Найти тему
Сергей Михеев

Американские гарантии безопасности

Зеленский продолжает раздуваться, как рыба-шар, все дальше выставляя свои «иголки». Начались (и Вашингтон подтвердил) переговоры между Украиной и США о предоставлении неких гарантий безопасности, сообщил глава офиса Зеленского Ермак. Об итоговом содержании документа говорить рано. Но, скорее всего, там будет идти речь о конкретной оборонной поддержке. Украинская сторона заявляла, что будет поставляться больше оружия, украинские военные будут обучаться за границей, будет продолжаться обмен разведданными. Общий смысл заявления киевского режима такой: в случае возможной приостановки горячей фазы конфликта США и их союзники с удвоенной энергией будут накачивать киевский режим всем, чем можно, чтобы в дальнейшем укрепить ВСУ и дальше действовать по намеченному в Вашингтоне плану. Возможен такой вариант?

Сергей Михеев: Ну да. Украина хочет, чтобы американцы написали следующее прямым текстом: «Америка готова напрямую вступить в войну с Россией на территории Украины в случае, если Украина об этом попросит или если будут такие условия». А американцы им предлагают ровно то же, что происходит сейчас, и говорят, что будут это делать и дальше. Это для Зеленского рабочий вариант, но совсем не то, что они хотели. Они желают размещения на территории Украины американских военных баз, прямого вступления американцев в войну с Россией или по крайней мере обещания это сделать. Всё остальное – это примерно то, что происходит сейчас. Американцы будут оказывать помощь, а дальше «вы сами, всё сами. Получится у вас у самих – хорошо. Не получится – ваши проблемы».

Хотят подписать долгосрочный контракт. Не то, что сейчас зависим от того, кто президент, сколько денег в бюджете, а именно вдолгую.

Сергей Михеев: Вдолгую - это ни о чем. Почему Украина так хочет в НАТО? Потому что там есть статья 5: в случае агрессии против одного члена блока все остальные рассматривают возможность коллективного участия в поддержке и в отпоре агрессору и возможность вступления в войну. Вот это им нужно. А такие долгосрочные меморандумы ни о чем не говорят, потому что да - есть рамка, в которой помощь может оказываться долго, но любой новый президент может сказать: «Мы должны пересмотреть финансирование этой рамки». Нужны ведь цифры. Если сейчас закладывается одна цифра, а придет следующий президент или изменится политическая ситуация – и цифра может тоже измениться. Все бюджеты подтверждаются раз в году. Соответственно, в этом году выделили столько, а в следующем что-то поменялось – и выделили меньше. С одной стороны - это важно, а с другой стороны – гарантией безопасности не является. Такая сделка с «плавающими» рамками. Не оговаривается «вечное обязательство поддерживать Украину всеми имеющимися способами» и никто не обязуется выделять Украине миллиард долларов каждый месяц. Таких соглашений не подписывали.

Это принципиальный меморандум. А чем он будет наполняться конкретно, будет зависеть от изменения ситуации.

Интересно наблюдать, как в известных западных аналитических изданиях меняется подход к освещению украинского конфликта, отношение к Зеленскому. На портале American Thinker опубликована статья, смысл которой в том, что войны на Украине хотели все, кроме Москвы. Автор статьи – старший научный сотрудник Центра политических исследований Лондона в Нью-Йорке – напоминает, что после унизительного поражения в Афганистане НАТО потребовалась еще одна война, чтобы оправдать свое существование. Альянс решил, что конфликт на Украине – это то, что надо. Он будет быстрым, резким, коротким, главное – без жертв со стороны Запада. Некоторые европейцы увидели для себя возможность расправы с Россией без своего непосредственного военного участия. Автор говорит, что по сути Украина была приманкой – это всем известно. Он приводит слова Генри Киссинджера после разгрома американцев во Вьетнаме, что «быть врагом Америки, возможно, опасно, но быть другом смертельно опасно». По мнению автора статьи, Зеленский находится в процессе выяснения, принятия этого. В общем, плохой сигнал для действующего киевского режима.

Сергей Михеев: Это было понятно и раньше. То, что люди на Украине этого не понимали, говорит об ограниченности или что по большому счету они не способны эти вещи понимать. Может быть даже понимали, но решили ради личных бонусов, власти, репутации, денег, карьеры пожертвовать Украиной. Это банальность. Когда это звучит тысячу раз от нас, то уже неинтересно слушать. А когда это звучит от американцев, начинают прислушиваться. Тут надо иметь свою голову на плечах, хотя бы немножко знать политическую историю и уметь минимально анализировать, чтобы эти вещи были понятны. Это главная проблема, которая есть у украинской элиты – неспособность просчитать шаги вперед и понять, как развиваются события.

Это, кстати говоря, поняли американцы – Украиной управляют люди, которых можно очень легко развести и использовать. Нет труда найти «кнопочки», на которые можно нажимать, и они будут исполнять те «танцы», которые американцы будут заказывать. Они это поняли. Я часто говорю, критикуя нас, что американцы просчитали наши ходы. Но еще лучше они умеют просчитывать ходы своих союзников, потому что там абсолютный доступ к информации, и плюс глупое доверие. Они просчитали и современную Украину – поняли, что эту страну можно использовать, и они ее используют, будут использовать до тех пор, пока она не кончится.

Единственное из текста, о котором Вы говорите, что у них не получилось (и, думаю, не получится) – это быстрые победоносные действия. Этого не случилось. Всё перешло в очень затяжную фазу. Рано или поздно и их начнет это утомлять. Проблема в том, что их начнет утомлять, а у России и Украины там погибают люди.

А к действующему киевскому режиму вернется критическое мышление? Осознать, что происходит, и искать другие пути. Или это бесполезно и голова уже другим забита?

Сергей Михеев: Не может вернуться то, чего не было. Слово «вернется» подразумевает то, что что-то такое у них было и куда-то ушло. Вот вопрос: может ли оно появиться? Может только в случае смертельной опасности. Те люди, которые сейчас в Киеве находятся у власти, настолько увязли в этой истории, что вылезти из нее не смогут, даже если поймут всю трагичность. Они будут до конца «жать на педали». Я всегда говорю, что выходом для Украины и украинского народа могла бы быть смена политического режима. Условия для этого постепенно создаются.