Король воспылал страстной любовью к жене своего верного вассала и неверная жена отвечает королю взаимностью. Король убивает вассала и зачинает сына, которому суждено стать легендарным героем своего народа.
Ничего не напоминает?
Да это же самое начало истории эпического кельтского короля Артура. Король Британии Утер Пендрагон влюбился в Игрэйну, жену старого герцога Горлоиса и у них родился Артур, которому старый волшебник Мэрлин предсказал судьбу величайшего правителя туманного Альбиона…
Однако речь шла вовсе не о короле Артуре и его волшебных приключениях на туманных островах. Сегодня мы познакомимся поближе с знойными солнечными Балканами, пиками черных гор и любимом персонаже сербских легенд – королевиче Марко.
Это может показаться удивительным, но у королей с разных концов Европы гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд, если кратко:
- Король Артур и королевич Марко являются мифическими персонажами.
Не смотря на то, что у обоих персонажей есть исторические прототипы и нам известно, что когда-то одним из британских королевств действительно правил король Артур, а угасающей под натиском Османской Империи Сербией так же правил король Марко Вукашинович, их образ сильно отличается от того, что есть в сказаниях.
Легенды о короле Артуре и юнацкие песни о королевиче Марко имеют довольно косвенное отношение к реальным биографиям этих исторических личностей. Вся магия, чудеса и героические подвиги, совершаемые царственными героями, являются плодом народной фантазии, которая увековечила их на многие будущие века. - Оба героя являются правителями своих государств.
Да, это очевидное сходство, однако далеко не всегда правитель становится героем эпоса. В русских былинах князь Владимир либо пассивный наблюдатель за богатырскими подвигами, либо и вовсе антагонист, посылающий богатыря на смерть или запирающий героя в глубоких погребах. Но сам Владимир не является героем и не совершает подвигов (Но, кстати, другой русский правитель таки является героем эпического произведения – это князь Игорь из «Слова о полку Игореве»).
Такая же ситуация в французской «Песне о Роланде», где император Карл, хотя и присутствует в сюжете, но героем, совершающим подвиг, всё равно является рыцарь Роланд. - Оба героя однажды вернутся.
В мировом фольклоре и литературе существует сюжет, общее название которого «Король под горой». В этих сюжетах могучий герой уходит куда-то далеко и обещает вернуться, когда его земле или народу будет угрожать смертельная опасность.
Король Артур дремлет на острове Авалон, ожидая момента, когда он сможет проснуться и спасти Британию от гибели. А королевич Марко спит под сенью двух зеленых елей у колодца, принадлежащего виле.
Рождение королевича Марко
И главное сходство двух героев – история их зачатия. Не смотря на различия в деталях ядро обоих историй одинаково.
Местечковый сербский правитель король Вукашин влюбляется в жену своего воеводы Момчилы – Видосаву. Видосава соблазняется обещаниями Вукашина увезди её из холодно замка Момчилы, расположенного на пике горы Дурмитор, в свои тёплые приморские земли. Однако отравить своего мужа она не может, да и королю Вукашину вряд ли удастся победить воеводу Момчилу в бою:
У Момчилы сестра Ефросима –
Кушанья господские готовит,
Пробует их до него сестрица.
У Момчилы девять милых братьев
Подают вино ему с поклоном,
До него из чаши пьют хмельное.
У Момчилы чудный конь крылатый,
Ябучилой конь его зовется.
Может конь перелететь все горы,
И с очами сабля у Момчилы.
Он боится вышнего лишь Бога.
Однако у Ефросимы есть хитрый план, как избавиться от, видимо надоевшего, мужа. Она опаивает Момчилу вином и пока тот спит отправляется творить черные дела. Она поджигает крылья его чудесного коня Ябучилы, заливает его саблю соленой кровью, чтобы ту было невозможно вытащить из ножен, а самое главное – сообщает королю Вукашину, где ему поджидать Момчилу с засадой.
И вот, когда Момчила отправляется на охоту, он попадает в засаду короля Вукашина. Дать отпор он не может – сабля застряла в ножнах. Быстро сбежать он не может – конь лишился крыльев. Пока его братья сдерживали войска короля, воевода попытался скрыться в своем замке, но ворота оказались заперты его неверной женой.
Его последняя надежда родная сестра Ефросима, однако и та уже крепко привязана за волосы к столбу в замке. Чтобы спасти брата она вырывает свои волосы и сбрасывает Момчиле полотно из окна, воевода почти спасся, но… Неверная Видосава разрубает полотно саблей и Момчило падает на копья солдат короля Вукашина. Перед смертью он говорит своему убийце:
Я тебе, Вукашин, завещаю:
Не женись на моей Видосаве,
Для тебя изменила сегодня,
Для другого предаст тебя завтра.
Обвенчайся с сестрой моей милой,
С милою сестрою Ефросимой,
Будет верною тебе женою,
И родит тебе, король, юнака,
Что во всем мне будет подобен,
Равен мне богатырскою силой.
И если сперва король не придает словам умирающего никакого значения, то, немного погода, после того как Вукашин примерил сапоги и доспехи покойного (они оказались в три раза больше размера короля), он понимает, какого великого мужа погубил:
Горе мне, клянусь я вышним Богом!
Нет на свете равного Момчиле!
Видосава, ну и потаскуха!
Коль такого предала юнака –
То меня предаст, наверно, завтра!
После этого, как и в знакомых с детства русских сказках, неверную жену привязывают к лошадям и растаскивают по чистому полю. А король Вукашин взял в жены сестру Момчилы – Ефросиму и вскоре у них родился королевич Марко, король Артур сербского народа.
О нём мы узнаем больше в следующей статье, посвященной юнацким песням.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.