Каждый раз бывая в Санкт-Петербурге, мои маршруты всегда пролегали обязательно где-то рядом с величественным зданием Академии художеств... Я, посетившая многие музеи и выставочные площадки города на Неве, ни разу не задумалась над осознанным, спланированным визитом в музей Академии художеств...
Мой очередной 2-х недельный отпуск с четко распланированным каждым днем по посещению того или иного культурного объекта, с заранее приобретенными билетами, подходил к завершению. Финальный день отпуска был свободным, оставался без четкой программы, и мы думали просто побродить по улицам, но природа внесла свои коррективы - на улице шел проливной дождь... Но не сидеть же в номере отеля?! Где мы еще не были? Что рядом? И главное - куда спонтанно можно купить билеты? Оказалось в музей Академии художеств...
Ну, вы поняли... если бы не июльский дождь, не побывать мне в прекрасном, познавательном и увлекательном месте! Я приглашаю вас в здание на Университетской набережной, в котором в наши дни расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерские, библиотека, лаборатории, архив и, конечно же, научно исследовательский музей Академии художеств, который мы с вами и посетим!
Проект «учреждения Академии разных художеств» обсуждался еще при жизни императора Петра I, возвращались к теме и при Анне Иоанновне (широко было развито и найдено применение гравюрному делу), но и всё...
В плоскость реальных дел тема перешла в середине 18 века, во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, с предложения создания Академии трех знатнейших искусств (живопись, скульптура и архитектура), озвученного друзьями по духу и взглядам Михаилом Ломоносовым (1711 - 1765, великий русский ученый/химик/профессор/поэт/коллежский советник) и Иваном Шуваловым (1727-1797, покровитель российского просвещения, куратор Московского Университета, образованнейший и богатейший человек своего времени, государственный деятель, обер-камергер, генерал-лейтенант, генерал-адъютант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны) для обучения наиболее одаренных мальчиков из всех слоев общества, в т.ч. и крестьянства.
Представьте себе, в первое время существования Академии в неё принимали всех одаренных юношей... по протекции Шувалова - вступительных экзаменов не было. Так среди первых слушателей Академии (и кстати, из крестьян) стали в последствии известные всему миру мастер скульптуры Федот Шубин (1740-1805)
и великий портретист Федор Рокотов (1736-1808), работы которых в наши дни вы можете увидеть при посещении экспозиций Третьяковской галереи или Русского музея
Собственного здания у Академии не было долгое время - все занятия в период с 1757 по 1763 годы проводились во дворце Ивана Шувалова, а он занимал пост первого президента Академии.
Всё изменилось в 1764 году - по указу императрицы Екатерины II Академия стала Императорской, было инициировано финансирование строительства самостоятельного здания для учебного заведения и был учрежден строительный совет во главе с архитектором Александром Кокориновым (1726-1772). Но возведение здания затянулось на десятки лет - проектирование и строительство шло крайне непросто (множество вариаций реализации, грандиозных идей, мнений и предложений), проведение проверок, расследований и поиска виновных в нецелевом использовании выделенных средств казны (хищения) не добавляли оптимизма на строительной площадке, а 6-летняя русско-турецкая война (1768-1774 годов) и вовсе свела финансирование проекта к нулю.
В общей сложности потребовалось 25 лет, чтобы достроить неоклассическое здание, которое открылось в 1789 году. Позже, в 1840-х архитектору Константину Тону будет доверено оформление интерьеров Академии, а еще им будет выполнен проект облагораживания набережной перед зданием - лестница, спускающаяся к Неве, была одета в гранит и украшена фигурами двух сфинксов, выкупленных и доставленных в Петербург из Египта. Кстати, Тон будет ректором Академии художеств в 1840–1850-е годы.
Что же касается самого здания Академии, то оно получилось необычным и уникальным, особенно для своего времени, с изюминкой, которая видна только если на здание посмотреть с высоты птичьего полета... Полетели?!
Согласитесь, завораживающий вид! Это надо же было такое придумать, спроектировать и реализовать! Особенность здания - это наличие круглого внутреннего пространства - концентрического корпуса здания Академии - циркуль (в диаметре 55 метров).
Заглянем во внутренний двор? Вот таким двор был в довоенное время...
В вот вид на внутренний двор Академии в наши дни - в 2003 году в этом дворике был установлен памятник графу Ивану Шувалову. Первый президент Академии изображен сидящим на скамье, установленной на бронзовом постаменте. У ног графа лежат чертёжи с проектами зданий и сооружений академии «трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры.
Во внутренний двор входы закрыты, движения посетителей музея и слушателей Академия я не отметила, и кажется, что графу Шувалову тут очень одиноко... Кстати, установка памятника Шувалову именно тут выглядит нелогичным и антиисторичным...ведь граф перестал быть президентом Академии до строительства существующего здания и никак не участвовал в его проектировании... Ну, как есть...
Купол Академии венчает скульптурная фигура Минервы.
Минерва (лат. Minerva) - древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей.
- первый вариант композиции «Минерва в окружении трёх гениев художеств» был выполнен в дереве в 1786 году по проекту архитектора Прокофьева. Но 1819 года фигура была уничтожена во время шторма.
- в 1880 - х скульптуру повторили в гипсе и покрыли слоем тонкой листовой, по проекту архитектора фон Бока, но и эта фигура в 1900 году была утрачена при пожаре...
- в 2010 году учениками Академии под руководством профессора Владимира Горевого и покровительством президента Академии художеств Зураба Церетели фигура была восстановлена в очередной раз. Наслаждаемся!
Надо отметить, что музей Академии, созданный буквально сразу с началом работы учебного заведения, а точнее в 1758 году, занимал и занимает важнейшее место в жизни Академии. Сегодня экспозиции научно-исследовательского музея развернуты на трех этажах «циркуля», а галереи, огибающие внутренний круглый двор здания, представляют собою уникальное выставочное пространство. Первыми экспонатами, заложившими основу/базу музея Академии, стали западные рисунки и полотна из личного собрания графа Ивана Шувалова, подаренные им Академии. С приходом к власти Екатерины II, Иван Шувалов попал в негласную опалу и отбыл заграницу для исполнения дипломатической миссии и "восстановления здоровья", где попутно занимался собиранием коллекции произведений искусства - полотна итальянских и голландских художников, копии лучших римских скульптур Рима, Флоренции и Неаполя - вся собранная им коллекция была передана позже в дар Академии художеств и Эрмитажу.
Итак, музей Академии расположен на трех этажах...
- Первый этаж - отдел слепков. Кстати, эта коллекция не имеет себе равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы в 18 веке непосредственно с оригиналов разных эпох.
Например,
Возможно только собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина сможет поконкурировать с музеем Академии в части экспонатов.
Второй этаж отведен под произведения живописи из исторического собрания музея, работы тех знаменитых художников, чьи полотна служили образцами для изучения и копирования многим поколениям воспитанников Академии - "Академический музеум"
Из интересного: До 1892 года студентом Академии художеств мог стать человек мужского рода, т.е. юноша/мужчина. До этого официальная дорога в профессию художника (как и во многие другие) для женщин была закрыта. Те немногие, кто отваживался искать свой путь в творчестве, брали частные уроки или обучались за границей.
- Третий этаж посвящен экспозиции «Архитектура Петербурга 18-19 веков в моделях, рисунках и чертежах», познакомит нас с работами выдающихся зодчих прошлого.
Особенность залов музея Академии - старый паркет, очень шумный, каждый шаг посетителей, при перемещении от экспоната к экспонату, сопровождается характерным скрипом..., но увиденное стоит того!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! В последующих статьях мы совершим путешествие по каждому выставочному этажу музея Академии!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
#история #архитектура #живопись #скульптура #искусство #петербург #шувалов #тон #набережная #академия #россия #империя #екатеринаII #музей #культура #макеты