Мой пост вызвал бурное обсуждение в комментариях. Что ж, тема больная для многих! Многие стали перекладывать ответственность на ученика(меня): сама довела, не знала, чего хотела, да и вообще за такие деньги чего вы хотели. На самом деле я почти уверена, что такие комментарии мне пишут по одной причине: потому что я давно совершеннолетний человек, а не ребенок, а значит должна как ученик вести себя как-то иначе, удобнее для преподавателя. Сама знать, по какому учебнику заниматься, не задавать "глупых" вопросов и т.д. и т.п.. Что ж! Сколько людей столько и мнений. Мое остается прежним: репетитор ответственен за программу обучения, за комфорт в обучении, за структуру преподавания, сколько бы лет ученику ни было.
Но эта история будет не об этом. Она о другой сфере моей жизни, связанной с обучением. Речь пойдет про обучение музыке.
Музыкальная школа
Когда мне было лет 6 меня отдали в музыкальную школу в класс общего развития: лепка, рисование и сольфеджио. Может быть, было что-то еще, но эти предметы были точно. Рисовать я любила всегда, лепить у меня получалось коряво, но душевно, а вот с сольфеджио все сложилось необычно. Дело в том, что нужно было отучиться 1 год в классе общего развития, а потом уже идти на какой-то инструмент.
Один день
Помню, светило солнце. В углу длинной комнаты стояло фортепиано, и мы должны были сочинить какую-то сказку и сыграть ее. Так, как умеем. Возможно, это был открытый урок или что-то подобное, потому что в дверях стояла моя мама с молодой высокой красивой женщиной. Они что-то обсуждали, поглядывая на меня. Я сразу это приметила и помню, что мне было очень интересно, о чем же идет речь.
Как выяснилось позже, эта высокая красивая женщина (пусть будет Наталья Григорьевна) - преподавательница фортепиано. Она наблюдала за мной и пригласила меня перейти к ней сразу в класс фортепиано на обучение, не доучиваясь год в подготовительном классе. Точнее, предложила моей маме, та согласилась, а я была не против, потому что в целом мне понравилось нажимать на клавиши и издавать на них какие-то звуки. Так я вступила в ряды юных пианисток.
Урок на всю жизнь
Этот день я никогда не забуду. Был весенний день, у стены, рядом с окном, стояло фортепиано. Мы с Натальей Григорьевной разучивали какую-то мелодию и она сказала мне остановиться. Я испугалась: может быть, что-то не так? Я же так стараюсь... А она сказала мне взглянуть в окно.
А за окном цвели деревья, ива плела своим косами какую-то иную мелодию, а птицы нежно ей аккомпанимировали. Мы сидели, смотрели в окно и слушали птиц. Это длилось не больше пары минут, но спустя почти 20 лет я помню этот момент очень ясно. После этого моя разучиваемая мелодия, уверена, зазвучала иначе. Потому что мне было спокойно и хорошо, а прошлые минуты были действительно блаженны.
Грустная весть
Наталья Григорьевна ушла из школы. Она была моим учителем всего пару месяцев, но за это время я успела ее искренне полюбить и помню до сих пор. Я очень ей благодарна за первое прикосновение к настоящей музыке, это сыграло большую роль в моей жизни.
Если когда-нибудь эти строки дойдут до Вас - знайте, я оберегаю воспоминания о наших занятиях, ваше настоящее имя я не забыла. Спасибо Вам огромное.
Меня перевели в класс к другому преподавателю. Пусть будет Елена Борисовна. Имена я меняю намеренно, но искренне помню всех. И после этих уроков я уже не помню ни щебетанья птиц, ни того весеннего солнца. Я помню лишь слезы и ненависть к инструменту. По словам мамы, она видела во мне потенциал, поэтому заваливала заданиями, этюдами и прочим. Работа, работа, работа. Строгая, монотонная, неживая.
"Кто везет, на том и едут", - любила говорить она.
Для моей в то время очень хрупкой детской психики это оказалось слишком. Я помню лишь, как пришла в один день домой и швырнула нотную папку в угол, хотя такое эмоциональное действие для меня было совсем несвойственно. Я хотела уйти, бросить школу. Потому что музыка не приносила никакой радости, пальцы играли механически. Пьесы зубрились, а не игрались с осознанием чувств.
Помню, когда мы с мамой пришли в школу забирать документы, то сели в ожидании у ее кабинета, чтобы попрощаться. Я искала любой повод, чтобы туда не идти: мне плохо, хочу в туалет и т.д. Но все же прийти попрощаться пришлось. Елена Борисовна была на этот раз удивительно приветлива, будто другой человек стоял передо мной. Но в тот момент наши с ней пути разошлись навсегда. А вот с музыкой, к счастью, нет.
Вы можете подумать, что иначе нельзя. Только так достигают успеха: строго и жестко. Только так можно чему-то научить. Но все эти утверждения разбиваются о воспоминания о моей первой учительнице. Она учила меня слушать музыку, а не учить ноты.
Жизнь без музыки
Оказалось, я не могу жить без музыки. Без фортепиано не могу. Я искала его везде: в школах, в городских клубах, везде, где только могла. И что-то играла: что-то помнила, что-то сама сочиняла.
Фортепиано продали сразу после моего ухода из школы, и спустя несколько лет я уговорила родителей купить мне синтезатор: разучивала на нем мелодии как умела, просто музицировала. А потом меня захватила математика и физика, а инструмент остался стоять, потому что мой запал пропал. Я думаю, это произошло в том числе из-за отсутствия учителя.
Я поступила в другую школу в 10 класс, эта школа являлась школой-интернатом. И так получилось, что моя классная воспитательница окончила музыкальное училище по классу фортепиано. И фортепиано в школе было в открытом доступе к тому же. Галина Александровна давала мне уроки музыки, разбирала со мной ритмы, мелодии. Я очень благодарна ей за это! Мы даже с одной девочкой играли дуэтом: я на клавишах, а она на флейте. Я все больше убеждалась в том, что фортепиано - моя искренняя любовь навсегда.
А после я выпустилась из школы и пошла в университет, все также продолжая искать хоть какое-то фортепиано, чтобы пальцы не забыли хотя бы одну мелодию. Купила себе хорошее электронное пианино: полноразмерная ямаха с взвешенной клавиатурой. Я даже нашла репетитора по фортепиано: она открыла мне мир аккордов и пения под них. Как же я радовалась своим маленьким, но успехам! Но то были старшие курсы, технический ВУЗ, много забот и спустя несколько уроков я прекратила занятия с надеждой на то, что смогу вернуться к преподавателю. Действительно чудесная женщина и преподаватель! Ольга Владимировна, спасибо Вам!
Мечта
После ухода из музыкальной школы меня не покидала мечта вновь пойти учиться музыке. Учиться серьезно, вдумчиво. Я задумалась: а есть ли музыкальные школы для взрослых? Оказалось, что такая школа есть и она находится в самом сердце Петербурга. Эта школа носит имя величайшего композитора - Н.А. Римского-Корсакова. И я загорелась поступить туда или хотя бы попробовать.
Я успешно защитила красный диплом на 4 курсе Политеха и все думали, что я пойду в магистратуру. Это ведь так логично! Даже из деканата звонили, спрашивали, подавать ли меня на президентскую стипендию. А я не хотела идти по этому пути, ведь понимала, что это не принесет мне сейчас никакой радости, так как сфера обучения мне не очень-то интересна. И я пошла на вступительные в музыкальную школу.
Школа сразу покорила меня своей красотой и приветливыми работниками. Помню, как зашла в класс, а там стояло целых ДВА РОЯЛЯ. Для меня это было удивительным зрелищем, к которому мне скоро пришлось привыкнуть. Меня попросили спеть песню, похлопать в ладоши и повторить сыгранную мелодию. Мне казалось, что я провалила вступительное, так как ошиблась в паре хлопков. Я поблагодарила педагогов за уделенное время и ушла в расстроенных чувствах. Но с другой стороны я знала, что ничего не теряю.
Прошли две недели, поздним летним вечером я неспешно шла по центру Петербурга и раздался звонок: звонил неизвестный номер.
-Кристина Игоревна, добрый вечер. Вы зачислены в класс Ирины Эдуардовны по классу фортепиано. Поздравляю Вас.
Я не могу описать всех чувств и эмоций, которые наполнили меня в тот момент. Я стояла на Гороховой и беззвучно дрожала от счастья. С этого звонка началась новая страница любви к музыке.
Сейчас
На данный момент я являюсь ученицей Музыкальной Школы им. Н.А. Римского-Корсакова и я невероятно счастлива. Этого бы счастья не было, если бы не моя прекраснейшая преподавательница: Ирина Эдуардовна. Она учит меня не просто играть музыку, но и слушать ее, чувствовать, понимать. Без единого повышения голоса, без стучания по клавишам и рукам. Я могла бы рассказать очень многое о том, как я люблю наши уроки, как я счастлива на них приходить. И я, возможно, смогу рассказать об этом позже. Сейчас мне пора сесть за инструмент, чтобы разучивать программу, которую Ирина Эдуардовна мне подобрала: чудесные произведения Прокофьева и пока пугающие инвенции Баха. Я год была в академическом отпуске и меньше, чем через месяц вновь окунуть в чудесный мир музыки, которую я стала любить гораздо сильнее благодаря моей преподавательнице. Я очень благодарна ей за это.
Почему с одними учителями получается все, а с другими - ничего? Это вопрос я оставлю открытым для обсуждения. Если Вы знаете на него ответ, то напишите, пожалуйста.