Кисти наравне с холстом и красками, считаются основным инструментом художника. С их помощью можно создавать картины из акварели, гуаши, акрила и других красок.
Сегодня разберём и рассмлтрим подробно Ворс для кистей, каким он может быть и для каких работ. А так же поговорим об уходе за кистями.
ПОНИ
Мягкий ворс. По форме пучек цилиндрический. Такой ворс прекрасно может набирать воду. Подходит ворс, который растет за ушами или на спине. За ушами ворс весьма шелковист, на спине жесткий темного цвета. Ворс из этой части дорогой, а спинной — немного дешевле. Кисти используются для обучения акварельной технике.
БЕЛКА
Очень мягкий ворс. Такие кисти лучше всего подходят для акварели. По форме их пучек бывают цилиндрическим или плоским. Примечательно, что ворс берут с хвоста зверька. Взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Кисти легко впитывают воду. Пучек становится однородным и плотным. Такая кисть для тонкой и кропотливой работы. Беличьи кисти хорошо задерживают и отдают воду. Недорогие беличьи кисти применяют для обучения, а дорогие – для работы профессиональных художников. Эти кисти предназначаются для акварели и других жидких красок, разбавленных водой акриловых красок (до акварельной консистенции) и росписи фарфора.
КОЛОНОК
Кисточки из его ворса считают ценными. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче, а на кончике мягче. Кисть имеет форму цилиндрическую или плоскую. Цвету данного ворса характерны светлые и темные оттенки (начиная светло-рыжим цветом и заканчивая темно-коричневым). Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. Так, у основания ворс толстый, напоминает щетину свиньи, а концы их тончайшие, следовательно, кисти жесткие с тонкими кончиками. Натуральные данные кисти стоят дорого. В природе данного зверька существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие.
СОБОЛЬ
Соболиный ворс напоминает колонка. Существуют некоторые отличия. Соболиный короче, и его ость упругая и довольно жесткая. Другие особенности одинаковые: задержание красок и воды, а также их отдача. Многие производители и продавцы считают, что колонковые и соболиные кисти одинаковые. Их форма цилиндрическая или плоская. Используют кисти в живописи акварелью. Ими можно работать с гуашью, акрилом и темперой. Соболиные кисточки используют в специализированных целях, в частности применяют для ногтевого дизайна и визажа.
МАНГУСТ
Такой ворс немного жестче, чем двух предыдущих. Цвет ворса – его отличительная особенность. Кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские. Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми).
СВИНАЯ ЩЕТИНА
Она довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине. Ее обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде она имеет светлый цвет. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом, гуашью и темперой.
Особенность – отсутствует окончание у пучка. Такая кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ
Для искусственного ворса используют разный материал – в основном полиэстер и нейлон. Форма у кистей разная: плоская, цилиндрическая, флейцевая и веерная. Пучок собранный (колонок) или же не сформированный (свиная щетина). Цвет искусственного ворса определяет упругость, степень жесткости и плотность. Синтетические темные кисточки – мягкие. Ими работают с гуашью, акварельными красками и темперой. Что касается акриловых и масляных, то они исключаются. Ворс рыжеватого цвета – средней степени жесткости и плотности. Данные кисти выбирают для гуаши, акриловых красок, масла и темперы. Следует отметить, что синтетика немного мягче щетины. Светлые синтетические кисти появились не так давно. Для их изготовления используют нейлоновые волоски. Они используются для рисования маслом и акрилом. Кисточки из синтетики белого ворса дешевле. Преимуществом этих кисточек является такое свойство, как хорошая задержка воды и краски, а также вбирание оптимального количества краски в соответствии с размером.
КОЗИЙ ВОРС
Такие кисти упруги, ворс эластичный и довольно длинный. Он бывает белых и желтых оттенков. Производство его схоже с щетиной. Хотя козий ворс намного мягче. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Для работы с батиком подходит такая кисть, потому что она способна выдержать горячий воск.
ВОРС С УХА БЫКА
Ворс довольно длинный, в меру жесткий. Кончик пучка округлый, он не может быть острым. Его изготавливают из заушного покрова быков, коров и волов. В кисточках его сочетают с ворсом, взятым у других животных, или же с искусственным. Такие кисти предназначаются для гуаши и темперы.
Коротко об уходе за кисточками
Чтобы кисточки долго служили, за ними требуется уход. Для натуральных материалов он будет более тщательным, иначе инструмент быстро испортится. Акварель на кистях для иллюстратора не должна оставаться после окончания работ, иначе краска засохнет, волоски потеряют свою эластичность и естественную защиту при попытках размочить, удалить жесткий участок. Промыть кисть от акварели можно в простой воде. После масла потребуется мыло и теплая вода. Кисти из колонка можно очищать в бензине, либо уайт-спирите.