Найти тему

Генуя - Кадис

Прохождение первого этапа регаты

Начало смотри здесь

С Генуэзского старта, рванув первыми, так первыми и пошли. Вот тут-то мы и оттянулись по полной парусной! Всё ребята-дизелята, кончилась ваша власть, сейчас настало наше время. Как пел гимн парусам Владимир Семенович: «Мы под парусом белым идем с Океаном на равных, лишь в упряжке ветров, не взрывая винтами воды!»

Рядом с нами на ветру по правому борту курсом на крутой бакштаг шел германский барк «Горх Фок», систер-шип нашего барка Товарищ. Но оторваться от Паллады он не мог, так как барки имеют преимущество хода перед кораблями полного парусного вооружения при более попутных ветрах от курсов на полный бакштаг до фордевинда. Видно было искаженные азартом лица немецких матросов и кадетов, мечущихся по палубе, тянущих снасти бегучего такелажа, подстраивая и перестраивая настройку парусов и… не могущих ничего сделать с этой, откуда-то взявшейся «Палладой».

Барк «Горх Фок» считался в мире парусных европейских гонщиков одним из лучших ходоков, выигрывая во многих регатах STI. Поэтому можно было понять настроение и недоумение немецких моряков-парусников, не могущих обогнать какую-то «Палладу», как снег свалившийся откуда-то им на голову и никогда до этого не мелькавшей на стартах. Но… все потуги очумевших от удивления немцев привели лишь только к тому, что красавица «Паллада», грациозно покачивая всем своим облаком белоснежной новой парусины, очень даже не медленно уходила вперед.

Уходим в отрыв. Все соперники позади. И тут стартовый ветер скис. (Фото из личного архива автора).
Уходим в отрыв. Все соперники позади. И тут стартовый ветер скис. (Фото из личного архива автора).

Ушли вперед значительно и … стартовый ветер скис. Шепчет слегка, даже песни его в вантах не слышно непосвящённому уху, только матросы-рулевые, которые от Бога под парусом ходят, слышат его дыхание. Нюхом, ушами, щекой чувствуя ветерок, правят двумя пальцами огромным штурвалом, отрабатывая каждый его заход – отход… чтобы не терять и без того небольшой ход корабля.

Ну, Слава Богу, узла 3 – 4 катимся по равнодушно-спокойной глади моря, все соперники позади, уже и паруса их начинают скрываться за горизонтом по корме, и тут на память мне приходит давний такой эпизод. Владивосток, отпуск, 54-й яхт-клуб ВМФ, яхта Меркурий – таллиннский четвертонник. С утра приехал это я с детьми: дочке 8 лет, сыну Ивану – 3 года. Они по берегу бродят, камушки, ракушки всякие собирают, играют себе. Я на яхте чего-то чиню, ремонтирую, работы на борту никогда мало не бывает. Покормил деток обедом, малого спать уложил – старшая тоже прилегла отдохнуть! Красота – воздух чистый с залива Петра Великого, лодку слегка покачивает, ну колыбель деткам, да и только. Дело к вечеру. Ну, говорю, поехали домой, ужином вас мамочка кормить будет. Ну не на автобусе же капитану домой детей вести – пойдем на яхте. А на причале трое мужиков клубных услыхали, спрашивают:

- ты в какую сторону идешь?

- В Моргородок, говорю.

- Нас возьмешь?

- Заходите, присаживайтесь, поехали.

Идем это мы вдоль бережка полуострова Муравьева-Амурского, на котором тот самый Владивосток стоит, а мужики переглядываются, то за борт посмотрят, то друг на друга и… ничего понять не могут. Слышь, говорят капитан, а каким это мы образом перемещаемся по воде, мотора то не слышно? Ну катерасты, забодай меня комар, что с них взять. А идем-то узла три – четыре…

Через неделю такого круизно-туристического плавания по Средиземному морю в эфире Рейс-контрол начали раздаваться жалобные вздохи. Первыми загрустили поляки на ОРС «Искра»: «запасы кончаются, трейнизы заскучали – «детям» нужна культурная программа…» Потом еще кто-то из парусников начал им вторить… Ну, в общем достонались, донылись и гоночный комитет принял решение дать финиш по времени! "Паллада" не дошла до реальной линии финиша каких-нибудь 90 миль. Все парусные суда завели моторы и помчались в Кадис – испанский конкистадорский порт.

И после, как часто бывает, не доходя до Гибралтарского пролива, подул свежий ветер. Быстро поднялась крутая средиземноморская волна, которая кораблю полного парусного вооружения, да еще и под машиной была «по борту». После финиша все паруса спустили-убрали и помчались в порт Кадис. Догоняем украинскую яхту «Киев», класса Цетус, которым все сложнее становится бороться с противным ветром. А впереди Гибралтар и лавировка в проливе – не лучший вариант.

Вышли они с нами на связь, чуть не плачут: «Солярки мало, двигатель может заглохнуть, может возьмете на буксир!?» Мы со вторым помощником переглянулись, Сергей Толовиков принимает решение и бежим с ним на ют подать конец на яхту. Закрепили они его за мачту, и мы со скоростью 7 узлов поехали в Гибралтар.

Часа этак в три ночи, пройдя пролив, связались с яхтой, и при повороте вправо на север вдоль испанского побережья, выбрали свой конец и… сдали вахту старпому как ни в чем не бывало и пошли завтракать и спать, чтобы, отдохнув до 11.30, пообедать и… на дневную вахту. Как говаривал мой командир РПК СН К 417–II (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) Дворецков Николай Дмитриевич: «Товарищи офицеры, всем спать 120 минут! Вы мне к утру живые нужны!!!»

Утром подошли к порту, приняли лоцмана и пошли на швартовку. В гавани Кадиса стояли уже все парусники и яхты, участвующие в Грандиозной регате. Такого количества учебных парусных судов STI (Sail Training International) не собирала за всю историю своего существования! Только в классе А – суда длиной более 50-ти метров насчитывалось 30 парусников! В классе В – от 20 до 50-ти метров – несколько десятков и в классе С и D (менее 20-ти метров) около двух сотен судов и яхт!

Наша группа парусников – южный дивизион пришли из Генуи, а второй дивизион судов – северный, пришли из Лиссабона, также финишировав в Кадисе. По этой причине нам с «Седовым» не досталось места в центральной части гавани, где ошвартовались именитые европейские гонщики, регулярно принимающие участие в регатах STI. И еще, и «Паллада» и «Седов» гонялись до последнего, а остальные суда южного дивизиона запустили машины и помчались в порт, послав слабый ветер «лесом».

Но вознаграждение за верность белому парусу пришло незамедлительно. На церемонии награждении призеров первого этапа регаты, король Испании Хуан Карлос I, вручая Диплом за Первое место на I этапе регаты, долго тряс капитану Арсентьеву руку, поздравляя с победой. Юрий Анатольевич, впечатленный столь высоким уважением коронованной особы, фотографию с сим историческим моментом держал у себя в каюте, а уходя с корабля на вышестоящую должность, забрал ее с собой!

Простояв несколько дней в гостеприимном испанском порту, насмотревшись всяческих иностранных достопримечательностей и чудес, невиданных доселе простым советским труженикам моря, в начале мая 1992 года весь флот начал вытягиваться из гавани Кадиса, чтобы прошествовать на Канарские острова для продолжения Регаты. Переход этот длиною в 700 морских миль (1 300 км) был промежуточным круизным походом, никто ни с кем официально не соревновался и места по приходу на Канары определялись самими участниками по-дружески.

Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь дальше будет много интересных парусных историй.

Продолжение следует