- «В театре - опера «Евгений Онегин. Еврей пристаёт к зрителю из предыдущего ряда: - Скажите, Онегин – еврей? - Нет. Через некоторое время: - Скажите, Татьяна – еврейка? - Нет, не мешайте слушать. Через некоторое время опять: - Скажите, Ленский – еврей? - Нет, я вам сказал. Не мешайте. - Скажите, а няня – еврейка? - Еврейка, еврейка !! - Браво, няня !!!» (Из книги «Еврейские анекдоты от Лензона»)
- 1. Кто считается евреем, а кто нет?
- 2. Почему так много евреев среди известных ученых и музыкантов?
«В театре - опера «Евгений Онегин. Еврей пристаёт к зрителю из предыдущего ряда:
- Скажите, Онегин – еврей?
- Нет.
Через некоторое время:
- Скажите, Татьяна – еврейка?
- Нет, не мешайте слушать.
Через некоторое время опять:
- Скажите, Ленский – еврей?
- Нет, я вам сказал. Не мешайте.
- Скажите, а няня – еврейка?
- Еврейка, еврейка !!
- Браво, няня !!!»
(Из книги «Еврейские анекдоты от Лензона»)
1. Кто считается евреем, а кто нет?
Тут надо рассматривать, для кого считается, а для кого не считается.
Если мы говорим про религиозное право, галаху («галаха», «алаха» — традиционное иудейское право, регламентирует религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев), то там чётко написано, что евреем считается тот, кто либо рождён от матери-еврейки, либо принял гиюр (гиюр — обращение нееврея в иудаизм), то есть стал иудеем.
В то же время есть Государство Израиль со своим законом о возвращении, которое определяет, кто имеет право получить гражданство Израиля. Закон о возвращении появился вследствие Нюрнбергских законов — законов, принятых в Нюрнберге в 1935 году нацистами. Это определение еврея до третьего колена — по бабушке или дедушке. Эти законы чётко прописывали, кого считать евреем, ограничивать в правах и потом уничтожать. По этому же принципу — третьего колена, — если у вас есть документы, где написано, что, например, дедушка — еврей (неважно, по папиной или маминой линии), вы можете получить гражданство Израиля.
Конечно, можно бесконечно долго об этом говорить, что, например, есть дело брата Даниэля (брат Даниэль (1922–1988) — католический монах еврейского происхождения), еврея, он родился от матери-еврейки в еврейской семье и в какой-то момент во время холокоста принял крещение, а потом, после войны, попросил у Израиля гражданство, и Израиль ему отказал. То есть Израиль не пускает евреев, которые приняли христианство.
2. Почему так много евреев среди известных ученых и музыкантов?
Это отличный вопрос. В принципе, многое обусловлено самой религией. Иудаизм — это религия соблюдения и религия знаний, учения. Когда вы учитесь всю жизнь, вы начинаете неплохо разбираться в вещах. Тот же Талмуд (Талмуд, или Устная Тора, — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма) учит не только закону. Он учит думать. Талмуд тренирует мозг точно так же, как, например, математика. Именно поэтому среди евреев так много математиков и вообще учёных, если мы говорим про науку. Не говоря уже о преследованиях евреев: нужно постоянно доказывать, что евреи лучше.
С музыкантами тоже интересный момент: молитва обычно пропевается, как песня. Свадьбы, похороны тоже проходят с музыкой — с народной музыкой клезмер (клезмер — жанр еврейской этнической музыки).
Но не только много ученых и музыкантов — есть много бизнесменов. Например, в черте оседлости (черта оседлости — территория, в пределах которой законодательством Российской империи было разрешено проживать евреям с 1791 по 1917 год) евреям было запрещено владеть землей и покупать землю, зато ростовщичество — давать деньги в долг, хранить деньги — никто не запрещал, и это был способ выжить, сделать какой-то гешефт (гешефт — выгодная сделка, коммерческое дело), иметь дело. Есть, конечно, среди евреев и спортсмены, но меньше...
3. Ленин — еврей?
Ленин не еврей. Хотя его дедушка по маминой линии, Александр Дмитриевич Бланк, был выкрестом (выкрест — человек, перешедший в христианство из другой религии; здесь — крещёный еврей). Семья Ленина об этом не знала. И Ленин сам себя точно не назвал бы евреем, даже зная — а он не знал — про корни своего деда. Не думаю, что он бы стал себя ассоциировать с евреями.
4. Гитлер — еврей?
Гитлер не был евреем. Это конспирологическая теория: вот, еврей убил кучу евреев. Ну ребята, камон. И говорят про фамилию Гитлер, что она якобы образована от еврейского имени Гитель. Но тогда бы эта фамилия писалась через G, а не через H — а она же пишется Hitler, через Н. Так что нет, Гитлер не еврей.
5. Сталин — еврей?
И Сталин не еврей. Обычно спрашивают, потому что его зовут Иосиф. Но это в принципе библейское имя. Иосифа можно встретить и у христиан, и у мусульман — Юсуф. Нет, Сталин - грузин.
6. Бог — еврей?
Это - супервопрос.
Бог не может быть евреем. Бог вообще не человек. Иудаизм об этом чётко говорит. Для иудаизма Бога нельзя никак очеловечивать: нельзя изображать, нельзя представлять его человеком. Эйн Соф — это безграничное. Как может нечто безграничное, нечто непознаваемое быть евреем?
7. Что за коробочки на лбу у евреев?
Коробочки на лбу и, что важно, на руке у евреев называются «тфилин» — от слова «тфила», то есть «молитва». В тфилин помещены пергаменты с некоторыми стихами Торы, в том числе «Шма Исраэль» («Шма Исраэль», «Слушай, Израиль» — важнейшая молитва в иудаизме), которые напоминают, что Господь вывел евреев из земли Египетской, освободил от рабства египетского, а также в этих же стихах содержится повеление о том, что нужно эти слова поместить на руку и на голову.
Эти коробочки сделаны из кожи кошерных животных (кошерные животные — те, что и жвачные, и парнокопытные одновременно). К ним прикрепляются ремни, тоже из кожи кошерных животных. Внутрь коробочки помещаются пергаменты, опять же — из кожи кошерного животного. Они надеваются в будние дни во время утренней молитвы. Одна — на руку, над бицепсом, то есть на слабое место.
Человек поворачивает коробочку немного к сердцу и обматывает ремень специальным образом семь раз по предплечью, а потом три раза ещё по среднему пальцу, закрепляя таким образом один тфилин. А второй тфилин надевается на голову, на место роста волос. То есть они помещаются у сердца, на руке, и это значит, что иудей совершает свои поступки по воле Бога, и перед взором, на голове, то есть мысли тоже должны быть подчинены воле Бога...
8. Тора — это то же самое, что и Библия? А Талмуд?
Моисей на горе Синай получает две Торы — письменную и устную. Письменная Тора — это определённое количество книг. Начинается всё, собственно, с самой Торы — Пятикнижия Моисеева, самой основы основ. Затем в канон включается Невиим — это книги Пророков. Потом — Ктувим, Писания. Все вместе по первым буквам (Тора — Т, Невиим — Н, Ктувим — это К либо Х. Буква «каф» может обозначать звук [к] или [х]) получается Танах, это аббревиатура. Танах практически полностью совпадает с Ветхим Заветом.
Талмуд — это, в сущности, закреплённый на бумаге устный закон. То есть понятно, что сначала люди долго-долго передавали друг другу устную традицию и не записывали её. И более того, им было запрещено записывать. Так как школы разные и люди по-разному относятся к закону и по-разному трактуют законы, они начинают вести дискуссию: а вот мой учитель говорил так, а мой учитель говорил так. И, собственно, все эти комментарии, дискуссии записаны в Талмуде. Можно бесконечно его изучать, собственно, чем иудеи и занимаются. Но чётко нужно понимать, что Танах — это Письменная Тора, Талмуд — это Устная Тора, устная традиция, которую впоследствии записали на бумаге...
9. Правда ли, что всем мужчинам-евреям делают обрезание? Зачем?
Авраам — первый еврей. Бог ему сказал: выйди из Ура Халдейского, оставь отца своего, оставь язычество, признай меня единым Богом — я выведу тебя в землю, которую укажу тебе, и от тебя воспроизведу народ.
Авраам уходит, и перед тем как он вошел в землю Ханаанскую, Бог говорит ему: давай заключим с тобой союз, чтобы показать, что ты меня принял единым Богом и что ты принимаешь это пророчество, что от тебя произойдет большой народ. Для этого нужно обрезать крайнюю плоть — и не только Аврааму, а всем в доме Авраама, вплоть до рабов...
И с тех пор, когда в семье рождается мальчик, первые семь дней он ещё принадлежит Богу, а на восьмой день люди уже сами могут что-то в нём изменить. Что именно? Сделать обрезание...
10. Почему некоторые евреи качаются взад и вперед, когда молятся?
Есть два подхода — как это обычно бывает, на двух евреев три мнения…
Не все иудеи раскачиваются при молитве. Некоторые иудеи не раскачиваются, стоят неподвижно, потому что считают, что в присутствии Бога не подобает двигаться — нужно стоять ровно (божественное присутствие возникает, когда 10 евреев молятся вместе, — это называется «шхина»).
Второе мнение заключается в том, что нужно двигаться, раскачиваться, а эти раскачивания — это, скажем так, поклоны. Адепты этого подхода ссылаются на некоторые стихи из Торы, которые говорят: «затрепетало нутро моё» от взаимодействия, от общения с Богом.
11. Что значит шестиконечная звезда?
Это очень древний символ, он встречается ещё в Древней Индии, и у него множество толкований: от мужского и женского начал до четырёх видов стихий.
Евреи долго его не использовали. Он становится официально еврейским только с XIX века и активно используется сионистами — людьми, которые ратуют за создание Государства Израиль и объединение всех евреев на земле Израиля.
Есть версия, что этот рисунок был изображен на щите Давида (Давид, ок. 1035–965 до н. э. — царь народа Израиля) либо щиты в армии Давида имели такую форму: первая защитная пластина защищает плечи и ниже, а задняя, наоборот, защищает шею и низ. Если смотреть во фронт, то это складывается в звезду.
Есть ещё отсылка к белой лилии, в «Песне песней» («Песнь песней» — одна из книг Торы, приписывается царю Соломону) встречается это указание: каждый подсвечник под менорой (менора — семисвечник. Один из древнейших и главных символов иудаизма), которая освещала храм, был украшен лилией, и это символ, отсылающий нас к шестиконечной звезде. Изначально могендовид вообще не является символом веры. Это не символ иудаизма, это именно символ народа.
Символ иудаизма — это как раз менора, семисвечник.
12. Чем отличается еврей от иудея?
В России есть чёткое деление. Говоря «еврей», в России подразумевается, что человек рождён в еврейской семье, то есть еврей по национальности, этнический еврей. Иудей — это человек, который исповедует иудаизм, учит Тору, соблюдает заповеди и живёт религиозной жизнью.
В чём этимологическое различие этих понятий?
Еврей — это иври, «перешедший с той стороны реки». Важный момент: до сих пор нет единого мнения, какой именно реки и что именно это значит.
Есть мнение, что это Евфрат, потому что Ур Халдейский, откуда вышел Авраам, находился в Междуречье, между Тигром и Евфратом. Когда Бог сказал: «Выйди из Ура Халдейского», евреи переходят реку Евфрат, и поэтому они иври — «пришедшие с той стороны реки». Также называют и Иордан — это уже ближе к земле Ханаанской.
У слова «иудей» другая этимология. Вообще, во многих языках мира так называют евреев: немецкое Jude, французское juif, английское jew, польское żyd — в польском языке это слово не имеет негативной коннотации. В Чехии тоже говорят «жид», имея в виду просто «еврей». «Иудей» — от имени Иуда.
Тут мы вспоминаем историю, что Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а Иаков родил Иосифа и братьев его. Собственно, братья — это 12 колен Израилевых, и один из них — это Иуда, родоначальник племени, колена Израилева.
В общем, иудаизм — это отсылка к религии, и иудей — тот, кто соблюдает заповеди. А еврей — это национальность...
13. Чем синагога отличается от храма?
В сознании русскоязычного человека, в принципе в сознании христиан мечеть, церковь, синагога — это всё храмы. Храмы разных религий.
Но это неверно. Синагогу нельзя называть храмом, это совершенно другое помещение по смыслу...
Храм — это место, где приносят жертву, совершают воскурения. Это определённое место, обозначенное Богом, и там могут служить лишь специальные люди — «коаним». Сейчас храма нет. Он разрушен в 70 году новой эры римлянами. В отсутствие храмов евреи молятся в синагогах. Синагога нужна не для жертвоприношений, а для изучения, чтения Торы и молитвы.
То есть у этих помещений абсолютно разные назначения, разный смысл, ну и разное местоположение. Храм был разрушен, но он будет восстановлен. И как написано в Торе, в Пророках, он должен быть восстановлен Мессией, Машиахом.
Часто задают вопрос: почему его нельзя сейчас взять и построить? Потому что это не люди должны делать. Это должен сделать Машиах, помазанник Божий, у которого, скажем так, будут такие полномочия...
14. Правда, что у евреев другой год?
Да, абсолютно верно. Так в 2020 году у евреев был 5780 год. Евреи ведут летоисчисление от сотворения мира. То есть в 2020 году мир был сотворен 5780 лет назад.
Евреи живут по лунно-солнечному календарю. Месяц равняется 29 или 30 дням, и в итоге получается, что в году 354 дня. Но для того, чтобы 354 дня лунного календаря как-то сочетались с 365 днями солнечного, добавляются високосные годы. Но не такие високосные годы, к которым мы привыкли, живя по григорианскому солнечному календарю, когда високосный год — это всего лишь наличие 29 февраля. Еврейский високосный год означает, что в году добавляется дополнительный месяц. В лунно-солнечном календаре — 19-летний цикл, и семь годов из 19 лет — високосные. Это 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы.
В Израиле пользуются григорианским солнечным календарем, но и еврейский календарь тоже используется. Это религиозный календарь. Например, праздники отмечают по еврейскому календарю, и, так как это лунно-солнечный календарь, они всегда приходятся на разное время.
15. Как кипа держится на голове?
Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счёт своей формы и размера.
Чаще всего это матерчатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жёсткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для её ношения может потребоваться какой-то девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка...
Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает.
Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках…
16. Правда ли, что женщины-еврейки всегда носят парик?
Нет, еврейки не всегда носят парик. Парик носят религиозные еврейские замужние женщины.
Согласно еврейской традиции, волосы замужней еврейки может видеть только её муж, поэтому голова покрывается каким-то головным убором. Это может быть платок, шляпка, шапочка или косынка, а также парик, который приравнивается к головному убору...
Некоторые еврейские женщины, которые носят парики, очень коротко стригутся или иногда даже бреются налысо для того, чтобы этот парик было удобнее носить…
17. Зачем евреям локоны на висках и верёвки на одежде?
Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде.
Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются «цицит». Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гардероба — талиту.
Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду.
Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей...
Существует такой метод анализа еврейского текста — «гематрия», согласно которому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют количество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 заповедей, что вы еврей и должны их выполнять...
Теперь про пейсы.
На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длинные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим.
В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиозной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации...
18. Что такое «штетл»?
«Штетл» — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, преимущественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко. Это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея.
Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть еврейская инфраструктура: синагога, «хедер» (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуального омовения) и так далее.
Там есть раввин, есть «шохет» — это резник, который занимается ритуальным убоем скота. Там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.
Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.
Само слово «штетл» происходит от немецкого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».
Местечки были практически стёрты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. Какие-то местечки остались как небольшие городки или поселки городского типа.
19. Что такое хала и чем она отличается от батона?
Хала — это традиционный еврейский праздничный хлеб. Он может быть круглый или в форме косички. Субботняя хала — это обычно плетёная косичка. От других хлебобулочных изделий хала отличается в первую очередь кошерностью (то есть хала приготовлена в соответствии с еврейскими религиозными традициями и употребление её в пищу не противоречит канонам иудаизма), составом и символическим значением.
Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция посылалась в канун субботы для того, чтобы евреи в субботу не собирали манну, да и сам Господь в этот день отдыхает...
Другой известный еврейский хлеб — это маца, пресные лепешки. От халы он очень сильно отличается. В состав мацы входят только мука и вода. Этот хлеб употребляется в праздник Песах, когда запрещено употребление квасного, то есть дрожжевого, поэтому во время Песаха едят вот такой пресный хлеб.
20. Ханука — это еврейское Рождество?
Нет, Ханука — это еврейский праздник огней или света. Празднуется он в память о ханукальном чуде, которое произошло во II веке до нашей эры в Иерусалиме.
В то время Иудея находилась под владычеством Селевкидской державы. Император этой державы Антиох Епифан проводил политику эллинизации. Он насаждал греческий язык, греческую культуру, Второй Иерусалимский храм был осквернён. Там было устроено святилище Зевса.
В результате всего этого вспыхивает еврейское восстание, так называемое восстание Маккавеев. Храм был освобожден, очищен от идолов, и должно было восстановиться храмовое богослужение. А для этого нужно было восстановить храмовую менору — семисвечник, один из важнейших символов иудаизма. Её нужно было зажечь, но в храме был обнаружен всего один кувшин освящённого масла для меноры.
И случилось ханукальное чудо: масла, которое было в кувшине, хватило на восемь дней горения этого семисвечника — ровно столько, сколько потребовалось для изготовления нового освященного масла.
С тех пор во время праздника Хануки зажигается ханукальный светильник. Это восьмисвечник, он очень похож на менору, но там восемь свечек и ещё одна дополнительная — «шамаш», от которой зажигаются остальные свечки.
В течение восьми дней Хануки зажигается по одной свечке в день…
Все иллюстрации для публикации взяты в свободном доступе сети Интернет ...
Ссылки на использованные в публикации источники и полезную литературу даны в конце материала.
Напомню, что на своём канале сформировал и поддерживаю тематические подборки публикаций, связанных с историей мировой и русской культуры, историей Москвы, литературой, литераторами и другие ...
Взгляните, например, на такие подборки (на них можно перейти простым кликом на картинку):
«Из истории русской и мировой культуры»,
«О литературе и литераторах»,
«Мой любимый Михаил Булгаков» и другие.
Вдруг найдёте что-то интересное или неожиданное для себя ? ..
Посмотреть тематические подборки, полистать другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь.
Источники и полезная литература:
1. Боярин Д. Израиль по плоти. М., 2012.
2. Вихнович В. Л. Иудаизм. СПб., 2006.
3. Евреи, еврей, еврейская религия и традиции (эл. версия).
5. Ланж де Н. Иудаизм. Древнейшая мировая религия. М., 2012.
6. Материалы сайта arzamas.academy.
7. Фридман Р. Как создавалась Библия. М., 2011.
9. Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху второго Храма и период Мишны и Талмуда. М., Иерусалим, 2001.