Найти тему

Музей Академии художеств. Начало...

Каждый раз бывая в Санкт-Петербурге, мои маршруты всегда пролегали обязательно где-то рядом с величественным зданием Академии художеств... Я, посетившая многие музеи и выставочные площадки города на Неве, ни разу не задумалась над осознанным, спланированным визитом в музей Академии художеств...

Мой очередной 2-х недельный отпуск с четко распланированным каждым днем по посещению того или иного культурного объекта, с заранее приобретенными билетами, подходил к завершению. Финальный день отпуска был свободным, оставался без четкой программы, и мы думали просто побродить по улицам, но природа внесла свои коррективы - на улице шел проливной дождь... Но не сидеть же в номере отеля?! Где мы еще не были? Что рядом? И главное - куда спонтанно можно купить билеты? Оказалось в музей Академии художеств...

Ну, вы поняли... если бы не июльский дождь, не побывать мне в прекрасном, познавательном и увлекательном месте! Я приглашаю вас в здание на Университетской набережной, в котором в наши дни расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерские, библиотека, лаборатории, архив и, конечно же, научно исследовательский музей Академии художеств, который мы с вами и посетим!

Здание Академии художеств фото неизвестного фотографа до 1917 года, пересъемка автора статьи
Здание Академии художеств фото неизвестного фотографа до 1917 года, пересъемка автора статьи

Проект «учреждения Академии разных художеств» обсуждался еще при жизни императора Петра I, возвращались к теме и при Анне Иоанновне (широко было развито и найдено применение гравюрному делу), но и всё...

В плоскость реальных дел тема перешла в середине 18 века, во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, с предложения создания Академии трех знатнейших искусств (живопись, скульптура и архитектура), озвученного друзьями по духу и взглядам Михаилом Ломоносовым (1711 - 1765, великий русский ученый/химик/профессор/поэт/коллежский советник) и Иваном Шуваловым (1727-1797, покровитель российского просвещения, куратор Московского Университета, образованнейший и богатейший человек своего времени, государственный деятель, обер-камергер, генерал-лейтенант, генерал-адъютант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны) для обучения наиболее одаренных мальчиков из всех слоев общества, в т.ч. и крестьянства.

Портрет Ивана Ивановича Шувалова, позже 1754 года кисти Федора Рокотова, в собрании Русского музея, фото из открытых источников
Портрет Ивана Ивановича Шувалова, позже 1754 года кисти Федора Рокотова, в собрании Русского музея, фото из открытых источников

Представьте себе, в первое время существования Академии в неё принимали всех одаренных юношей... по протекции Шувалова - вступительных экзаменов не было. Так среди первых слушателей Академии (и кстати, из крестьян) стали в последствии известные всему миру мастер скульптуры Федот Шубин (1740-1805)

и великий портретист Федор Рокотов (1736-1808), работы которых в наши дни вы можете увидеть при посещении экспозиций Третьяковской галереи или Русского музея

Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцовой (1760–1815, в девичестве Тишиной), 1780 год, кисти Федора Рокотова, в собрании Третьяковской галереи с 1917 года, фото автора. 
Выпускница Смольного института первого выпуска 1776 года. По окончании института Варвара Ермолаевна получила малую серебряную медаль. В 1779 году она вышла замуж за генерал-майора и бригадира В.А. Новосильцова, племянника губернатора Москвы П.Д. Еропкина. На обороте партрета есть надпись «Портретъ писанъ рокатавимъ въ Москве 1780 году сентебря 23 дня а мне отъ рожденiе 20 летъ шесть месицовъ и 23 дны». 
Перед нами 20-летняя молодая женщина...с насмешливым взглядом на окружающий мир.
Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцовой (1760–1815, в девичестве Тишиной), 1780 год, кисти Федора Рокотова, в собрании Третьяковской галереи с 1917 года, фото автора. Выпускница Смольного института первого выпуска 1776 года. По окончании института Варвара Ермолаевна получила малую серебряную медаль. В 1779 году она вышла замуж за генерал-майора и бригадира В.А. Новосильцова, племянника губернатора Москвы П.Д. Еропкина. На обороте партрета есть надпись «Портретъ писанъ рокатавимъ въ Москве 1780 году сентебря 23 дня а мне отъ рожденiе 20 летъ шесть месицовъ и 23 дны». Перед нами 20-летняя молодая женщина...с насмешливым взглядом на окружающий мир.

Собственного здания у Академии не было долгое время - все занятия в период с 1757 по 1763 годы проводились во дворце Ивана Шувалова, а он занимал пост первого президента Академии.

Дворец Ивана Шувалова на Итальянской улице, в период с 1757 по 1764 годы в его стенах располагалась Академии трех благородных искусств, фото из открытых источников
Дворец Ивана Шувалова на Итальянской улице, в период с 1757 по 1764 годы в его стенах располагалась Академии трех благородных искусств, фото из открытых источников

Всё изменилось в 1764 году - по указу императрицы Екатерины II Академия стала Императорской, было инициировано финансирование строительства самостоятельного здания для учебного заведения и был учрежден строительный совет во главе с архитектором Александром Кокориновым (1726-1772). Но возведение здания затянулось на десятки лет - проектирование и строительство шло крайне непросто (множество вариаций реализации, грандиозных идей, мнений и предложений), проведение проверок, расследований и поиска виновных в нецелевом использовании выделенных средств казны (хищения) не добавляли оптимизма на строительной площадке, а 6-летняя русско-турецкая война (1768-1774 годов) и вовсе свела финансирование проекта к нулю.

Портрет Александра Кокоринова, кисти  Дмитрия Левицкого, фото из открытых источников. Кокоринов был архитектором (домашним архитектором семьи Разумовских и Ивана Шувалова),  педагогом, одним из основателей, первым строителем, директором (1761) и ректором (1769) Императорской академии художеств.
Портрет Александра Кокоринова, кисти Дмитрия Левицкого, фото из открытых источников. Кокоринов был архитектором (домашним архитектором семьи Разумовских и Ивана Шувалова), педагогом, одним из основателей, первым строителем, директором (1761) и ректором (1769) Императорской академии художеств.

В общей сложности потребовалось 25 лет, чтобы достроить неоклассическое здание, которое открылось в 1789 году. Позже, в 1840-х архитектору Константину Тону будет доверено оформление интерьеров Академии, а еще им будет выполнен проект облагораживания набережной перед зданием - лестница, спускающаяся к Неве, была одета в гранит и украшена фигурами двух сфинксов, выкупленных и доставленных в Петербург из Египта. Кстати, Тон будет ректором Академии художеств в 1840–1850-е годы.

Центральный фасад здания, обращенный на Университетскую набережную, фото автора, 2023г.
Центральный фасад здания, обращенный на Университетскую набережную, фото автора, 2023г.

Что же касается самого здания Академии, то оно получилось необычным и уникальным, особенно для своего времени, с изюминкой, которая видна только если на здание посмотреть с высоты птичьего полета... Полетели?!

Вил на здание Академии художеств в высоты птичьего полета, фото из открытых источников
Вил на здание Академии художеств в высоты птичьего полета, фото из открытых источников

Согласитесь, завораживающий вид! Это надо же было такое придумать, спроектировать и реализовать! Особенность здания - это наличие круглого внутреннего пространства - концентрического корпуса здания Академии - циркуль (в диаметре 55 метров).

Заглянем во внутренний двор? Вот таким двор был в довоенное время...

Внутренний двор Академии в 1930-1940 годы, фото из открытых источников
Внутренний двор Академии в 1930-1940 годы, фото из открытых источников

В вот вид на внутренний двор Академии в наши дни - в 2003 году в этом дворике был установлен памятник графу Ивану Шувалову. Первый президент Академии изображен сидящим на скамье, установленной на бронзовом постаменте. У ног графа лежат чертёжи с проектами зданий и сооружений академии «трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры.

Памятник графу И. И. Шувалову. Авторы памятника: скульптор, президент Российской академии художеств З. К. Церетели, архитекторы: В. Л. Спиридонов, О. А. Харченко. Фото автора статьи
Памятник графу И. И. Шувалову. Авторы памятника: скульптор, президент Российской академии художеств З. К. Церетели, архитекторы: В. Л. Спиридонов, О. А. Харченко. Фото автора статьи

Во внутренний двор входы закрыты, движения посетителей музея и слушателей Академия я не отметила, и кажется, что графу Шувалову тут очень одиноко... Кстати, установка памятника Шувалову именно тут выглядит нелогичным и антиисторичным...ведь граф перестал быть президентом Академии до строительства существующего здания и никак не участвовал в его проектировании... Ну, как есть...

Памятник графу И. И. Шувалову. Авторы памятника: скульптор, президент Российской академии художеств З. К. Церетели, архитекторы: В. Л. Спиридонов, О. А. Харченко. Фото автора статьи
Памятник графу И. И. Шувалову. Авторы памятника: скульптор, президент Российской академии художеств З. К. Церетели, архитекторы: В. Л. Спиридонов, О. А. Харченко. Фото автора статьи

Купол Академии венчает скульптурная фигура Минервы.

Минерва (лат. Minerva) - древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей.
«Минерва в окружении трёх гениев художеств» на куполе Академии художеств, фото из открытых источников
«Минерва в окружении трёх гениев художеств» на куполе Академии художеств, фото из открытых источников
  • первый вариант композиции «Минерва в окружении трёх гениев художеств» был выполнен в дереве в 1786 году по проекту архитектора Прокофьева. Но 1819 года фигура была уничтожена во время шторма.
  • в 1880 - х скульптуру повторили в гипсе и покрыли слоем тонкой листовой, по проекту архитектора фон Бока, но и эта фигура в 1900 году была утрачена при пожаре...
  • в 2010 году учениками Академии под руководством профессора Владимира Горевого и покровительством президента Академии художеств Зураба Церетели фигура была восстановлена в очередной раз. Наслаждаемся!
Тактильная инсталляция "Мастерская художника", фото автора
Тактильная инсталляция "Мастерская художника", фото автора

Надо отметить, что музей Академии, созданный буквально сразу с началом работы учебного заведения, а точнее в 1758 году, занимал и занимает важнейшее место в жизни Академии. Сегодня экспозиции научно-исследовательского музея развернуты на трех этажах «циркуля», а галереи, огибающие внутренний круглый двор здания, представляют собою уникальное выставочное пространство. Первыми экспонатами, заложившими основу/базу музея Академии, стали западные рисунки и полотна из личного собрания графа Ивана Шувалова, подаренные им Академии. С приходом к власти Екатерины II, Иван Шувалов попал в негласную опалу и отбыл заграницу для исполнения дипломатической миссии и "восстановления здоровья", где попутно занимался собиранием коллекции произведений искусства - полотна итальянских и голландских художников, копии лучших римских скульптур Рима, Флоренции и Неаполя - вся собранная им коллекция была передана позже в дар Академии художеств и Эрмитажу.

Своды Академии художеств, центральный вход в здание, 1-ый этаж, фото автора статьи
Своды Академии художеств, центральный вход в здание, 1-ый этаж, фото автора статьи

Итак, музей Академии расположен на трех этажах...

  • Первый этаж - отдел слепков. Кстати, эта коллекция не имеет себе равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы в 18 веке непосредственно с оригиналов разных эпох.

Например,

чудо с мулом, Донателло (1386-1466), рельеф с алтаря 1445-1450гг. с бронзы Падуя. Собор св. Антония, фото автора статьи
чудо с мулом, Донателло (1386-1466), рельеф с алтаря 1445-1450гг. с бронзы Падуя. Собор св. Антония, фото автора статьи

Возможно только собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина сможет поконкурировать с музеем Академии в части экспонатов.

Второй этаж отведен под произведения живописи из исторического собрания музея, работы тех знаменитых художников, чьи полотна служили образцами для изучения и копирования многим поколениям воспитанников Академии - "Академический музеум"

2-ой этаж экспозиционного пространства Музея Академии  - ЖИВОПИСЬ, фото автора статьи
2-ой этаж экспозиционного пространства Музея Академии - ЖИВОПИСЬ, фото автора статьи
Полотно "Спящий младенец Сервий Туллий", 1785 год, холс, масло, кисти Кауфманн Мария Анна Анжелика (1741-1807), фото автора статьи
Полотно "Спящий младенец Сервий Туллий", 1785 год, холс, масло, кисти Кауфманн Мария Анна Анжелика (1741-1807), фото автора статьи

Из интересного: До 1892 года студентом Академии художеств мог стать человек мужского рода, т.е. юноша/мужчина. До этого официальная дорога в профессию художника (как и во многие другие) для женщин была закрыта. Те немногие, кто отваживался искать свой путь в творчестве, брали частные уроки или обучались за границей.

  • Третий этаж посвящен экспозиции «Архитектура Петербурга 18-19 веков в моделях, рисунках и чертежах», познакомит нас с работами выдающихся зодчих прошлого.
Вид Исаакиевского собора в процессе строительства 1845 год, Бенуа Филипп (1813-1905), литография, фото автора статьи
Вид Исаакиевского собора в процессе строительства 1845 год, Бенуа Филипп (1813-1905), литография, фото автора статьи

Особенность залов музея Академии - старый паркет, очень шумный, каждый шаг посетителей, при перемещении от экспоната к экспонату, сопровождается характерным скрипом..., но увиденное стоит того!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! В последующих статьях мы совершим путешествие по каждому выставочному этажу музея Академии!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

#история #архитектура #живопись #скульптура #искусство #петербург #шувалов #тон #набережная #академия #россия #империя #екатеринаII #музей #культура #макеты