость о тайнах мужа больно ударила по самолюбию главной героини. А тут еще мать в ухо зудит: "Разобьет эта девка ваше семейное счастье, так и знай! Лучше сдай ее в детдом". Любая другая женщина отказалась бы принимать чужого ребенка в семью, где есть уже двое своих.
Но приняв сторону Павла, героиня рискнула и согласилась стать для Светочки мачехой. А дальше история рассказывает о том, как с помощью огромного сердца даже самую колючую колючку можно превратить в благоухающий цветок.
Мачеха в фильме показана, вопреки веками складывающимся стереотипам, согласно которым детей делят на "своих" – любимых и "чужих" – ненавистных. Героиня фильма через страдания и проблемы сама проходит ментальную трансформацию. Это заставляет измениться и молчаливую угрюмую Свету. В трогательной финальной сцене девочка называет Шуру "мамой".
Зрители, которые выходили из кинотеатров в 1973 году, вытирали глаза от слез. Все они, как один, испытали настоящее эмоциональное потрясение. Немудрено, что за роль в фильме "Мачеха" Татьяна Доронина в третий раз в своей карьере была признана лучшей артисткой года.
Кстати, некоторых партнеров по фильму актриса выбирала сама. Например, роль Павла исполнил коллега звезды по театру БДТ Леонид Неведомский. Во время съемок Доронина занималась с маленьким актерами и буквально настраивала весь актерский состав под свое звучание. Была этаким своеобразным камертоном.
Вот почему фильм о судьбах простых селян получился таким успешным и аутентичным. В первые несколько месяцев после выхода в прокат фильм посмотрело 30 миллионов зрителей.
Критики же в один голос говорили, что в этом фильме Татьяна Доронина сыграла саму себя и смогла открыть зрителю новую грань своего величайшего таланта.