Найти тему
Известия Мордовии

«Степан Эрьзя. Долгий путь домой»: В Мордовии прошли съёмки нового документально-игрового фильма с участием звёзд российского кинематографа

«Мотор. Камера. Хлопушка…»

Жители кочкуровской ПодлеснойТавлы в общем то уже привыкли, что в местный музей «Этно-кудо» Владимира Ромашкина постоянно наведываются туристы и нередко приезжают съёмочные группы. Но заметив на крыльцеэтно-дома «Лёню Воронина», то есть, популярного театрального и киноактёра Станислава Дужникова, а около плетня с разноцветными ленточками – «папину дочку» Лизу Арзамасову, сельская детвора издалека с любопытством рассматривала телезнаменитостей. И ещё незнакомых серьёзных дядей – с видеокамерой, громадным лохматым микрофоном на длиннющей палке, какими-то непонятными штуковинами наподобие экрана, девушку с хлопушкой… А своя тавлинская Раиса Васильевна (хранительница музейного хозяйства Раиса Водясова – ред.) в привычном национальном наряде на эрзянском и русском языках зачем-то много, много раз повторяет одно и то же приветствие Лизе.

-2

— Тишина на площадке! Мотор. Камера пошла. Хлопушка, — громко командует режиссёр.
— Сцена первая. Дубль седьмой, — откликается барышня с хлопушкой

Понаблюдав минут 10-15, ребятня спешит по своим, наверняка, важным делам. Съёмочная смена продолжается с 10.00 до 21.00.

Натура с натуры

В конце июля в Саранске и районах республики прошли съёмки документально-игрового арт-детектива «Степан Эрьзя. Долгий путь домой».

— Проект, посвященный великому мордовскому скульптору, чьё творчество известно далеко за пределами России, задумывался ещё несколько лет назад, — уточнила генеральный продюсер кинокомпании «Аллюр-фильм» Алла Каргина. –Чтобы рассказать о нем, важно показать людям, где родился гений, как формировалось его мировоззрение, как развивалось его художественное мастерство. А чтобы привлечь широкое внимание современного зрителя, возникла идея детективного сюжета, разворачивающегося вокруг одной из работ Эрьзи. И по ходу действия молодой искусствовед Даша, которую играет Елизавета Арзамасова, узнаёт массу подробностей о непростой судьбе скульптора.

Прежде чем писать сценарий и приступить к съёмкам, по словамАллы Каргиной, авторы изучили биографию и творчество Эрьзи, консультировались со специалистами Республиканского музея им. С.Д. Эрьзи. Два года назад продюсеры специально приезжали в Мордовию, чтобы определить, где пройдут съёмки.

Документальную часть арт-детектива снимали в Саранске с участием искусствоведов и историков краеведческого и Музея Эрьзи.

Натурой для игровой части, кроме этнопарка ПодлеснойТавлы, стали леса Темниковского заповедника, старошайговская Старая Теризмогра и, конечно, ардатовское Баево, где родился скульптор.

Кроме Мордовии, съёмки пройдут в Москве и в Баку, там Степан Дмитриевич жил и работал с октября 1923-го по июль 1925 года. А фрагмент аргентинского периода его биографии, по секрету сообщила журналисту «ИМ» Алла Каргина, будет сниматься в интерьерах и декорациях Яушевского музтеатра.

«Папина дочка» стала искусствоведом

В художественной части вместе с Елизаветой Арзамасовой заняты популярные актёры Даниил Спиваковский, играющий маститого профессора искусствоведения Сергея Розанова, Виктор Пиппа.

Роль взрослого Степана Эрьзи исполняет актёр Мордовского национального театра Павел Михайлов, Степы Нефедова в детстве – саранский школьник Даниил Котов. Тавлинский резчик Пётр Рябов и хозяйка-хранительница «Этно-кудо» Раиса Водясова играют самих себя, заведующая саранского «Мордовского подворья» Светлана Подгорнова – этнографа, к которой обращается за консультацией московский искусствовед Даша.

Других персонажей сыграют актёры Мордовского национального театра Андрей Грызлов, Антон Саранкин, директор Музыкального театра им. И.М. Яушева Владимир Шарапов. Кроме того, в съемках массовых сцен приняли участие волонтеры — выпускники и старшеклассники Саранских общеобразовательных школ.

«Эрьзя мне почти родной»

Станислав Дужников выступает не только в качестве сопродюсера документально-игрового арт-детектива. Он взял на себя ответственность – воплотить образ отца будущего скульптора — Дмитрия Нефедова.

-4

— Эрьзя занимает важное место в моей личной судьбе, — признаётся артист. – Кстати, я сам по отцу эрзянин, по маме – мокшанин, хотя родился в Саранске, но оба языка немного знаю и понимаю. А мой папа не получил профессионального художественного образования, но он не просто увлекался изобразительным искусством, сам занимался скульптурой. Как любитель. Хотя у него здорово получалось делать интересные вещицы. Допустим, они с приятелем сидели, общались за столом, и пока разговаривали, отец из куска обычной оконной замазки лепил портрет собеседника. И помню, как он меня, шестилетнего впервые привел в музей, познакомить с творчеством Эрьзи. Помню, какое мощное впечатление произвели на меня, ещё не понимавшего всей ценности художественного мастерства, увиденные скульптуры. И я до сих пор храню комплект фото-открыток с произведениями Эрьзи, который мне вручили тогда в музее. Поэтому хочется снять фильм, благодаря которому люди тоже узнают о гениальном мастере, родившемся в мордовской глубинке, и захотят приехать в Мордовию, чтобы воочию увидеть его творения, землю, подарившую человечеству такого талантливого ваятеля.

— Из автобиографии скульптора известно, что отец Степана Дмитриевича нанимался бурлачить на Волге. Физически тяжким трудом зарабатывал, чтобы прокормить близких. Однако, как он выглядел, сложно представить, не сохранилось ни одного его изображения. Каким Вам видится его образ?

— Изображений нет. Но Эрьзя очень тепло писал о своих родителях. Я понял, что их взаимоотношения с сыном основывались на безусловной искренней любви. Только в любви рождается настоящий талант. Мне важно вместе со своим героем прожить эту отеческую любовь к сыну, — поясняет Станислав Дужников.

Работа над фильмом продлится до конца текущего года. Премьеру арт-детектива «Степан Эрьзя. Долгий путь домой» создатели обещают презентовать в Саранске, а затем планируется его показ в эфире федеральных телеканалов и на стриминговых платформах.