Найти тему

Игорь Грабарь - писал то, что видел вокруг себя

Свою благословенную профессию мы должны любить страстно и нежно, до самозабвения, как лучшую и единственную на свете. Без этого я не мог существовать, не мог дышать ни один день моей жизни... И. Э. Грабарь

Его работы словно наполненные светом...яркие, жизнерадостные, такие, каким был он сам. Игорь Эммануилович Грабарь - удивительный и невероятный человек, который достиг высот сразу в нескольких направлениях - живописной и реставрационной, научной и музейной.

Он всегда мог сохранить самообладание, не только действовать при любых обстоятельствах, но и получать максимум удовольствие и радости от работы, каких-либо открытий, от окружающего мира. Игорь Эммануилович умел быть счастливым и принимать жизнь такой, какая он была, со всеми ее шероховатостями и впадинами, взлетами и падениями. В этом и есть удивительная уникальность художника.

Уверена, что все мы помним картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", которая была репродукцией включена в советские учебники. Мастер трактовал импрессионизм совершенно по-своему, иначе, так как принимал его сам.

И. Грабарь "Февральская лазурь", 1904
И. Грабарь "Февральская лазурь", 1904

Совершенно невероятное произведение искусства!!! К голубым небесам тянутся белоснежные стволы березок, раскинув свои ветви в разные стороны, словно причудливые узорные нити. Благоухающее дыхание природы притягивает и завораживает наши взоры, собирая в себя самые нежные цвета и оттенки. И уже чувствуется приход весны. Все замирает в ее ожидании.

Бирюзовые переливы света словно стекают вселенским потоком на землю, а чистый бодрящий воздух напитывает пейзаж неповторимым ароматом. Невероятная благодать и удивительный трепет наполняет душу, делая ее чистой и звенящей. Природа словно раскрывает свои объятья каждому, кто готов прислушаться, пропустить через себя и принять это таинственное волшебство, словно Вселенское чудо. Удивительная благодать, как причастие, прикосновение к волшебной атмосфере земного бытия.

Свет! Любовь! Гармония!

25 марта 1871 года родился Игорь Грабарь, в Австро-Венгрии, в Будапеште. Его отец был юристом и депутатом венгерского парламента. Однако, из-за своих русофильских взглядов вынужден был выехать в Италию, а затем в Россию в 1876 году, а именно в Егорьевск Рязанской губернии. Эммануил Грабарь поступает учителем в местную гимназию, несколько позднее в Россию переезжает и его семья.

На тот момент стало совершенно очевидно, что Игорь талантлив в рисовании. В гимназии, где он начинает учиться, предмет преподавал местный художник, который и заинтересовал юношу живописью. Несколько позже Грабарь будет вспоминать: "Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей". В мастерской учителя он проводил часы, просто "изводя тонны бумаги". Вдохнув аромат масляных красок, юноша почувствовал необыкновенное счастье и мир словно закружил его в своем хороводе тонов и полутеней.

В возрасте 11-ти лет, Игорь Грабарь отправляется учиться в Московский императорский лицей. Его ждут совершенно непростые времена. Ученики их состоятельных семей постоянно подшучивали над бедностью Грабаря, но это не сломило, а лишь укрепило дух и волю. Он погружается в живопись и художество, видя в этом свое предназначение и радость жизни. Он упорно, не покладая рук пишет и пишет...педагогов и одноклассников, работников лицея и просто знакомых, виды из окна, поставленные натюрморты, простые сцены из жизни и быта лицея.

Заканчивая с отличием лицей, Игорь Грабарь отправляется в столицу и в 1889 году поступает на два факультета Петербургского университета - юридический и историко-филологический, успевая при этом писать юмористические рассказы для журнала "Нива", рисовать иллюстрации и выступать художественным критиком различных выставок. Только вот юристом он не стал, хотя и окончил юридический факультет.

В Петербурге Грабарь начинает обучение у профессора Чистякова, который советует ему бросить живопись и ограничиться одним лишь рисованием. Однако не ко всем советам нужно прислушиваться, нужно уметь слушать лишь свой внутренний голос и идти к своей мечте, используя все возможные средства.

В 1894 году Игорь поступает в Императорскую Академию художеств. Занимается в мастерской Репина, но остается не доволен системой преподавания и уезжает в Мюнхен, в частную школу Антона Ажбе, где изучает живопись, архитектуру и скульптуру.

Только после Всемирной выставки в Париже весной 1900 года остро понимает, что "художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого..." Вот и получается, что "где родился, там и пригодился".

И. Э. Грабарь Автопортрет, 1942 год
И. Э. Грабарь Автопортрет, 1942 год

В 1901 году Игорь Грабарь возвращается на Родину и становится главным критиком в журнале "Мир искусства". Уже тогда его заметки были известны и пользовались популярностью. Игорь Грабарь стал более известен как критик, но не как художник. Это сильно тревожило его, но волнения были напрасны и совершенно не обоснованы. Все его 10 работ, выставленные на выставке "Мир искусства" приняли благосклонно. Более того, Третьяковская галерея приняла картину "Луч солнца".

И. Э. Грабарь "Луч солнца", 1901 год.
И. Э. Грабарь "Луч солнца", 1901 год.

Можно с полной уверенностью сказать, что именно здесь - осенью 1901 года, в Наре - подмосковном имении князей Шербатовых, и произошла первая встреча художника с русской природой, словно первая любовь и самая невероятная страсть. Необычное трактование и неповторимая манера исполнения, фрагменты архитектуры и невероятная линия усадебного пейзажа - вот направление, по которому пойдет Игорь Грабарь.

Следующий год художник проведет у своей тетки, в имении Титово, где и появится картина "Сентябрьский снег".

И. Э. Грабарь "Сентябрьский снег", 1903 год.
И. Э. Грабарь "Сентябрьский снег", 1903 год.

...Проснувшись как-то утром и взглянув в окно, я к удивлению увидел, что выпал снег: весь сад был в снегу, снегом была засыпана колонная терраса. Зрелище снега с ярко-желтой листвой было столь неожиданно и в то же время прекрасно, что я немедленно устроился на террасе…Окончив ее, я ясно почувствовал, что сделал какой-то значительный шаг вперед по сравнению с этюдами Нары, что здесь лучше передан материал, но в то же время и больше поэзии, без которой пейзаж есть только протокол... И. Э. Грабарь

В 1903 году Игорь Грабарь переезжает в Москву и на одной из выставок знакомится с Николаем Мещериным - владельцем Даниловской мануфактуры, который предлагает ему погостить в своей усадьбе Дугино, что на берегу Пахры. Мещерины оказались очень гостеприимными и хлебосольными людьми, которые очень сильно поддерживали художников. Здесь была прекрасная мастерская, удивительные уголки русской природы, сани с возницей для этюдов.

Именно здесь часто собирались художники на выездные живописные пленэры. Грабарь чувствовал себя как дома, превратив себя в "дугинского аборигена". Именно в Дугино в полной мере раскрылась для него "снежная тема". И сам художник часто говорил, что самый интересный для него пейзаж - зимний. Вокруг усадьбы простирались живописные места, а русская природа каждое мгновение вдохновляла художника на новые работы. Его слава, как художника несомненно росла, хотя постоянно нужно было думать о заработках.

Игорь Грабарь вставал в пять-шесть утра и шел на этюды, писал настолько упоенно, что совершенно забывал об отдыхе и еде. С окончанием зимы Игорь Эммануилович начинал писать натюрморты. В Дугино круглый год в саду и оранжерее росли прекрасные цветы. Удивительные полотна - "Хризантемы", "Дельфиниум", "Неприбранный стол", "Сирень и незабудки" увидели свет.

Очень жаль, что сейчас усадьба находится в совершенно плачевном состоянии и не сохранена, как архитектурный памятник истории. И очень хочется верить и надеяться на то, что мы еще увидим это прекрасное и удивительное место в рассвете и полном порядке.

Здесь же художник и устроил совою личную жизнь. Он женился на племяннице Мещерина Валентине. Игорю Эммануиловичу было 42 года, а Валентине всего 20 лет. Своей матери он напишет: "Дорогая моя мамочка, могу тебе сообщить весьма необыкновенную и даже просто невероятную новость: я женюсь! Чудесная девушка, очень славная, добрая, умная и талантливая, и любит меня очень, как и я ее. На Красной горке обвенчаемся здесь, в Дугине, то есть в церкви соседнего села..."

И. Э. Грабарь Портрет жены художника, 1927 год
И. Э. Грабарь Портрет жены художника, 1927 год

Брату Владимиру жених сообщит в письме: «Я женюсь на той красной толстенькой и мною смертельно любимой девочке, с которой я тебя познакомил с Москве… » Совершенно очаровательнейшее описание, не правда ли?

Супруга подарила Мастеру двоих детей - Ольгу и Мстислава, а он в свою очередь подарил своим детям любовь, внимание, достаток и образование. В последствии Ольга стала биологом, доктором наук, а Мстислав - математиком и правозащитником.

Личная жизнь семьи художника достаточно туманна. После рождения сына Валентина ушла из семьи... И опекать детей Игоря Грабаря стала родная сестра Валентины - Мария, которая и стала впоследствии второй женой художника.

А по воспоминаниям внучки: "Валентина Михайловна Мещерина в июне 1932 года тяжело заболела, долгое время провела в клинике профессора Казакова. Два года спустя семья Грабарей распалась. Бабушка стала жить отдельно, в коммунальной квартире в Филях. Она сохраняла прежний круг знакомств, работала во Всесоюзной академии архитектуры, подготовила к печати альбом по архитектуре усадьбы Коломенское...Дед любил бабушку до последнего дня. Она приходила, и он менялся. Когда они расстались, Игорь Эммануилович оформил брак, предполагаю, фиктивный, с младшей сестрой бабушки. Мария Мещерина просто вела хозяйство, помогала воспитывать детей..."

И. Э. Грабарь "Васильки", 1914 год. (сестры - Мария и Валентина)
И. Э. Грабарь "Васильки", 1914 год. (сестры - Мария и Валентина)

А жизнь тем не менее шла своим чередом. Отгремела и прокатилась по стране Октябрьская революция. Новую власть Игорь Эммануилович принял со смирением и даже стал с ней сотрудничать, видя свое призвание в спасении и реставрации пострадавших картин.

В ряды большевиков не вступал и оставался беспартийным. Репрессирован не был, но и никого не посадил. При возможности помогал, как мог. Был до боли сентиментальным, но суровым человеком.

Уже при участии Грабаря был сознан государственный и музейный фонд, а также распределение картин по музеям. Это был отличный шанс сохранения культурного наследия России.

Уже в 1913 году Игорь Эммануилович стал попечителем Третьяковской галереи. Он с большой радостью приступил в реформам, которые заключались в перевеске картин в хронологической последовательности, основываясь на монографических и исторических принципах. Один зал - один художник. Была проведена строгая инвентаризация - картины вынимали из рам, описывали и фотографировали, создали первый научный каталог всех экспонатов.

В своих письмах Грабарь говорил, что дал согласие на эту должность, чтобы изучать искусство не через стекло, "а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей". Была проведена сложная и объемная работа на славу Третьяковской галереи. Приобретались классики русского искусства - О. Кипренский, П. Федотов, картины "новейших" художников - И. Машкова, К. Петрова-Водкина и других.

После 1918 года Грабарь становится директором музея, вплоть до 1925 года. Именно по инициативе Игоря Эммануиловича в Москве открываются реставрационные мастерские. Ранее реставрацию называли ремонтом и относились к работе соответственно, но Грабарь настаивает на привлечение к работе ученых - химиков, физиков, микробиологов. Он считал, что необходимо было реставрировать и укреплять памятники старины и искусства. За что ему низкий поклон и благодарность от потомков.

Но несмотря на свою общественную загруженность Мастер не оставляет живопись. Он пишет натюрморты, соединяя разные фрукты и фактуру тканей, словно стараясь постигнуть насыщенность колорита теплых и холодных цветов...напряженный ритм и пластика...

В 1930-е годы Игорь Эммануилович пишет портреты известных людей - композиторов, академиков, писателей. Очень много он путешествует по миру в качестве эксперта-искусствоведа. А уже на закате жизни он поселился в прекрасном месте - дачном поселке Абрамцево. Грабарь продолжал заниматься живописью, писать свои пейзажи и натюрморты и работать над "Историей русского искусства".

Он прожил трудную, но интересную жизнь, оставив нам в наследие свои работы и труды. 16 мая 1960 года он покинул этот мир и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь Эммануилович Грабарь - человек с потрясающей работоспособностью и удивительной любовью к жизни. Он легко пробовал новое, не боялся ответственности, добивался поставленных целей.

До последних своих мгновений жизни Мастер писал солнечные, оптимистичные пейзажи, пышные букеты цветов, которые с большой любовью и теплом выращивал на своей даче, утверждая, что искусство всегда оставалось для него единственным подлинным содержанием жизни....

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))