Найти тему

Ребенку трудно учиться. Воздействие гаджетов. Что об этом говорит нейропсихолог?

Окружающая среда, в которой растут современные дети, перенасыщена факторами, которые искажают процессы развития. Результатом этого является появление качественно новых вариантов индивидуальных различий, которые носят отрицательный характер и приводят к различным психическим дисфункциям и психологической дезадаптации.

Иллюстрация из свободных источников
Иллюстрация из свободных источников

Ярким примером такого фактора является использование телефонов и планшетов маленькими детьми. Эти цифровые устройства создают специфические условия для развития мозга ребенка.

Взрослые, не имея достаточно сил для взаимодействие с ребенком, используют цифровые устройства в качестве «няни». При этом заменяется живой контакт на суррогат, мнимое общение.

На консультациях я слышу от родителей несколько основных причин использования телефона в качестве «помощника».

Перечислю:

  • нет помощи со стороны родственников;
  • легче проходит процесс кормления;
  • чтобы освободить время на свои взрослые дела;
  • отдых для родителей;
  • специальные детские приложения, которые развивают – это полезно;

Теперь давайте поговорим о последствиях использования цифровых устройств с научной точки зрения.

Постоянное восприятие плоских объектов на экране может усложнить или исказить восприятие и узнавание форм реальных предметов у детей 1,5 - 2 лет.

С нейропсихологической точки зрения это отражается на формировании динамического и кинестетического праксиса, а именно ловкости, последовательности движений и поиска постановки пальцев рук - это предпосылка проблем в освоении письма.

Есть риск того, что появятся трудности переключения и удержания внимания на малодинамичных реальных играх. Пример: разложить бусины в коробочки по цветам. Ребенок приступает к этому и быстро теряет интерес.

Контрастное цветовое оформление игр в телефоне/планшете, отличающееся от книг/карточек, приводит к отсутствию к ним интереса, и продолжению зрительной поисковой активности ребенка. Вывод: насытить ребенка естественными развивающими элементами большая проблема и предрасположенность к его неусидчивости, гиперактивности.

При использовании устройства продолжительное время может наблюдаться эмоциональная растерянность ребенка. Реальное общение сокращено и ребенку будет трудно воспринимать эмоциональные составляющие контакта и его интерпретировать во взаимодействии с детьми и взрослыми. Страдает эмоциональный интеллект.

Постоянное восприятие объектов на экране может нарушить формирование зрительно-пространственных представлений. Это формирует проблемы с написанием элементов/букв, расположение их на бумаге и т.п.

Самое сильное влияние цифровое устройство оказывает на мышление ребенка.

В нейрофизиологии мышления выделяют три режима, в котором работает мозг. В основе этих режимов лежит развитие нейронной сети мозга.

1. CEN (central executive network). Центральная исполнительная сеть - активируется при потреблении информации.

2. SN (salience network). Сеть выявления значимости, которая обеспечивает режим ориентации. Она включается тогда, когда человек встречается с чем-то новым или оказывается в новом месте и нужно понять как сориентироваться и куда пойти.

3. DMN (default mode network). Сеть пассивного режима, которая загружает в себя нужную информацию, полученную ранее, для выдачи результата. Режим работы мыслящего человека.

В DMN систему "загружаются" предметы, объекты, слова, свойства, чтобы воспроизвести какой-то продукт мышления. И чем качественнее обеспечение нейронными связями, тем функционирование мышления лучше. Но такое развитие сетей и вовлечение в работу происходит при нормальной ситуации развития и цифровые устройства здесь лишнее.

Вывод: мозг не развивается в естественной среде, в нем не образуются необходимые связи. Так как цифровое устройство создает среду переизбытка информации. Учитывая, что перечисленные выше системы, не могут работать одновременно, страдает DMN сеть, поскольку постоянно попеременно активированы CEN и SN сети. Получается, что сеть, отвечающая за мышление, не функционирует.

Это основное, что надо знать родителям про воздействие на мозг ребенка телефонов и планшетов.

К, сожалению, количество детей с трудностями в развитии и школьными проблемами увеличивается.