4K подписчиков

Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Что запомнилось мне?

417 прочитали

О главной летней выставке Москвы "После импрессионизма" в ГМИИ Пушкина (открылась 18 апреля, закроется 24 сентября) не высказался только ленивый, поэтому таким дилетантам, как я, можно не пытаться изображать из себя доморощенных искусствоведов. Желающие познакомиться с замыслом и смыслом выставки без труда могут найти на youtube запись кураторской экскурсии Доронченкова по выставке или послушать соответствующий выпуск подкаста "Зачем я это увидел?" на Арзамасе. Я же расскажу о том, что запомнилось и понравилось мне. В искусстве я разбираюсь плохо, но очень люблю живопись и могу застрять на хорошей выставке на долгие часы!

Афиша выставки на здании музея
Афиша выставки на здании музея

Итак, "После импрессионизма". С первого по третий этаж мы проходим разные залы, один за другим, и наглядно видим открытый и живой диалог русских и зарубежных художников. Русские художники внимательно смотрят на мировое искусство, заимствуют из него приёмы и сюжеты, пробуют их, внедряют в свою практику или отказываются от них. Процессы эти сложные и нелинейные, но в итоге приводят они к тому, что у нас появляется тот самый выдающийся авангард. По каким признакам можно все это увидеть? Вот этот пример показался мне самым очевидным: рыбы Анри Матисса перетекают на картину русской художницы.

Подобных диалогов-перекличек на выставке очень много. Художники "обмениваются" сюжетами, используют общие приемы. Вот, например, сюжет со свиданием, вполне себе реалистичный, без импрессионизма, одна картина нарисована французским художником, а вторая - русским. Сразу понятно, что они из разных стран. В то же время видно, что картины написаны примерно в одно время и примерно об одном и том же.

Создатели выставки очень хорошо показали, как цветные тени на лицах людей на французской живописи довольно быстро появляются на картинах русских художников, а Париж вдохновляет на необычные сюжеты даже Васнецова. Трудно поверить, что этот сюжет нарисовал тот же самый художник, который потом рисовал Алёнушек, Серого волка и жил в русском тереме.

Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа. 1876
Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа. 1876

Особенно мне запал "диалог" между Гогеном и Натальей Гончаровой. Гоген рисовал своих таитянцев и тем самым пробудил в художниках интерес к экзотическим культурам и связанным с ними сюжетам. Как рассказала мне подруга-искусствовед, Гончарова по этому поводу сказала примерно следующее: русскому художнику не нужно ехать ни на какое Таити, достаточно сесть на электричку, проехать минут 40 от Москвы, и вот вам готовая и малознакомая экзотика. Именно на этой выставке я увидела несколько картин Гончаровой с подобными "экзотическими" сюжетами!

А еще, как оказалось, эти "гогеновские" сюжеты были даже у Петрова-Водкина. На выставке я увидела совсем неожиданную для меня его картину, я ее никогда раньше не видела. Все это потому, что на выставку привезли множество картин из музеев со всей России. Это, конечно, шанс познакомиться с новыми картинами любимых художников. Вот этот Петров-Водкин:

К.С. Петров-Водкин. Семья кочевника. 1907. Чувашский государственный музей
К.С. Петров-Водкин. Семья кочевника. 1907. Чувашский государственный музей

Кстати, очень рекомендую воспоминания Петрова-Водкина, если еще не читали. Это замечательное чтение и удивительно хороший русский язык! Писала о них в прошлом августе:

Еще удалось увидеть новые сюжеты другого моего любимого художника - Михаила Ларионова.

В самом конце выставки можно увидеть уже привычные "лучи" Ларионова, а также картины Кандинского и Филонова. С удовольствием вспомнила замечательную большую выставку Филонова, которая была два года назад у нас в Новосибирске. А вот еще один Ларионов, из самого конца экспозиции:

Михаил Ларионов. Лучистый пейзаж. 1912. Государственный Русский музей.
Михаил Ларионов. Лучистый пейзаж. 1912. Государственный Русский музей.

Когда я посмотрела всю выставку, увидела эти линии эволюции: последовательное освобождение перспективы, цвета, формы, возникновение новых сюжетов - и авангард как итог этих сложных процессов, мне захотелось вернуться к началу и опять полюбоваться на картины, которые открывают эту потрясающую экспозицию. Начинается эта выставка двумя одинаковыми сюжетами, выполненными двумя разными художниками, Репиным и Моне. Я сфотографировала только Репина, очень уж хорош!

И. Е. Репин. На дерновой скамье (1876)
И. Е. Репин. На дерновой скамье (1876)

***

Надеюсь, что не утомила вас этой прогулкой по музею, как своего сына, которого только Мунк и Ван Гог порадовали! Понравилась выставка? Или вы уже сами, наверное, сходили, без меня?