Свою благословенную профессию мы должны любить страстно и нежно, до самозабвения, как лучшую и единственную на свете. Без этого я не мог существовать, не мог дышать ни один день моей жизни... И. Э. Грабарь
Его работы словно наполненные светом...яркие, жизнерадостные, такие, каким был он сам. Игорь Эммануилович Грабарь - удивительный и невероятный человек, который достиг высот сразу в нескольких направлениях - живописной и реставрационной, научной и музейной.
Он всегда мог сохранить самообладание, не только действовать при любых обстоятельствах, но и получать максимум удовольствие и радости от работы, каких-либо открытий, от окружающего мира. Игорь Эммануилович умел быть счастливым и принимать жизнь такой, какая он была, со всеми ее шероховатостями и впадинами, взлетами и падениями. В этом и есть удивительная уникальность художника.
Уверена, что все мы помним картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", которая была репродукцией включена в советские учебники. Мастер трактовал импрессионизм совершенно по-своему, иначе, так как принимал его сам.
Совершенно невероятное произведение искусства!!! К голубым небесам тянутся белоснежные стволы березок, раскинув свои ветви в разные стороны, словно причудливые узорные нити. Благоухающее дыхание природы притягивает и завораживает наши взоры, собирая в себя самые нежные цвета и оттенки. И уже чувствуется приход весны. Все замирает в ее ожидании.
Бирюзовые переливы света словно стекают вселенским потоком на землю, а чистый бодрящий воздух напитывает пейзаж неповторимым ароматом. Невероятная благодать и удивительный трепет наполняет душу, делая ее чистой и звенящей. Природа словно раскрывает свои объятья каждому, кто готов прислушаться, пропустить через себя и принять это таинственное волшебство, словно Вселенское чудо. Удивительная благодать, как причастие, прикосновение к волшебной атмосфере земного бытия.
Свет! Любовь! Гармония!
25 марта 1871 года родился Игорь Грабарь, в Австро-Венгрии, в Будапеште. Его отец был юристом и депутатом венгерского парламента. Однако, из-за своих русофильских взглядов вынужден был выехать в Италию, а затем в Россию в 1876 году, а именно в Егорьевск Рязанской губернии. Эммануил Грабарь поступает учителем в местную гимназию, несколько позднее в Россию переезжает и его семья.
На тот момент стало совершенно очевидно, что Игорь талантлив в рисовании. В гимназии, где он начинает учиться, предмет преподавал местный художник, который и заинтересовал юношу живописью. Несколько позже Грабарь будет вспоминать: "Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей". В мастерской учителя он проводил часы, просто "изводя тонны бумаги". Вдохнув аромат масляных красок, юноша почувствовал необыкновенное счастье и мир словно закружил его в своем хороводе тонов и полутеней.
В возрасте 11-ти лет, Игорь Грабарь отправляется учиться в Московский императорский лицей. Его ждут совершенно непростые времена. Ученики их состоятельных семей постоянно подшучивали над бедностью Грабаря, но это не сломило, а лишь укрепило дух и волю. Он погружается в живопись и художество, видя в этом свое предназначение и радость жизни. Он упорно, не покладая рук пишет и пишет...педагогов и одноклассников, работников лицея и просто знакомых, виды из окна, поставленные натюрморты, простые сцены из жизни и быта лицея.
Заканчивая с отличием лицей, Игорь Грабарь отправляется в столицу и в 1889 году поступает на два факультета Петербургского университета - юридический и историко-филологический, успевая при этом писать юмористические рассказы для журнала "Нива", рисовать иллюстрации и выступать художественным критиком различных выставок. Только вот юристом он не стал, хотя и окончил юридический факультет.
В Петербурге Грабарь начинает обучение у профессора Чистякова, который советует ему бросить живопись и ограничиться одним лишь рисованием. Однако не ко всем советам нужно прислушиваться, нужно уметь слушать лишь свой внутренний голос и идти к своей мечте, используя все возможные средства.
В 1894 году Игорь поступает в Императорскую Академию художеств. Занимается в мастерской Репина, но остается не доволен системой преподавания и уезжает в Мюнхен, в частную школу Антона Ажбе, где изучает живопись, архитектуру и скульптуру.
Только после Всемирной выставки в Париже весной 1900 года остро понимает, что "художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого..." Вот и получается, что "где родился, там и пригодился".
В 1901 году Игорь Грабарь возвращается на Родину и становится главным критиком в журнале "Мир искусства". Уже тогда его заметки были известны и пользовались популярностью. Игорь Грабарь стал более известен как критик, но не как художник. Это сильно тревожило его, но волнения были напрасны и совершенно не обоснованы. Все его 10 работ, выставленные на выставке "Мир искусства" приняли благосклонно. Более того, Третьяковская галерея приняла картину "Луч солнца".
Можно с полной уверенностью сказать, что именно здесь - осенью 1901 года, в Наре - подмосковном имении князей Шербатовых, и произошла первая встреча художника с русской природой, словно первая любовь и самая невероятная страсть. Необычное трактование и неповторимая манера исполнения, фрагменты архитектуры и невероятная линия усадебного пейзажа - вот направление, по которому пойдет Игорь Грабарь.
Следующий год художник проведет у своей тетки, в имении Титово, где и появится картина "Сентябрьский снег".
...Проснувшись как-то утром и взглянув в окно, я к удивлению увидел, что выпал снег: весь сад был в снегу, снегом была засыпана колонная терраса. Зрелище снега с ярко-желтой листвой было столь неожиданно и в то же время прекрасно, что я немедленно устроился на террасе…Окончив ее, я ясно почувствовал, что сделал какой-то значительный шаг вперед по сравнению с этюдами Нары, что здесь лучше передан материал, но в то же время и больше поэзии, без которой пейзаж есть только протокол... И. Э. Грабарь
В 1903 году Игорь Грабарь переезжает в Москву и на одной из выставок знакомится с Николаем Мещериным - владельцем Даниловской мануфактуры, который предлагает ему погостить в своей усадьбе Дугино, что на берегу Пахры. Мещерины оказались очень гостеприимными и хлебосольными людьми, которые очень сильно поддерживали художников. Здесь была прекрасная мастерская, удивительные уголки русской природы, сани с возницей для этюдов.
Именно здесь часто собирались художники на выездные живописные пленэры. Грабарь чувствовал себя как дома, превратив себя в "дугинского аборигена". Именно в Дугино в полной мере раскрылась для него "снежная тема". И сам художник часто говорил, что самый интересный для него пейзаж - зимний. Вокруг усадьбы простирались живописные места, а русская природа каждое мгновение вдохновляла художника на новые работы. Его слава, как художника несомненно росла, хотя постоянно нужно было думать о заработках.
Игорь Грабарь вставал в пять-шесть утра и шел на этюды, писал настолько упоенно, что совершенно забывал об отдыхе и еде. С окончанием зимы Игорь Эммануилович начинал писать натюрморты. В Дугино круглый год в саду и оранжерее росли прекрасные цветы. Удивительные полотна - "Хризантемы", "Дельфиниум", "Неприбранный стол", "Сирень и незабудки" увидели свет.
Очень жаль, что сейчас усадьба находится в совершенно плачевном состоянии и не сохранена, как архитектурный памятник истории. И очень хочется верить и надеяться на то, что мы еще увидим это прекрасное и удивительное место в рассвете и полном порядке.
Здесь же художник и устроил совою личную жизнь. Он женился на племяннице Мещерина Валентине. Игорю Эммануиловичу было 42 года, а Валентине всего 20 лет. Своей матери он напишет: "Дорогая моя мамочка, могу тебе сообщить весьма необыкновенную и даже просто невероятную новость: я женюсь! Чудесная девушка, очень славная, добрая, умная и талантливая, и любит меня очень, как и я ее. На Красной горке обвенчаемся здесь, в Дугине, то есть в церкви соседнего села..."
Брату Владимиру жених сообщит в письме: «Я женюсь на той красной толстенькой и мною смертельно любимой девочке, с которой я тебя познакомил с Москве… » Совершенно очаровательнейшее описание, не правда ли?
Супруга подарила Мастеру двоих детей - Ольгу и Мстислава, а он в свою очередь подарил своим детям любовь, внимание, достаток и образование. В последствии Ольга стала биологом, доктором наук, а Мстислав - математиком и правозащитником.
Личная жизнь семьи художника достаточно туманна. После рождения сына Валентина ушла из семьи... И опекать детей Игоря Грабаря стала родная сестра Валентины - Мария, которая и стала впоследствии второй женой художника.
А по воспоминаниям внучки: "Валентина Михайловна Мещерина в июне 1932 года тяжело заболела, долгое время провела в клинике профессора Казакова. Два года спустя семья Грабарей распалась. Бабушка стала жить отдельно, в коммунальной квартире в Филях. Она сохраняла прежний круг знакомств, работала во Всесоюзной академии архитектуры, подготовила к печати альбом по архитектуре усадьбы Коломенское...Дед любил бабушку до последнего дня. Она приходила, и он менялся. Когда они расстались, Игорь Эммануилович оформил брак, предполагаю, фиктивный, с младшей сестрой бабушки. Мария Мещерина просто вела хозяйство, помогала воспитывать детей..."
А жизнь тем не менее шла своим чередом. Отгремела и прокатилась по стране Октябрьская революция. Новую власть Игорь Эммануилович принял со смирением и даже стал с ней сотрудничать, видя свое призвание в спасении и реставрации пострадавших картин.
В ряды большевиков не вступал и оставался беспартийным. Репрессирован не был, но и никого не посадил. При возможности помогал, как мог. Был до боли сентиментальным, но суровым человеком.
Уже при участии Грабаря был сознан государственный и музейный фонд, а также распределение картин по музеям. Это был отличный шанс сохранения культурного наследия России.
Уже в 1913 году Игорь Эммануилович стал попечителем Третьяковской галереи. Он с большой радостью приступил в реформам, которые заключались в перевеске картин в хронологической последовательности, основываясь на монографических и исторических принципах. Один зал - один художник. Была проведена строгая инвентаризация - картины вынимали из рам, описывали и фотографировали, создали первый научный каталог всех экспонатов.
В своих письмах Грабарь говорил, что дал согласие на эту должность, чтобы изучать искусство не через стекло, "а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей". Была проведена сложная и объемная работа на славу Третьяковской галереи. Приобретались классики русского искусства - О. Кипренский, П. Федотов, картины "новейших" художников - И. Машкова, К. Петрова-Водкина и других.
После 1918 года Грабарь становится директором музея, вплоть до 1925 года. Именно по инициативе Игоря Эммануиловича в Москве открываются реставрационные мастерские. Ранее реставрацию называли ремонтом и относились к работе соответственно, но Грабарь настаивает на привлечение к работе ученых - химиков, физиков, микробиологов. Он считал, что необходимо было реставрировать и укреплять памятники старины и искусства. За что ему низкий поклон и благодарность от потомков.
Но несмотря на свою общественную загруженность Мастер не оставляет живопись. Он пишет натюрморты, соединяя разные фрукты и фактуру тканей, словно стараясь постигнуть насыщенность колорита теплых и холодных цветов...напряженный ритм и пластика...
В 1930-е годы Игорь Эммануилович пишет портреты известных людей - композиторов, академиков, писателей. Очень много он путешествует по миру в качестве эксперта-искусствоведа. А уже на закате жизни он поселился в прекрасном месте - дачном поселке Абрамцево. Грабарь продолжал заниматься живописью, писать свои пейзажи и натюрморты и работать над "Историей русского искусства".
Он прожил трудную, но интересную жизнь, оставив нам в наследие свои работы и труды. 16 мая 1960 года он покинул этот мир и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Игорь Эммануилович Грабарь - человек с потрясающей работоспособностью и удивительной любовью к жизни. Он легко пробовал новое, не боялся ответственности, добивался поставленных целей.
До последних своих мгновений жизни Мастер писал солнечные, оптимистичные пейзажи, пышные букеты цветов, которые с большой любовью и теплом выращивал на своей даче, утверждая, что искусство всегда оставалось для него единственным подлинным содержанием жизни....
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))