Найти в Дзене

Менеджер по закупкам и категорийный менеджер: в чём разница

Многие компании позиционируют вакансию "категорийный менеджер" как работу с закупками, хотя это не совсем верно. Категорийный менеджер ответственен за управление товаром и стратегическое развитие ассортимента, в то время как менеджер по закупкам занимается непосредственно закупками. Таким образом, работа категорийного менеджера охватывает более широкий процесс, в котором закупки являются только одной из его задач. Управление ассортиментом основывается на исследованиях поведения потребителей и спросе. Закупки планируются, составляются товарные матрицы, оцениваются риски и составляется график поставок. Централизованное управление закупками объединяет товары в категории, планирует, контролирует и анализирует эффективность продаж по категориям. Ценообразование основывается на предыдущих данных, учитывая затраты, цены конкурентов и покупательский спрос. Анализируется прибыльность каждой товарной группы. Для компании важно, чтобы менеджеры по закупкам были мотивированы на быстрые сделки. Поэ
Оглавление

Многие компании позиционируют вакансию "категорийный менеджер" как работу с закупками, хотя это не совсем верно. Категорийный менеджер ответственен за управление товаром и стратегическое развитие ассортимента, в то время как менеджер по закупкам занимается непосредственно закупками. Таким образом, работа категорийного менеджера охватывает более широкий процесс, в котором закупки являются только одной из его задач.

-2

Управление ассортиментом основывается на исследованиях поведения потребителей и спросе. Закупки планируются, составляются товарные матрицы, оцениваются риски и составляется график поставок. Централизованное управление закупками объединяет товары в категории, планирует, контролирует и анализирует эффективность продаж по категориям. Ценообразование основывается на предыдущих данных, учитывая затраты, цены конкурентов и покупательский спрос. Анализируется прибыльность каждой товарной группы.

Для компании важно, чтобы менеджеры по закупкам были мотивированы на быстрые сделки. Поэтому поставщики могут предложить различные бонусы, такие как отгрузка товара в сжатые сроки или отсрочка по оплате. Однако, такие договорённости могут привести к завышенной стоимости товара.

Категорийный менеджер также обращает внимание на выходную стоимость товара, его цену на полке и инструменты, используемые при продаже. Механизм закупок согласуется с отделами логистики, маркетинга, продаж и бухгалтерии. Это позволяет компании получить более сбалансированный ассортимент, снизить процент неликвида и достичь оптимальной стоимости.

-3

Категорийный менеджмент — это система управления ассортиментом и товарным пространством, которая предполагает объединение схожих продуктов в категории. При формировании товарных категорий необходимо учитывать предпочтения покупателей, а не удобство закупщика. Категорийный менеджер выполняет пять шагов в процессе работы с товарами: принимает решение о закупке товара, определяет каналы закупки и продумывает механизм ценообразования.

Компаниям позволяет концепция с применением категорий эффективнее работать и экономить при закупках значительные суммы. Она принимает решение о способах и каналах продвижения, а также решает, развивать или сворачивать тот или иной ассортимент.

-4

Розничная торговля представляет наиболее широкий спектр категорийного менеджмента. В многих других сферах, таких как косметическая отрасль, медицина, техника и т. д., такие методики также широко применяются. Если компания имеет широкий ассортимент товаров, то полезно иметь в штате специалиста по категорийному менеджменту.

В компаниях с классическими механизмами товаро- и ресурсооборота отделы распределяют роли между собой. Отдел продаж занимается продажами, отдел маркетинга осуществляет продвижение, а отдел закупок проводит закупки. Менеджер по закупкам отвечает за наличие товара на складе, однако дальнейший путь лежит вне его компетенции.

От приобретения до реализации товаров полностью контролирует категорийный менеджер. Он отвечает за поступление товара в компанию, принимает решения по ассортименту, закупочным и отпускным ценам, маркетинговым активностям, а также за реализацию приобретенных товаров.

Закупочные процедуры составляют примерно от 40 до 60% рабочего времени категорийного менеджера. В случае небольших компаний он может самостоятельно осуществлять закупки, в то время как в крупных компаниях он контролирует работу закупщиков. Основная задача заключается в непрерывном анализе ассортиментной матрицы и поиске слабых мест и потенциальных возможностей для роста.
Категорийный менеджер имеет ещё один плюс - он способен устранить противоречия между отделами закупок и продаж, которые, как правило, работают автономно, имеют разные цели и часто конфликтуют между собой. Например, возникают споры о том, кто должен нести ответственность за неликвиды.

Если товар становится неликвидом, категорийный менеджер находит способы его продажи через проведение промо-акций или возврата поставщику.

-5

Подписывайся на нас, чтобы ничего не пропустить из сферы госзакупок!

А также подписывайся на наши социальные сети, чтобы получать больше полезного контента!

ВКонтакте: https://vk.com/goszakupkipro

Telegram: https://t.me/ed2btrading

TenChat: https://tenchat.ru/progoszakupki

Читайте другие мои статьи:

Как анализировать документы о закупках? • Документация заказчика по 44-ФЗ
Госзакупки и Тендеры | Авторский блог28 июля 2023
Как проанализировать документы заказчика на площадке? • Анализ документов заказчика
Госзакупки и Тендеры | Авторский блог27 июля 2023
Отмена закупки заказчиком: случаи, когда отмена легализована
Госзакупки и Тендеры | Авторский блог21 июля 2023