Найти тему
Старый скрипторий

Почти "Спящая красавица" (о пользе современной медицины)

Пронтозил и Герхард Домагк
Пронтозил и Герхард Домагк

Все мы привыкли в повседневной жизни к антимикробным препаратам и не считаем их чем-то особенным, но так было не всегда.

В конце XIX века отсутствие эффективной антимикробной терапии было бичом. Крымская, Франко-Прусская, колониальные войны показали, насколько катастрофичны могут быть последствия.

Наука и медицина пытались найти выход. Во второй половине XIX века была сделана масса открытий, однако искомого лекарства все-таки не было.

Неудивительно, что именно в Германии обладавшей великолепной химической и фармацевтической промышленностью был найдет первый уверенный ответ. Был синтезирован пронтозил (C12H13N5O2S) – препарат из группы сульфаниламидов.

Открытие этого препарата положило начало новой эре в медицине, продемонстрировав возможности антимикробной химиотерапии, что позволило со временем сохранить (без преувеличения) сотни миллионов жизней.

Создатель этого препарата Герхард Домагк родился на территории современной Польши. Добровольцем прошел всю Первую мировую войну в качестве военного медика. Обучался в Кильском и Грайфсвальдском университетах. В 1925 году получил звание профессора, перейдя в Вестфальский университет. Именно тогда он занял должность в лаборатории концерна IG Farben. В условиях Веймарской Германии, это было важно. Обретя «почву» под ногами он женился на Гертруде Штрюбе, со временем у них родилось три сына и дочь, которую назвали Хильдегардой.

Используя наработки своих учителей и коллег Домагк выдвинул гипотезу, что антибактериальный препарат можно изготовить на основе красителей, которые производились концерном IG Farben Работы начались – направление было выбрано верно. Через несколько лет в целом была найдена формула, работы близились к завершению.

В один из дней в 1932 года Герхард Домагк вернулся домой и узнал, что его любимая четырехлетняя дочь уколола палец, и к моменту его прихода домой температура девочки составляла 40C (она находилась в жару и начинала бредить). Палец был раздут – вызванный врач диагностировал заражение крови (предположительно стрептококковая инфекция). Герхард Домагк вернулся в лабораторию концерна IG Farben на свое рабочее место где и совершил научный и родительский подвиг. К этому дню он имел три группы лабораторных мышей с зафиксированными реакциями на прототип лекарства. Но расчет дозировки требовал колоссального времени и лабораторных опытов. За одну ночь отец изготовил для дочери лекарство, рассчитав объем, требуемый для излечения маленькой девочки. Работа, на которую требовались месяцы, он провел за часы. Утром он вернулся домой и сделал один единственный укол дочери. На вопросы врача «что это», Домагк ответил – «новое лекарство». Риск был чудовищный, но он оправдался. 10 грамм введенного лекарства сработали.

После была личная встреча с главой концерна Дуйсбургом который выразил восхищение поступком Герхарда, сообщил о том, что за открытие замечательного лекарства концерн благодарит создателя и его коллег, но права на формулу принадлежат концерну. Также Домагк был извещен о том, что формула лекарства не должна быть раскрыта и является коммерческой тайной концерна.

После чего IG Farben по космическим ценам приступил к реализации лекарства в котором нуждались десятки и сотни миллионов. Фронтовик и военный медик Домагк все понял верно. И как считается, начал саботировать дальнейшие работы по улучшению лекарства, понимая, что приобрести его мало кто сможет. Есть косвенные данные, что работы Домагка подтолкнули вектор исследования пенициллина (препарата принципиально иного типа) в рамках его «саботажа».

В 1939 году Герхарду Домагку была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине с формулировкой «за открытие антибактериального эффекта пронтозила». После чего он был на неделю помещен в гестапо (на тот момент гражданам Рейха было запрещено принимать премию). В 1947 году Герхард Домагк все-таки получил причитающуюся ему нобелевскую премию (только диплом). Он сменил область своих исследований, занявшись изучением туберкулёза и применением химиотерапии в лечении онкологических заболеваний. Домагк умер в местечке Бургберг близ Кёнигсфельда в 1964 году.