В статье рассматриваются факт и эмоции в журналистском произведении как со стороны единого целого, так и отдельно стоящих понятий. Чётко выстроена линия «за и против», когда необходимо давать фору эмоциям, а когда нет. Были построены собственные заключения насчёт эмоциональности и фактов в журналистике, по основам экспертных мнений среди выдающихся журналистов. Сделан вывод о профессиональной деятельности и пригодности журналиста.
Чтобы разобраться к чему стоит прибегать к журналисту в своей работе, предлагаю дать пояснения определениям слов факт и эмоции.
- Факт (лат. «Сделанное») – истинное, никем не придуманное проявление одной из сторон окружающей нас среды.
- Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Термин «факт» имеет несколько значений. В одних случаях он указывает на достоверность события, в других — под ним понимается событие. Применительно к журналистике под фактом надо понимать информацию, сообщение об отдельном событии, о том, что произошло вчера или ранее, но имело место однажды.
Любое журналистское произведение зиждется на фактах. Именно на их основании и выстраивается структура произведения.
Работа с фактами включает:
- Сбор фактического материала
- Методы его обработки и изложения.
В качестве факта может выступать действительность, социальные явления, процессы и даже сам человек.
В журналистике объективное освещение событий означает строгое следование фактам. Факт в журналистике — достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разнородные факты. Факт становится таковым и оказывается доступным только в форме суждения (высказывания). Реальность существует независимо от человека, а факт — нет. Человек выделяет в действительности какой-то фрагмент, а в нем — определенный аспект (событие); затем он «переводит» свое знание о действительности (событии) на «естественный» язык, строит знание в виде суждения о предмете, затем проверяет, истинно ли данное суждение или ложно («верифицирует» его). И только тогда — если окажется, что суждение истинно — то, что описано в этом суждении, становится фактом.
Объективность — отношение к объекту (явлению) и его характеристикам, процессам, как к независимому от воли и желания человека. Объективность подразумевает наличие знаний как таковых об объекте (явлении). Устойчивость объективности зависит от количества и точности понимания различных параметров объекта или процессов явления. Термин «объективно» в философских работах употребляется в различных аспектах. Объективность – это не математическая точность, а исключение эмоций, отделение фактов от мнений.
Если журналист готовит новостной хроникальный материал, то необходимо и следует обходиться без оценочных суждений. Если же материал художественно-публицистический, то факты выполняют роль иллюстративного материала, либо в виде опорных аргументов, подтверждающих истину изложенного. В этом случае журналист подвергает факты всестороннему анализу и даёт им собственную оценку и трактовку. А, вот тут-то, некоторая эмоциональность даже необходима. Она делает подаваемый материал более живым, острым и интересным читателю, зрителю, слушателю. Более того, порой это даёт некий шанс всколыхнуть общество, привлечь его внимание к определённым проблемам. Но необходимо тонко чувствовать ту грань, которая не даст уйти от реалий, от действительности. Весьма важное условие правильной оценки факта - деловая компетентность, знание предмета, того, о чем пишешь. Чтобы заметить новое явление в технике, в методах работы, в нравственном воспитании, необходимо знать соответствующую область практики и теории. Это элементарное требование к автору.
Ни в коей мере нельзя быть необъективным. Да, объективность не математическая или научная точность, а, скорее, это такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Объективность – точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, нужно понимать, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.
Факты – вещь упрямая, и это аксиома. В журналистике, факт можно определить, как достоверное отражение фрагмента реальности. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности.
Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических, художественных и публицистических материалах используются самые разнородные факты:
- исторические
- литературные
- юридические
- социальные
- культурологические
Факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью. Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов.
Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественных, публицистических) имеют свои особенности. Реальное то, что существует в действительности.
Факт, то есть знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Мы не всегда до конца используем возможности представить факт во всей полноте его значения, во всей его специфичности. Возникает штамп, он и становится психологическим барьером восприятия читателя.
Штамп – это выраженная в литературной форме схематичность мысли. Корень порочности такой литературной формы - в поверхностности, неконкретности содержания. Штамп есть мышление готовыми фразами, ведущее к обеднению языка
Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями, взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование.
Показать природу факта и его назначения в журналистском произведении, добиться объективности в освещении события, журналист может, если будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Способы подачи фактов в различных жанрах журналистики разнообразны. Мастерство журналиста заключается в том, что, нужно не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи. При сочетании всех этих свойств, факт становится подобием алмаза, подвергнувшегося огранке и ставшим, поистине бриллиантом. В этом случае потребитель, то бишь читатель, будет только благодарен автору.
Текст журналистского материала, написанный живо, эмоционально, убедительно затрагивает сердца и души читателей. Чтобы текст стал злободневным, тема должна затронуть сердце и душу автора. Когда сам волнуешься, болеешь душой, радуешься или злишься, то текст получится эмоциональным, живым, убедительным. Эмоциональный ряд присущ художественным и публицистическим жанрам, аналитическим и даже информационным. Трудно представить себе репортаж без эмоции. Методы репортажа – это эффект присутствия и эффект соучастия. И присутствие, и соучастие предполагает отношение автора, эмоции автора. Причем эмоции, основанные, опирающиеся на реальные факты, реальные обстоятельства. Эмоции в журналистике идут от реальности, от многообразия жизненных реалий. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий. Журналист в своих материалах должен правдиво отражать действительность. Но, в сознании журналиста, в его духовно-нравственной составляющей действительность подвергается авторской правке, авторскому ретушированию. В журналистике у эмоций подчиненное положение по отношению к понятиям. Просто в ряде случаев они выступают компактно, в большом количестве или приобретают такую яркость, что создается впечатление, будто они превалируют над понятиями. Следовательно, можно считать, что эмоциональный элемент в журналистике существует в различных видах - и в составе понятия, и наряду с ним. При этом рациональное начало, ведущее. В произведении эмоции передаются при помощи: лексики, пунктуации, определенного построения предложений, междометий, вводных слов, обращения, графического выделения разных частей текста, но в первую очередь соотношение эмоций, чувств раскрывается в лексике.
Журналист имеет право на собственное мнение. И исходя из этого, не уходя от истины он и делает свой материал. И если он вложит в него душу, найдёт нужные слова, создаст соответствующий эмоциональный фон, то успех произведению гарантирован. В этом случае эмоции являются средством достижения результата. Такой журналист, шквалом своих эмоций, может вызвать поток эмоций читателей, а попросту, ему удастся всколыхнуть общество.
Хорошо известно, что зрелость эмоций, достаточно развитые социальные чувства – необходимая предпосылка нравственного сознания и нравственного поведения. Отсутствие у журналиста должной степени эмоциональной зрелости чревато деформацией его личностных, прежде всего нравственных качеств. Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.
Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.
Что же тогда из этого следует. В данном случае уместны слова: не навреди. Берясь за тему, необходимо взвесить все за и против, изучить весь имеющийся материал, сопоставить факты, понять, что может быть ещё полезным для дальнейшей работы с материалом.
Столкнувшись с чем-то очень ярким, интересным, острым, из ряда вон выходящим, журналист, как правило, становится подобен азартному игроку. Буря чувств, эмоций переполняют его, он уже предвкушает, какой убойный материал может получиться. И вот на этом этапе, весь этот симбиоз чувств и может сыграть злую шутку с автором. В такой момент, он может пойти на поводу своих чувств, забыв всё то, о чём мы говорили ранее. Скорее всего, необходимо на какое-то время остыть, успокоится и только тогда приступать к работе над материалом. Необходимо сопоставить все факты, проверить источники, дать всему этому хладнокровную оценку и попытаться понять, а что же ещё осталось как бы за кадром и могло бы украсить произведение при обнародовании ранее не известного. В этот момент, эмоции должны уйти на второй план, уступив место холодному рассудку. Только после этого, взвесив все за и против, стоит браться за работу. И вот во время самой работы над материалом, эмоциональность может даже очень пригодится. Она будет подхлёстывать автора, заставлять его работать по теме с полной отдачей сил. Именно на этом этапе необходима та золотая середина, тот баланс, когда эмоции не будут перехлёстывать над фактами, а факты не будут довлеть над эмоциями. Если автор, подобно скульптуру, взяв весь материал, отсечёт всё не нужное, оставит факты, добавит чуточку эмоций, слегка приправит своим мнением, то в итоге получится, то произведение, которое будет интересно читателю и тронет его душу. А это значит, что можно рассчитывать на благодарность читателя, быть услышанным тем, кто должен это услышать и надеяться на решение проблемы, если таковая была обозначена.
Исходя из всего этого, следует сделать вывод: журналист не может работать в угоду дня, идти на поводу у кого-то, пренебрегать фактами, руководствоваться эмоциями, ставить во главу угла корысть или амбиции, да и вообще – быть не чистоплотным и идти на сделку с совестью. Рано или поздно, за всё приходится платить. Может наступить момент, когда станет стыдно за минутную слабость, либо мягкотелость.
Вывод напрашивается сам собой: нужно всегда оставаться человеком и быть настоящим профессионалом в своей профессии. И тогда не будет стыдно, за бесцельно прожитые годы.