Медсестра вышла из родильного отделения с мрачным лицом. Она приблизилась, держа на руках младенца, завёрнутого в одеяло, и объявила семье, понизив голос до шёпота:
— Это девочка.
Сунил Джаглан, отец новорождённой, не удивился поведению медсестры. Он вырос в северном индийском штате Харьяна и привык к тому, что родители предпочитали сыновей, а не дочерей.
Но — как он рассказывал — что-то внутри него надломилось, когда он предложил медсестре небольшой подарок в качестве благодарности, а она отказалась, потому что не принесла мальчика.
— Вы что, стыдитесь за себя? — спросил её Сунил.
Это было 11 лет назад. Этот случай привёл к событию, которое сложно было предсказать: Сунил Джаглан стал бороться за женские права в глубоко патриархальном индийском обществе. Он превратил слова медсестры «Это девочка», произнесённые почти как ругательство, в лозунг кампании, которая — по словам представителей здравоохранения — привела к спасению жизней сотен девочек в Харьяне.
В Харьяне было одно из самых неравномерных соотношений полов в Индии. В 2012 году на 1000 мужчин в штате приходилось 832 женщины. А в Бибипуре, родной деревне Сунила, где жила примерно тысяча семей, было одно из самых неравномерных соотношений полов во всём штате.
— Никто не хотел девочек, — объяснил Сунил Джаглан. — Но при этом все хотели, чтобы женщина взяла на себя всё: от работы на ферме до домашних забот.
В Индии, самой густонасёленной стране в мире, которая добилась огромного экономического прогресса, неравенство полов остаётся глубоким. Во многих семьях, особенно в сельской местности, девочек считают общественным и денежным бременем. После заключения брака родители жены по-прежнему выплачивают тысячи долларов в качестве приданого семье мужа.
Пренатальное определение пола в Индии запрещено, но реклама этой услуги была расклеена на стенах рынков и автомагистралях по всей Харьяне. Эмбрионы и плоды женского пола абортировали — это было обычным делом. Несмотря на некоторые ограничения, легальный аборт широко доступен в Индии в первые 20 недель беременности.
Незадолго до рождения дочери Сунил Джаглан победил на выборах деревенского старосты. Он решил использовать свою новую роль, чтобы начать непростую кампанию против пренатального определения пола. Сунил был уверен, что именно оно стало причиной тревожного дисбаланса полов в его деревне, его штате и многих других местах Индии.
Хотя это не входило в его полномочия — и некоторые сочли это вопиющим вторжением в частную жизнь, — Сунил Джаглан обязал семьи сообщать о беременности женщин в течение четырёх недель. Это решение возмутило многих в Бибипуре и за его пределами.
Через сеть женщин-информаторок Сунил и его команда доброволиц наблюдали за беременными женщинами, как детективы, если подозревали, что родственники хотят отправить женщину на пренатальное определение пола. Если это происходило — команда Сунила добивалась того, чтобы мужа или родственников с его стороны арестовали. Полиция исходила из предположения, что сама беременная женщина вряд ли могла повлиять на решение, выяснять пол плода или нет.
Страх перед тюремным заключением сработал.
Согласно медицинским записям, за четыре года соотношение полов в деревне улучшилось с 37 ж : 63 м до 51 ж : 49 м на 100 новорождённых.
Последние результаты показывают, что соотношение полов во всём штате выравнивается. В 2015—2016 годах на 1000 мужчин приходилось 876 женщин, а в 2020—2021 годах — 926 женщин.
— Он чрезвычайно эффективно доносил свои мысли, — рассказывает Пратиба Чавла, профессорка Делийского университета, которая проводила исследования в Харьяне. — Люди слушают его, потому что он один из них. Он знает, как установить с ними контакт, потому что понимает, как устроено патриархальное общество.
Воодушевлённый успехом, Сунил Джаглан стал бороться за изменение отношения к жительницам села. <...> В 2015 году он запустил хэштег SelfieWithDaughter, призывая людей фотографироваться с дочерьми и делиться снимками в соцсетях. В этой акции поучаствовали в том числе известные индийские игроки в крикет и кинозвёзды.
В ходе ещё одной кампании Сунил Джаглан призвал мужчин пообещать не произносить дома сексистские оскорбления, а другой — убедил сельских жителей повесить на домах таблички с именами дочерей. Эта традиция раньше предназначалась только для сыновей.
Были у Джаглана и более противоречивые инициативы. Например, он призвал женщин вести менструальные графики и показывать их членам семьи, чтобы мужчины знали, когда женщин следует избавить от тяжёлого труда на полях. Одни приветствуют это, а другие опасаются, что такие графики нарушают неприкосновенность частной жизни и укрепляют стереотипы о том, что могут или не могут делать женщины во время менструации.
Сунил Джаглан объясняет, что графики — это попытка дестигматизировать менструацию, чтобы мужчины в семье «свыклись с мыслью, что месячные — обычное дело для женщин». [Напомню, что в Индии до сих пор встречается обычай чаупади: мужчины считают женщин во время менструации «нечистыми» и изгоняют их в отдельную хижину, сарай или хлев. — Л. К.].
Больше 12 примерно из 100 кампаний Сунила Джаглана правительство Харьяны сделало общепринятыми. Например, теперь в два самых важных праздника Индии — День республики и День независимости — именно девочки, которые получили высокие оценки за школьные экзамены, удостаиваются чести поднимать флаги в деревнях.
<...>
Джаглан говорит, что предстоит сделать ещё очень многое. Он поделился, что последние три года проводит неофициальный опрос: узнаёт у известных индийцев — руководителей бизнеса, чиновников, полицейских — о составе их семей. Он опросил около 200 человек. И где-то 95% сказали, что у них «идеальная семья»: двое детей, мальчик и девочка.
— Как такое возможно? — спрашивает Сунил Джаглан. И отвечает: возможно, более образованные и богатые индийцы знают, как обойти закон, или могут позволить себе выехать за границу для пренатального определения пола.
Сунил Джаглан говорит, что именно благодаря своим дочерям — 11-летней Нандини и 9-летней Ячике — делает всё возможное, чтобы искоренить селективные аборты по признаку пола.
— Я не успокоюсь, пока последний преступник не будет привлечён к ответственности, — говорит Сунил Джаглан. — Каждый день мои дочери вдохновляют меня продолжать бороться.
И он слышит вокруг себя звуки, связанные с его первой успешной кампанией. В Бибипуре и во многих других деревнях по всей Харьяне семьи теперь отмечают рождение девочки, гремя кастрюлями и сковородками. Таким ритуалом раньше отмечали только рождение мальчика.
Этот текст написал Самир Ясир и перевела Лена Климова
Читайте ещё: