Россия, Которую Мы Потеряли...
6 августа (25 июля) 1877 года столичный градоначальник генерал-адъютант Фёдор Трепов инспектировал Дом предварительного заключения на Шпалерной улице. Здесь он встретил в прогулочном дворике осуждённого на 15 лет каторги народника Боголюбова. Тот, как того требовали тюремные правила, снял шапку и поклонился генералу. Это называлось в дореволюционной России «ломать шапку» перед начальством. Через несколько минут Трепов повторно встретил Боголюбова, и во второй раз подобострастно сдёргивать шапку перед его превосходительством тот посчитал уже излишним. В конце концов, ведь, встречаясь с обычным человеком дважды на дню, мы не здороваемся с ним во второй раз! Вспыльчивый генерал разгневался, сбил шапку с узника, закричав: «Шапку долой!» и приказал выпороть арестанта. Правда, он попросил пока повременить с исполнением наказания, а сам покинул тюрьму. Распоряжение его было формально незаконно, так как нарушало закон о запрете телесных наказаний от 17 (29) апреля 1863 года, и сам он в нём сомневался, так что отправился к высокому начальству с вопросом, можно ли сечь. Министр юстиции граф Пален на вопрос градоначальника наставительно ответил: «Высечь не только можно, но и нужно, я вам, как министр юстиции, разрешаю». После чего Трепов отдал распоряжение привести приказ о наказании Боголюбова в исполнение.
Боголюбова высекли, причём он сам во время экзекуции не издал ни звука, а вся тюрьма кипела возмущением. (Боголюбов позднее заболел душевным недугом и через несколько лет умер).
На следующий день незаконность его распоряжения разъяснил Трепову вице-директор департамента Министерства юстиции Анатолий Кони. Тот растерянно отвечал: «Помилуйте, когда министр юстиции не только советует, но почти просит, могу ли я сомневаться? Я солдат, я человек неучёный, юридических тонкостей не понимаю! Эх, зачем вас вчера не было?!».
И.Е. Репин. Портрет А. Ф. Кони. 1898
История эта имела продолжение в виде выстрелов Веры Засулич в Трепова и её последующего оправдания за покушение. (Кони, кстати говоря, председательствовал на суде, где была оправдана Засулич). А генерал пулю Засулич носил в своём теле до конца жизни, и она немало его мучила...
Вера Засулич и генерал Фёдор Трепов (старший)
Но вернёмся к «старинному красивому обычаю» ломать шапки перед начальством. Революция эту дивную традицию вовсе упразднила. Посмотрим на картины или фотографии с изображениями главы революционного правительства и простых людей — рабочих, крестьян.
Д. Налбандян. В.И.Ленин и Н.К.Крупская среди крестьян деревни Кашино в 1920 году. 1985. Есть и фотография Ленина и Крупской среди крестьян деревни Кашино, она подтверждает то, что изобразил художник
Кто-нибудь ломает перед Владимиром Ильичём шапку? Нет, все или почти все спокойно стоят перед ним в головных уборах. Выражения «ломать шапку» и «шапки долой!» в советских словарях снабдили пометкой «устар.». И в наше время никому уже не приходит в голову, что это — тоже завоевание революции, за которое заплачено и трагической судьбой Боголепова, и риском на грани самопожертвования Веры Засулич, и её пулей, которую до гроба таскал в себе Трепов, и ещё многим...
Кстати, революция отменила ещё огромное множество всяких унизительных, бытовых мелочей, густой паутиной опутывавших каждого простого человека. Например, Корней Чуковский отмечал, что революция упразднила «такие подобострастные формулы, утверждавшие неравенство людей, как милостивый государь, господин, ваш покорный слуга, покорнейше прошу, покорнейше благодарю, соблаговолите, соизвольте, извольте, честь имею быть и т. д. А также: ваша светлость, ваше сиятельство, ваше благородие, ваше высокопревосходительство (сохранившиеся у нас лишь в языке дипломатов) и т. д. Уничтожено унизительное слово прошение.
Вместо чернорабочий стали говорить разнорабочий...»
Впрочем, история с ломаньем шапок имела ещё постскриптум. Илья Эренбург писал в газете «Красная звезда» в конце 1941 года:
«По-разному складывались судьбы народов. Итальянцы, поляки, сербы, греки хорошо знают, что такое национальный гнёт. Русский народ много пережил на своём веку. Он знал опричнину и крепостное право. Он знал голод, войны, мор. Но никогда он не знал национального унижения. Никогда русских не попрекали за то, что они русские. Презренный Гитлер решил посягнуть на русскую честь, на русскую гордость.
Передо мной грязная бумажка — приказ германского коменданта города Красноармейска.
«24 октября 1941 г.
Приказ.
Гражданское население города Красноармейска, встречая германского военнослужащего, должно приветствовать его путём снятия головного убора.
Все лица, неподчинившиеся этому распоряжению, будут наказаны, согласно германским военным законам».
По улице идёт немецкий солдат. Он только что ограбил чей-то дом. Из его карманов торчат серебряные ложечки и дамская кофта. От него разит шнапсом. Этот мерзавец убил раненого русского. Он весело насвистывает «Ах, майя Пупхен». И вот перед ним ломать шапку? Перед его начальником обер-лейтенантом, двуногим зверем, который пытает арестованных? Перед всей окаянной немчурой?
Они наводят револьверы: «Снимай шапку, не то застрелю!». Потом они умилённо пишут в своих газетах: «Русские приветствуют немцев, обнажая головы». Им мало убить — они хотят ещё унизить.
Они не знают русской души. Мы всё им припомним. Мы им припомним не только разрушенные города, мы им припомним и нашу смертельную обиду. Шапками они не отделаются — придётся им расплачиваться головой».
Удивительным образом текст Эренбурга перекликается с рисунком Кукрыниксов и сатирическими стихами к нему Самуила Маршака за тот же 1941 год:
Днём фашист сказал крестьянам:
«Шапку с головы долой!»
Ночью отдал партизанам
Каску вместе с головой.
Можно было бы подумать, что идею для рисунка и подписи к нему художникам и поэту подсказала именно статья Эренбурга. Но нет, это не так, потому что произведение «Маршкукрыниксов», как оно было подписано, появилось в «Правде» за 9 сентября 1941 года, раньше, чем статья Эренбурга в «Красной звезде». Получается, что одна и та же мысль, с одним и тем же выводом, приходила в головы совершенно разным людям...
Многое из того, что, казалось бы, навсегда было отправлено революцией в небытие, воскресло в нашей жизни после контрреволюции начала 1990-х годов. Обращение «господин». Титулования... положим, они вернулись ещё не во всей своей старорежимной красе, но судей уже три десятка лет титулуют подобострастным феодальным титулом «Ваша Честь!». Кое-где в бывшем СССР воскресло даже целование руки больших начальников. Ломание шапок перед начальством, в том числе просто перед богатеями, тоже входит в оборот...
Что ж, пусть те господа, которым нравится видеть перед собой обнажённые и покорно склонённые головы «простонародья», припомнят, чем за этот милый, невинный пустячок пришлось расплатиться их предшественникам, в 1917 и 1941-1945 годах. Рисунок «Маршкукрыниксов» им в помощь...